Смекни!
smekni.com

Уильям Фолкнер. Роман "Особняк" (стр. 2 из 4)

Первая публикация у Фолкнера – сборник стихов «Мраморный фавн». В нём сказалось влияние французского символизма. Затем появляются первые романы – «Солдатская награда» (1926) и «Москиты» (1927). В романе «Солдатская награда» мы видим протест против бесчеловечности войны, боль искалеченный войной человеческие судьбы. Само название имеет иронический характер. «Солдатская награда» - это страшное увечье, полученное на войне восемнадцатилетним Дональдом Мэхоном. В романе «Москиты» писатель выразил своё неприятие к современной Америке. В романе «Свет в августе» автор обратился к феномену вины белого человека, заявив, что каждый ребёнок с белым цветом кожи рождается на чёрном кресле. Он идеализирует подчас отношения плантаторов и рабов, но в главном – в оценке рабства – его позиция реальна.

Тема Юга начинается у Фолкнера с романа «Сарторис» (1929), который считается переходным в его творчестве. В романе противопоставлены современность и прошлое. Главный герой – Баярд Сарторис. Его угнетает бессмысленная жизнь, и ничто не спасает от морального краха.

Роман «Шум и ярость» (1929) – вершина его творчества, классический образец модернистского искусства. Автор ввел приём «поток сознания» с целью характеристики духовного мира героя, сменяющих друг друга мыслей, чувств, впечатлений, воспоминаний, часто не связанных между собой. Название романа отражает авторское понимание мира как иррационального, не поддающегося объяснению начала. Четыре части романа содержат историю семейства Компсонов. В первых трёх частях романа рассказ ведется от имени членов этой семьи, в последней – от имени автора. Главный герой романа – Квентин Компсон. Он испытывает страх перед действительностью, панически стремится укрыться от неё – это принимает уже патологический характер.

В повести «Медведь» (1943) автор поднимает до уровня философского обобщения состояние человеческого духа в общении с природой. Фолкнер с горечью пишет о том, как гибнет природа под напором современной механизированной цивилизации.

Роман «Святилище» (1931) принес Фолкнеру скандальную славу из-за жестокостей, изображенных в нём. Автор вывел как образ современного человека гангстера Пучеглазого, человека жестокого, бездушного, лишенного каких бы то ни было естественных человеческих эмоций. Весь роман воспринимается как крик отчаяния, безнадежности в пустыне, именуемой современным обществом.

Наиболее четко и зрело отношение Фолкнера к проблеме расовых отношений выразилось в романе «Осквернитель праха» (1948) . Главный герой – Чик Мэллисон. Главная проблема белого мальчика, выросшего на Юге, – это главная нравственная проблема (проблема взаимоотношений с неграми), которую он должен для себя решить. Роман представляет собой интерес как попытка Фолкнера исследовать психологический аспект расовой проблемы на Юге.

Роман « Авессалом, Авессалом ! » даёт пример другим авторам «прозы идей». В центре романа – судьба пришельца из «ниоткуда» Томаса Сатпена, в нечеловеческом усилии пытающегося навязать обитателям Йокнапатафы свою демоническую волю, – основать новую плантаторскую династию, он бросает вызов человеческому достоинству окружающих его людей законам крови и расы. Роман отразил намерение автора найти в действительности Юга титанические фигуры, которые напоминали бы персонажей античных трагедий и ветхозаветных лиц.

Роман «Непобежденные» (1938) интересен тем, что в нем мы находим легенду о прекрасном прошлом и критическое исследование её. Произведение автор посвящает Гражданской войне, где главным героем является полковник Джон Сарторис.

Большую эмоциональную и смысловую нагрузку несет у Фолкнера рассказчик. Рассказчик смеётся, уточняет, иронизирует, удивляется, он не во всем узнанный, и рассказ его лишь частично правдив, потому что временами он рассказывает с чьих-то слов. Рассказчик то недалёкий простолюдин, то слишком словоохотливый и всегда его высказывания примитивны и построены на тавтологиях. Образ рассказчика внес в произведения Фолкнера многоголосие. Иногда та же самая ситуация передаётся несколькими рассказчиками, и в событиях открываются новые, вчера не ведомые грани. Таким образом Фолкнер хочет пробиться сквозь путаницу впечатлений и мыслей к многогранной сложности жизни. Он и не собирается разрушать доверие к объективной истине, пересказывая расхождение фактов, впечатлений и случайностей. Против такой манеры повествования выросли необоснованные обвинения писателя в том, что он принципиальный релятивист и признаёт только относительную и субъективную истину.

