Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 3 (стр. 8 из 10)

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит те­перь мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставляет: «И если кто причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько прос­тить возможно». Неожиданная метаморфоза Ашо­ки объясняется тем, что царь сделался привержен­цем буддизма, религии, возникшей в Индии в VI в. до н. э., и стал следовать её правилам.

Индия является также родиной индуизма — од­ной из древнейших на земле религий, зародившей­ся в IV тыс. до н. э. Отличительная особенность ин­дуизма — многобожие. Древние индийцы считали, что боги, как и люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наи­более древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зари), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра — повелитель дождя, победивший Вритру — демона засухи. Позже глав­ными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (ох­ранитель).

Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на ми-

92

Когда приходила старость

и рождались внуки,

благочестивый брахман уходил в лес

и становился отшельником.

Железная колонна.

Старый Дели. V в. н. э.

Ступа в Санчи. Ill—II вв. до н. э.

Деталь ворот ступы.

фическом змее Шеше, который плавает в водах косми­ческого океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обла­дает даром превращаться в животных и людей. Однаж­ды, оборотившись карликом, Вишну пришёл к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеяв­шись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и пер­вым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас Бали, великодушный Вишну делать не стал.

Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Ши­ва. Вид его грозен — Шива обвит кобрами, одет в тиг­ровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют «Синегорлым». В руке у Шивы трезубец, а выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает «Горянка», два сына. Пер­вый — четырёхрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой — стрелы.

Древние индийцы обожествляли животных. Особен­но почиталась священная корова Сурабхи, что в пере­воде означает «Хорошо пахнущая». По преданию, эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись ин­дийцы и змеям — нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд — «Земля змей».

В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре — месте, где река Ганг выходит на равнину, и хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в её священных водах.

Бесценным наследием великой индийской культуры является «Махабхарата» — огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-философских текстов. Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В «Махабхарате» много сюжетов, главный из которых по­вествует о борьбе двух царских родов — Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей од­ного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображён в «Бхагават-гите» («Бо­жественной песне»), считающейся самой священной ча­стью «Махабхараты». Некоторые места «Бхагават-гиты» звучат вполне современно:

Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,

Кто же собой не владеет,

тот, враждуя, себе враждебен.

Эпическая поэма «Рамаяна» в противоположность «Махабхарате» — единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики. В «Рамаяне» расска­зывается о старшем сыне царя Дашаратхи — Раме, ко­торый из-за коварства одной из царских жён вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в

94

изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унёс к себе. В страшном гневе Рама, объеди­нившись с предводителем обезьян Хануманом, уби­вает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царём.

«Рамаяну» и «Махабхарату» можно назвать эн­циклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государствен­ном управлении и культуре.

Древние индийцы были сведущи не только в ли­тературе, но и в математике, астрономии, медици­не. Именно они подарили миру шахматы.

Наука врачевания называлась Аюрведа — «нау­ка о долгой жизни». Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником, и фармакологом, и био­логом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлека­ли стрелы из ран, но даже восстанавливали пра­вильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе рав­ных!

Из глубокой древности дошли до нас интерес­нейшие памятники архитектуры. Буддийские свя­тилища-ступы внешне очень напоминают колокол. При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении — настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по­белённой штукатуркой. Верх сооружения венчает

квадратная терраса «хармика» («дво­рец богов»). Из её центра вверх устрем­ляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые «амалака». Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три — количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с ос­танками Будды или буддийских святых. Все мо­ления и обряды совершаются только снаружи.

Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, ко­торое сооружали с III до I в. до н. э. На его зна­менитых четырёх воротах, называемых «торана», представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассмат­ривать ворота можно часами — как читать увлека­тельную книгу.

Древнеиндийская цивилизация оказала огром­ное влияние на многие страны Востока. Невозмож­но ни понять, ни изучить историю и культуру на­родов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная ис­тории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу,

следуя одному обету,

Говорите доброе слово!

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Древний Китай... Там с незапамятных времён земля желта. И жёлты воды великой реки, которую так и назвали — Жёлтая — Хуанхэ. Сидя на её берегу, богиня Нюйва лепила человечков из жёлтой глины. Они выскальзывали из её жи­вотворных рук и заселили эту землю. Владыка их звался Жёлтым государем — Хуанди. Так расска­зывает легенда.

Плодородная почва и обилие воды обусловили основное занятие древних обитателей долины Ху­анхэ — земледелие. Осваивая новые земли, удалён­ные от воды, люди научились их орошать, прокла­дывая каналы.

Получать больший урожай стали тогда, когда орудия начали делать не из камня, как прежде, а из бронзы и железа. Стрела с металлическим нако­нечником вместо кремнёвого или костяного и же­лезный меч вместо камня или дубины были гораздо удобнее на охоте и в бою. Возможность с их по­мощью присвоить имущество соседей, присоеди­нить чужие земли порождала частые войны между различными родами и племенами. Столкновения с

соседями-инородцами продолжались и с появлени­ем государственных образований: уделов, кня­жеств, царств.

Племя шан с переселением в долину Хуанхэ ста­ло называться инь. Оно осело на новых землях, из­гнав после кровопролитной борьбы жившее здесь ранее племя цян, или ся.

Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле бо­жественных сил. Это был поворотный момент в ста­новлении государства на Центральной равнине, как издавна называлась долина Хуанхэ. «Чжун Го» — «Срединное государство» — так стали именовать свою страну сами жители Китая.

Государство Шан-Инь, просуществовав с 1766 по 1122 г. до н. э., подпало под власть племени чжоу, владыки которого, правившие с 1122 по 247 г. до н. э., называли себя ванами — царями. Первым из них был У-ван — «Царь-воитель». Он раздавал соратникам земли и титулы: «гун», «хоу», «бо»,