Смекни!
smekni.com

Уильям Фолкнер. Роман "Особняк" (стр. 4 из 4)

Фолкнер сам принадлежал к этим потомкам, к новому поколению молодых южан. И отношение к прошлому было двойственно. Он не мог отказаться от красивой легенды о Юге до Гражданской войны как о потерянном рае, в атмосфере этой легенды вырос он сам, впитал её, она стала частью его духовного «я». Но как большой реалист, художник, Фолкнер не мог не видеть давящего гнета легенды о прошлом, не мог закрыть глаза, на то разрушающее влияние, которое власть прошлого оказывает на человеческую личность.

Поэтому, читая произведения Фолкнера, мы находим и саму легенду о прекрасном прошлом, и критическое её исследование: трагедия молодого поколения южан, ровесников ХХ века, заключается в том, что они становятся жертвами противоборства между красивой легендой прошлого и реальностью современной жизни. Это противоборство калечит и разрушает их. Когда молодое поколение сталкивается лицом к лицу к действительности, они оказываются беспомощными и слабыми. И тогда выясняется, что моральные ценности, столь высоко котированные в обществе, оказались эфемерными и никому не нужными.

Анализируя современное ему американское общество, Фолкнер видит, как это общество дегуманизирует человека, как оно вытравливает в человеке не простые и в то же время бесконечно ценные человеческие качества – доброту, храбрость, честность, стойкость. Торгашеский дух, господствующий в Америке ХХ века, подменяет все эти подлинные духовные ценности одной-единственной ценностью – деньгами. Человек с его неповторимой в каждом случае индивидуальностью превращается в бездуховное существо. Этот человек утратил свое естественное, чувственное отношение к жизни он оказывается неспособным любить, страдать.

Исследуя процесс дегуманизации человека современного общества, Фолкнер показывает, что личность испытывает на себе тяжкий гнет предрассудков, религиозного ханжества. Среди моральных кодексов, калечащих личность человека, особую роль играет расовая проблема. Фолкнер не раз говорил, что рабство негров является проклятьем, тяготеющим над американским Югом. Он понимал, что сущностью расовой проблемы является экономическая.

Фолкнер всегда стремится сделать человека лучше, чище, и в этом весь пафос его творчества. Когда его спросили, почему некоторые его герои должны быть до такой степени выродками, он сказал: «Причина тут простая. Я достаточно люблю свою страну, чтобы мне хотелось исправить ее недостатки, и мои способности, моё призвание открывает мне единственные путь: это стыдить ее критиковать, пытаться показать разницу между тем, что в ней есть плохого и хорошего, моментами низости и моментами цельности, гордости и честности, напоминать людям, которые прощают низость, что страна знала время слав, что они как народ, их отцы, деды совершали прекрасные, славные дела. Писать только о хорошем в моей стране – значит ничуть не исправить плохого. Я должен говорить людям о плохом, чтобы они достаточно разозлились или устыдились – могли исправить его».

При всех противоречиях творчества американского писателя Уильяма Фолкнера высокий гуманизм отделяет его от модернизма, ставит в первые ряды мировой и американской литературы, в ряды тех писателей, которые пишут для людей, ради людей, во имя лучшего будущего. Именно в этом Фолкнер видел свою жизненную задачу, свой долг писателя.

Непокоренность и неистребимость человека и человечества – основа основ всего философско-этического мировоззрения Фолкнера.

«Я создал собственный космос… Я склонен рассматривать созданный мною мир как своего рода краеугольный камень вселенной: если его убрать вселенная рухнет».

Литература

2.Л.М.Венгеров. Зарубіжна література 1871-1993 рр., “Вища школа” – 1988.

3.Зарубіжна література (хрестоматія), Київ, “Радянська школа” – 1990 р.

4.Н.Я.Яковлева. 11 класс Д. Центр подготовки абитуриентов, 1999 г.

5.Мастера современной прозы. У.Фолкнер. издательство «Прогресс», М. 1974.

6.У.Фолкнер. Роман в новеллах. Киев, издательство «Молодь», 1984 г.