Смекни!
smekni.com

Создание транспортных коридоров (стр. 12 из 29)

По триггерным транспортным районам нужно детально исследовать район Северного Кавказа и в частности Чечни. Это, вероятно, основной район в современном постсоветском пространстве, где проявляется свойство транспортной триггерности. Его нужно исследовать теоретически. Для этого нужно поднимать весь массив информации относительно морфологии транспортных сетей на северном Кавказе и социо-культурного освоения территорий в этом и сопредельных районах. Работа большая, но она даст совершенно новые теоретические и исключительно важные практические результаты. Примерно аналогичная модель должна повториться и в иных транспортных триггерных районах.

Отмеченные положения интересно проследить в пространстве между мусульманской СКС и хоумлендом российской СКС. Весь кавказский буферный регион начинает идти по пути внутренних и совершенно бесконечных войн и становится категорически непроходимым. Такого рода процессы объективно должны вести к тому, что данном регионе все становится очень зыбко. Он не может нормально функционировать. С ним нельзя наладить связи. |В реальности, любое вторжение в него из вне обречено на провал. Чечня играет в этом очень важную роль.

Нужно детально исследовать свойства триггерности в транспортной сети внешней буферной зоны. Например, в Восточной Европе. Это исключительно важно для понимания судьбы и особенностей практической реализации критских МТК. Это имеет непосредственное отношение и к российским участкам МТК.

Рассмотрение свойств триггерности транспортной зоны во многом связано с геополитическим анализом. Мы сейчас усиленно разрабатываем прикладное направление геополитического анализа, ориентированного на рассмотрение именно транспортной сети. Это касается не только стыков российской и зарубежной европейской транспортных сетей. Геополитический анализ стала реальностью и в рамках пространства СНГ. В частности он реальности актуален для российско-украинской границы.

Особая тема связана с проявлениями свойства триггерности транспортных систем внутри российской СКС. Опять же для исследования данного вопроса важно изучение опыта остальных СКС. Процессы освоения территорий часто дают много общего в различных регионах мира.

Триггерность внутренних транспортных районов во многом определяет объемы, структуру и конфигурацию внутренних российских грузопотоков. На этом основании можно разработать методологии мониторинга и анализа грузопотоков внутри РФ, не прибегая к сложным и дорогостоящим исследованиям, которые дают только временные и быстро стареющие результаты.

Если нас интересуют не бесконечные детали, а порядок цифр грузоперевозок, принципиальные особенности конфигурации грузопотоков и их структура, то наиболее желательным вариантом станет система экспертной оценки основанной на такого рода исследовании. Можно разработать и систему мониторинга за состоянием основных грузоперевозок.

Основная ориентация данной системы мониторинга в получении корректной информации по грузопотокам. Существующие методики в реальности дают практически непроверяемые цифры, которые к тому же очень быстро стареют. Вероятно, нужно ставить вопрос относительно исследования грузопотоков по различным параметрам несколько иначе. За современными цифрами, порой, ничего кроме авторитета Министерства или иной организации не стоит. Во многие цифры с трудом верится. Относительно деталей обоснования и проверки цифр говорить и не приходится.

В рамках будущего исследования триггерных транспортных районов будут детально проанализированы такие вопросы как конфигурации триггерных районов различного типа, их генезис применительно к каждому типу, ритмичность развития (активизации), интенсивность проявления триггерных свойств.

Проведение такого исследования позволит ответить на многие вопросы, связанные с проектированием 9 - МТК и 2 - МТК. До тех пор пока детально не выяснены особенности активизировавшихся и потенциально возможных триггерных районов, говорить о создании этих транспортных коридоров на научной основе очень сложно. Естественно, они складываются спонтанным образом и по мере своего формирования выясняются и особенности триггерных районов. Но научными методами в данном случае можно немного опередить реальность и создавать 9 - МТК и 2 - МТК более быстрыми и дешевыми средствами. Триггерный транспортный район - мина замедленного действия. Относительно его расположения и возможной активизации лучше знать заранее.

При анализе триггерных транспортных районов имеет смысл исходить из многоуровенной сетки социо-культурных районов. Обоснование дано в работах Д.В. Николаенко по теории СКС. Работы приведены в общем списке публикаций.

На первом уровне представлены социо-культурные образования. Их 16. Цифра определена эмпирически.

На втором уровне целесообразно проводить детальное исследование СКС по районам и анклавам. На современном уровне сделан предварительный вариант районирования только российской СКС. Итогом оказалось выявление 20 социо-культурных районов и 8 анклавов. Таблица с описание этих районов и анклавов приведена в отчете.