Излюбленным приёмом Фолкнера является также рассказ от третьего лица. Иногда он использует даже не одного, а множество рассказчиков. Мнимая самоустранённость автора от повествования создаёт определенный психологический эффект для читателя. Вместо авторского рассказа с ясными авторскими оценками происходящих событий и людей, читатель сталкивается с преломлением событий и людей в сознании определённого персонажа. В результате мы узнаём не только и не сколько о событии, сколько о том, как оно зафиксировалось у того или иного героя. Это даёт возможность писателю глубже раскрыть внутренний мир различных своих персонажей. Более того, поскольку читатель не получает готовых авторских суждений, он волей-неволей включается в поиск истины, не только в смысле отгадывания тайн сюжета, которыми Фолкнер щедро насыщает свои романы, но и в плане отгадывания тайн человеческой души. Иными словами, Фолкнер включает читателя в процесс философских раздумий, заставляет его не просто воспринимать преподносимый ему сюжет, а активно мыслить самому над проблемами, поднимаемыми писателем.

Проза Фолкнера выделяется – даже в литературе ХХ века – своей усложнённостью, своим глубоким психологизмом. Писателя часто упрекали в том, что его стиль чрезмерно труден для чтения. Сам Фолкнер объяснял особенности своего стиля следующим образом: «Каждый знает, что его ждет смерть, что у него осталось сравнительно мало времени, чтобы сделать свою работу, и я стараюсь собрать всю история человеческого сердца, если можно так сказать, на кончике своего пера. Кроме того, для меня нет человека, который был бы сам по себе, человек является суммой прошлого. В действительности нет такого понятия, как «был», потому что прошлое существует сегодня. Оно является частью каждого мужчины, каждой женщины, каждого момента. Предки человека, его происхождение являются его частью в любой момент. Поэтому человек, характер в повествовании в каждый момент действия является не только самим собой, он представляет собой все то, что сделало его, и длинная фраза есть попытка вобрать его прошлое и, возможно, будущее в момент действия».

Повествовательную манеру Фолкнера помогает понять концепция времени, воплощенная в его прозе. Время у Фолкнера субъективно. «Время, - писал он, - это текучее сознание, не существующее иначе, как воплощаясь в отдельных людей. Нет никакого «было», только «есть». Если бы существовало «было», мы не ведали бы горестей и печали». Это отразилось и в языке, использовании глаголов настоящего времени, в стилевой индивидуальности прозы Фолкнера.

Для стиля Фолкнера характерен еще один приём. Как правило, в его романах нет единого, постепенно развивающегося сюжета. Вокруг центрального сюжета обычно сосуществует еще множество побочных сюжетов, вставных новелл, анекдотов, которые, казалось бы, только косвенно связаны с непосредственным действием. Не случайно, что многие куски романов писателя сначала печатались как самостоятельные рассказы. Такая многоплановость создает определенное полифоническое звучание произведения, одни истории дополняют другие, иногда контрастируют с ними, и в результате рождается как бы симфония человеческой жизни.

Вокруг Фолкнера и его места в американской и мировой литературе ведется не мало споров. Фолкнера причисляют к модернистскому направлению в литературе. Прежде всего, за усложненность и изощренность его стиля. Но если у большинства модернистов усложненность стиля представала как самоцель, как теряющая смысл игра со словами, то Фолкнер, экспериментировал, стремясь расширить арсенал средств, позволяющих глубже заглянуть в душу человеческую, обогатить реализм ХIХ века новыми возможностями.

Есть ещё одна сторона творчества Фолкнера, которая в известной степени сближает его с модернизмом. Это изображение самых жестоких, самых темных проявлений человеческой натуры, занимающее много места в его романах. Но если модернизм по сути своей античеловечен, стремится унизить человека, показать ему его гнусность и ничтожество, то Фолкнер ставит перед собой иные задачи, сближающие его с Достоевским.

Наивысшим достижением Фолкнера – реалиста в изображении типичного «героя» современного американского общества стал Флем Сноупс – главный персонаж трилогии «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959).

Действие первого романа «Деревушка» начинается в 90-х годах XIX и доводится до 40-х годов ХХ века. Автор прослеживает историю рода на нескольких поколениях. Сноупсы более всех персонажей Фолкнера представляют сегодняшнюю Америку. Действие происходит в глухом, придуманном писателем округе Йокнапатофе, расположенном на севере штата Миссисипи. Крохотная деревушка Французова Балка,находится в нескольких километрах от главного округа Джефферсона. Самым богатым хозяином когда-то пышной плантаторской усадьбы и окружающих ферм является Билл Уорнер. Ему принадлежат жизненные основные центры – лавка, мельница, кузня. В его владении и лучшие земли этих мест, он правит здесь безраздельно и властно, выполняя функции мирового судьи, школьного попечителя, политического «босса».