Смекни!
smekni.com

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений (стр. 2 из 4)

Разумеется, свои минусы имеет и нормативное регулирование, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии и может быть носителем реакционных идей, антигуманной идеологии, ценностных представлений, тормозящих общественный прогресс. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном решении жизненных проблем – учета индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей конкретного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, – дополнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое, индивидуальным. Однако перечисленные недостатки нормативного регулирования не должны заслонять его громадных социальных преимуществ, формирование его имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.


2. Каждый человек сознательно или бессознательно руководствуется в своей деятельности определенными правилами, то есть образцами должного поведения, моделями. Эти правила разнообразны как по содержанию (регулируют отношения людей в различных сферах общественной жизни - быто­вые, семейные, по поводу собственности, осуществления политической вла­сти и т. д.), так и по способам возникновения (могут устанавливаться различ­ными организациями граждан, органами государства или складываться исто­рически, в процессе развития человечества). Без существования правил, регу­лирующих поведение людей, было бы невозможным и существование обще­ства.

Традиционно все нормы по предмету регулирования подразделяются на две большие группы: так называемые социальные нормы, которые регулиру­ют отношения между людьми, их объединениями, и так называемые техни­ческие нормы, которые регулируют отношения между человеком и внешним миром, т. е. природой и техникой.

Всем социальным нормам свойственны следующие черты.

1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регули­руют отношения между людьми;

2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

6) преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в че­ловеческом обществе, – обычаи, т.е. правила поведения, утвердив­шиеся в результате их длительного применения и вошедшие в при­вычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравствен­ное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поко­лений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни. Но все три категории составляют культурное наследие общества, обладают устой­чивостью, опираются на общественное мнение.

Обычаи и традиции у разных народов получают неодинаковое раз­витие. Народы Африки, живущие к югу от Сахары (Судан, Сомали и др.), в течение многих веков жили по нормам обычаев, так как ува­жают память предков. И до сих пор суды многих африканских стран разрешают споры, ссылаясь на обычаи.

Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет боль­шую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную по­ставку товаров, так как иначе можно потерять партнера.

Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установ­ленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регули­руют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно се­рьезную роль они играют в мусульманских государствах.

Религиозные нормы имеют некоторое сходство с нормами права: они формализованы в известной мере, документально зафиксирова­ны в Библии, Коране, Талмуде и нередко выступают источниками права, например в мусульманской правовой системе. В Германии и ныне каноническое право служит частью национальной правовой системы.

Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в обще­ственном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Эти нормы:

1) распространяются только на членов данной организации;

2) закрепляются в уставе, положении и принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах;

3) определяют права, обязанности членов объединения, а также его структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни объединения;

4) обеспечиваются специальными санкциями: предупреждение, выговор, исключение из организации и др.

Корпоративные нормы сходны с юридическими – они формали­зованы, т.е. закреплены в соответствующих актах, обязательны для членов общественной организации, принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, снабжены конкретными санкциями.

Политические нормы регулируют поведение субъектов политичес­кой жизни, отношения между политическими партиями, другими со­циальными группами по поводу государственной власти. Они:

а) закрепляются в политических документах – декларациях, про­граммных документах партий и политических движений и т.д.;

б) адресуются субъектам, участвующим в политической сфере и преследующим политические цели и задачи;

в) направлены на проявление активности в политической сфере.

Действенность политических норм зависит от уровня политичес­кого сознания и политической культуры участников политических процессов.

Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедли­вости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддер­живают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами обществен­ных отношений.

Мораль, как правило, несет оценочную нагрузку (плохо – хорошо), оценивает поступки людей, цели и мотивы этих поступков. Мораль – универсальный регулятор, распространяющийся практически на все действия людей. В отличие от правового регулирования нормы мора­ли имеют менее формализованный характер, они не обеспечиваются государственным принуждением, а их санкцией является обществен­ное осуждение. Моральный фактор всегда играл и будет играть важ­ную роль в жизни общества. Нормы права, имеющие моральное обо­снование, всегда более эффективны.

К социальным относятся также нормы международного права, ко­торые закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях, пактах и т.д. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федера­ции, «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, в Конституции России провозглашен приоритет меж­дународного права перед внутригосударственным.


3. Когда говорят о соотношении норм права с другими социальными нор­мами, чаще всего имеют в виду три момента: их единство, различия и взаи­модействие.

Единство заключается в том, что и нормы права, и нормы морали, и корпоративные нормы, и обычаи - все они относятся к социальным нормам и обладают общими признаками последних. Чаще всего здесь указывают на один из признаков: на то, что содержание социальных норм в целом обуслов­лено уровнем экономического и культурного развития общества (т. е. это нормы одного общества), следовательно, нормы права и иные социальные нормы, регулирующие одни общественные отношения, не могут значительно отличаться по содержанию.

Различия, существующие между нормами права и иными социальными нормами, устанавливаются по следующим критериям.

Во-первых, по происхождению. Нормы права издаются государствен­ными органами. Корпоративные нормы вырабатываются соответствующими организациями; нормы нравственности и обычаи возникают постепенно в процессе развития общества.

Во-вторых, по форме выражения. Нормы права фиксируются в офици­альных издаваемых органами государства нормативных актах, это свойство права принято называть «формальная определенность», причем таким свой­ством не обладают иные социальные нормы. Они существуют либо в созна­нии общества, отдельных социальных групп, либо могут быть записаны в различных источниках, не имеющих официального характера.