Вероятно, примерно аналогичная картина должна быть и по остальным СКС. То есть, на втором уровне будет определять около 160 - 240 макрорайонов и анклавов.

На третьем уровне целесообразно выходить на уровень анализа мезорайонов. С учетом 16 социо-культурных образований и макрорайонов восьми существующих СКС, мезорайонов может быть от 800 до 2400. То есть имеет место примерное увеличение на порядок. Это согласуется с опытом районирования по экономическим и прочим критериям и выглядит весьма правдоподобно.

Для систематического описания районов каждого уровня (от 1 до 3) нужно отработать свои методики. Проблема не столько в наличии фактического материала, сколько в том, что на каждом уровне есть свои эмерджентные свойства, которые проявляются только на нем и в определенных видах деятельности. Например, проявляются в транспорте или в производстве.

Не станем сейчас детально расписывать порядки площадей социо-культурных районов различного уровня и анклавов. Есть определенные порядки и по численности населения и по характеру освоенности территорий и прочее. В данный момент самое важное то, что есть возможность приступить к выборочному исследованию наиболее важных районов. В особенности это важно для постановки задач 9 - МТК. Есть предварительный вариант социо-культурного районирования российской СКС.

Его предварительность связана в основном с уточнением границ районов. Но это тема во многом бесконечная и однозначное определение границ социо-культурных районов во многих случаях является чисто научной, а не прикладной задачей. Для практических целей мы можем пренебречь некоторыми неопределенностями на социо-культурной карте. При этом стоит четко указывать степень достоверности и научной обоснованности информации в каждом конкретном случае.

Из отмеченных трех уровней, важно, что свойство триггерности проявляется скорее на третьем уровне. Оно не может иметь места на первом уровне. Оно в высшей степени сомнительно на втором уровне. Второй уровень носит слишком масштабный характер для такого свойства. Реальные триггерные районы скорее должны иметь место на третьем уровне. И именно здесь очень важно их исследовать с точки зрения транспортных сетей и влияния этих районов на грузопотоки.

Можно только выражать сожаление, что подобного рода проблематика систематически не исследуется в рамках РАН. Не дожидаясь лучших времен, можно начать исследование триггерных районов, как части социо-культурного районирования российской СКС в рамках малых групп специалистов и через Институт географии при СПбГУ. Для этого будут формироваться группы реальных экспертов, независимо от их места работы и проживания.

Постановка задачи исследования триггерных районов во многом есть путь конкретного научного исследования меняющейся российской реальности. Научные декларации относительно синергетического подхода останутся декларациями, если не переводить их на уровень конкретного исследования конкретных процессов и для конкретных нужд. Задачи типа 9 - МТК в высшей степени благоприятны для такого рода исследований. Они подвергаются публичной проверки. Проверка многоплановая. Она часто приводит к тому, что научные решения становятся предметом жесткой критики. Но поскольку мы ставим задачу с одной стороны всестороннего развития теории СКС и с другой стороны корректной постановки и решения гигантской задачи 9 - МТК, то такого рода критика есть только основание для корректировки и продвижения научных подходов. Научная методология реально отстает от меняющейся реальности. Ее нужно привести в соответствие с ней.

Особая тема - типы транспортных образований. Существует несколько из классификаций, проводимых по различным критериям. Не станем приводить эти широко известные специалистам данные. Ответим только, что типология транспортных образований, вероятно, может меняться в зависимости от уровня освоенности территории. Нужно исследовать данную проблематику и с точки зрения проявления свойства триггерности. Наверняка есть связь между определенным уровнем развитости и типом транспортного образования и проявлением свойства триггерности.

Исследование триггерных районов имеет важнейшее значение для определения и прогнозирования грузопотоков в пределах российского пространства. Сам по себе триггерный район не играет существенной роли и может не вполне распознаваться. Но дело в том, что его активизация ведет к тому, что может фактически перекрываться ранее активно действовавший и реально значимый грузопоток.

В рамках возможно исследовательского проекта по транспортным триггерным районам мы готовы взяться за разработку системы мониторинга за состоянием триггерных или потенциально триггерных районов и прогнозирование их поведения. Разработка такого рода методологии прогнозирования лежит в общем русле проводимых нами исследований и думается, не представит принципиального труда. Это во многом частная тема в рамках более общей задачи исследования пространственно-временной динамики освоения пространства российской СКС.