Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 3 (стр. 7 из 10)

Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеёй или стать жертвой хищника.

Сельское население было весь­ма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фа­соль, рис, разводили сады. В за­сушливое время они прибегали к искусственному орошению. Ар­хеологические раскопки позволи­ли установить, что почти в каж­дом крестьянском хозяйстве име­лись коровы, козы, овцы и домаш­няя птица. Многие индийцы дер­жали собак и кошек. Из всех до­машних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже воору­жённые столкновения.

Ремесленники селились в горо­дах, причём представители каж­дой профессии жили на одной ули­це. Были, например, улицы ткачей, гонч­аров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства из­готовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Про­цветала торговля. Особенно развитыми были тор­говые связи с Шумером.

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вёл раскопки. Найдя замечательный памятник II в. до н. э., он очень обрадовался и старался побыстрее

90

закончить работу, как вдруг чуть глубже обнару­жил остатки более древней культуры. Так из небы­тия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мёртвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и ещё более древний город Хараппа. По его имени всё созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культу­ры.

Учёные установили, что Мохенджо-Даро и Ха­раппа — два самых больших города древней ци­вилизации, возможно, столицы крупных полити­ческих объединений. На самом высоком месте в го­роде стояла цитадель, укреплённая мощными сте­нами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ри­туальных омовений. С помощью специального уст­ройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих горо­дов, на редкость прочный кирпич (да­же теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. До­ма были двух- или даже трёхэтажны­ми. Вместо окон в толстых стенах де­лались небольшие отверстия для ос­вещения: и толщина стен, и крошеч­ные окна лучше предохраняли от ин­дийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы со­вершать омовения, не выходя из жи­лища.

Представить, как выглядели жи­тели Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археолога­ми. Вот танцовщица при храме — юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его по­лузакрыты — жрец погружён в мо­литву. Его мантия, перекинутая че­рез левое плечо, украшена орнамен­том в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу — круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеатита (разновидность талька), сохранившего сле­ды красной пасты. Глаза сделаны из белого перла­мутра и от этого кажутся живыми.

В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благо­словение на землепашцев:

Пусть Небо и Земля оросят нас мёдом,

Те, что мёдом пропитаны,

мёд источают,

мёдом воздействуют,

Те, что приносят жертву

и богатство богам,

Великую славу, добычу и мужество нам.

А вот как звучит заклинание при постройке до­ма:

Вот здесь стой прочно, о хижина,

Богатая конями,

богатая коровами,

богатая радостями,

Богатая силой,

богатая жиром,

богатая молоком!

Возвышайся на великую судьбу!

Это слова Вед — древнейших памятников индий­ской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Ве­да заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати» — «дважды рож­дённых». Кто они?

Общество Древней Индии дели­лось на касты (индийцы называют их «джати», а учёные — «варны»). Принадлежность к касте обусловли­валась рождением человека и насле­довалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профес­сией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установлен­ные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возник­новение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так. Был мифичес­кий первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бёдер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры счита­лись «экаджати» — «единожды рождёнными». Каким же образом могли члены первых трёх каст рож­даться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трёх каст совершался сложный обряд «упанаяна», сопровож­давшийся торжественным надеванием священного шнура «упавита». После этого мальчик считался рождённым во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почётное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обя­занности, как знающие священное учение. Их на­зывали «авадхья» — «неприкосновенные». Убий­ство брахмана считалось величайшим преступле­нием.

Царей, военную знать представляли кшатрии — «наделённые могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа» (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники — земледельцы, скотово­ды, ремесленники, торговцы — относились к вай­шьям.

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжёлым. Им не полагалось ничего,

Бюст жреца.

91

кроме непосильной каждодневной ра­боты и смиренного служения «дважды рождённым».

Развитие Древней Индии иногда как бы преры­валось и шло вспять. Так, например, в середине II тыс. до н. э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилиза­ция исчезает. Происходит возвращение к первобыт­нообщинному строю. Только в первой половине I тыс. до н. э. снова возникают государства. Появ­ляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укреплённые «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищённые земляным валом. Снова появляются ремеслен­ники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

В нижнем течении Ганга находилась Магадха — самое крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического уст­ройства, расцвета культуры.

В IV в. н. э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия.

Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царём им­перии Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царём громадной Кушанской империи, через которую проходил в древности Великий шёл­ковый путь.

Эта сказочная страна привлекла и великого за­воевателя древности Александра Македонского (см. ст. «Филипп II и Александр Македонский»). Его войско перешло через Гиндукуш и в долине ре­ки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, дру­гая — под командованием Пердикки и Гефестиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не толь­ко не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

Наряду с царём Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущест­венного государства на северо-западе Индии, кото­рый, несмотря на численное превосходство при­шельцев, решился дать им открытый бой. В 326 г. до н. э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царём. Александр, восхищённый его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоёванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г.

до н. э., то есть уже через 6 лет после смерти Алек­сандра Македонского. Соприкосновение двух куль­тур оказалось кратковременным, но не прошло бес­следно: влияние греческой культуры заметно в пре­красных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отра­жать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернёмся немного назад. В 268 г. до н. э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Лишённый печали»). Он установил дип­ломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. В моло­дости он не отличался мягкостью нрава и даже за­служил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашо­ка»). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория со­временного индийского штата Орисса), получил до­полнительные политические и торговые преиму­щества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.