Смекни!
smekni.com

Этническая характеристика Эфиопии (стр. 2 из 4)

Костюм женщины имущих классов отличается от описанного выше только качеством материала. Рубахи имеют тот же покрой, что и у крестьянок. Рукава очень узкие, иногда более полутора метров длины. Рубаху подпоясывают широким поясом, как у мужчин. Шаровары длиной более трех метров, сильно суженные у щиколотки, образуют поперечные складки. Рукава рубах и края штанов расшиты цветным шелком. Национальный эфиопский орнамент вышивки на одежде отличается очень своеобразным и сложным рисунком, напоминающим то цветы, то геометрические фигуры, и выполняется черным, красным и серым шелком. Шаммы женщин имущих классов изготовляются из тонкой привозной ткани; каббы шьют из черного сукна, атласа или шелка с яркой бахромой. Женщины носят головную повязку, поверх которой надевают фетровую шляпу. На ногах — кожаные сандалии или привозные европейские туфли.

И женщины, и мужчины любят различные украшения местного производства, по своему качеству почти не уступающие тонким изделиям ювелиров Европы. Женщины носят разнообразные драгоценности: серьги — гутча тонкой филигранной работы, ожерелья, браслеты, кольца из золота и серебра, головные шпильки — вальба, серебряные колечки, надеваемые по нескольку штук на первый сустав пальца — калабат. Мужчины носят медные и золотые серьги, иногда с подвесками из цепочек.

Еще в конце XIX в. эфиопские воины носили поверх рубахи джано (шамму с красной полосой внизу), лемд (накидку) и головные повязки из львиной гривы. В настоящее время лемд (бархатная накидка, по форме напоминающая шкуру льва, леопарда или барса) надевается в очень редких случаях. Почти повсеместно введен европейский воинский костюм, которому приданы некоторые национальные черты: к верху офицерской фуражки пришивается кусок меха, так как раньше воины носили на голове повязки из львиной гривы. Иногда вместо погон пришивают куски меха. Воины носят обмотки и почти все ходят босиком, лишь немногие имеют кожаные сандалии.

Традиционные промыслы. В хозяйстве народов центральной и северо-западной Эфиопии значительное место занимают такие ремесла, как ткачество, обработка кожи, плетение, гончарство, обработка дерева и металла.

Обработка кож, так же как и ткачество, имеет большое значение в хозяйстве народов Эфиопии. Из кожи изготовляют седла, сбрую, ремни, сумки, щиты и ножны, кувшины для воды, формой напоминающие чайники, разнообразную посуду, футляры для роговых и деревянных кубков. Щиты служат теперь только для военных парадов; их выделывают из кожи быка, гиппопотама или буйвола.

Не менее искусны народы Эфиопии в обработке дерева и рога, производстве глиняной посуды, плетении корзин и других изделий. Плетеные изделия самой разнообразной формы и назначения очень распространены в быту. Способ плетения корзин — спиральный. Для отделки пользуются соломой, окрашенной в разные цвета, чаще зеленый, желтый или фиолетовый; сомали и данакиль предпочитают желтый и лиловато-красный. Орнамент — шахматный ромбовидный или в виде концентрических кругов разной окраски. В большом ходу корзины продолговатые и плоскодонные; дно и отверстия их имеют овальную форму, крышки — конусообразную. Очень часто встречаются плетеные сосуды в виде графинчиков, открытые корзины в форме вазы на подставке. Для упаковки кофе амхара, галла и тигре плетут большие мешки. Представляют интерес плетеные сита, стол-корзина и зонтики. Сита с подставками делают из толстых, предварительно плотно скрученных веревок. Стол-корзина — круглое плетеное блюдо на высокой широкой подставке в форме усеченного конуса; в перевернутом виде стол этот может служить корзиной для хранения запасов.

Из дерева изготовляют сосуды, части седел, плуги, древки копий и т.д. Выделываются всевозможные резные ложки, деревянные сосуды, широкие чашки для хранения капусты и мяса, деревянные резные кубки для пить. Все изделия орнаментированы резьбой в виде концентрических кругов или треугольников и часто окрашены в красный, желты и черный цвета. Несколько грубее и проще по выделке деревянная посуда сомалийцев.

Рог идет на изготовление утвари и табакерок. Дном для роговых кубков обычно служит деревянный или кожаный кружок.

Глиняная посуда теперь вытесняется привозной металлической.

Гончарную посуду население выделывает двумя способами: амхара, тигре и галла — путем спирального наращивания валиков; каффичо и сомалийцы — путем вытягивания. Оба способа дают прекрасный результата,, даже без применения гончарного круга. Обычно сосуды подвергаются длительному обжигу на огне. Иногда их покрывают снаружи глазурью. Формы глиняных сосудов разнообразны: для воды изготовляют большие кувшины из белой глины, круглодонные горшки служат для хранения масла или жидкого теста; в неглубоких широких мисках с двумя ручками замешивают тесто; на глиняных сковородках пекут лепешки; маленькие сосуды используются для варки и хранения приправ к кушаньям.

Очень распространены также изделия местных кузнецов. В ХIХ в. кузнецы снабжали воинов саблями, кинжалами, ножами, наконечниками копий. Ювелиры изготовляли из золота и серебра браслеты, серьги, ажурные серебряные украшения для головных уборов и т.п. образцы, привезенные русскими путешественниками, свидетельствуют о высоком уровне ювелирного искусства в Эфиопии.

5. Лингвистическая характеристика

Семитские языки Эфиопии, или, как их иногда называют, эфиопские, составляют одну из подгрупп семитских языков, наиболее приближающуюся к семитским языкам южной Аравии.

В Эфиопии люди говорят почти что на 80 языках. Эти языки принадлежат к различным языковым группам: семитской, хамитской, нилотической и омотской. Амхарский язык, на котором говорят в центре страны, в частности в столице, является государственным языком, но тигринский и ороминский, на которых говорят на севере и юге страны имеют полуофициальный статус. Оромос - самая крупная этническая группа в стране, и она представляет собой хитросплетение христиан с мусульманами и традиционными анимистами. Амхара и Тиргреан пользуются алфавитом Геез, в котором 231 буква. Дети начинают учить английский с раннего школьного возраста, и поэтому в стране каждый, так или иначе, говорит по-английски.

Эфиопские языки подразделяются на следующие:

a) языки североэфиопские. К ним относятся геэз, тигре и тиграи (тигринья). Геэз — язык древнего государства Аксум — в настоящее время исчез. На языке геэз в Эфиопии теперь ведется только богослужение, и его преподают в монастырских школах как язык богослужебных книг. Тигре — язык населения основной части Эритреи, около Массауа и на всем побережье, вплоть до Касалы. На нем говорят также на островах архипелага Дахлак. Язык тигринья употребляется к югу от области распространения тигре.Название его происходит от амхарского слова "тигринья", которым население центральной части Эфиопии называет своих северных соседей тиграи. В пределах собственно Эфиопии живет лишь часть тиграи, остальные – в Эритрее;

b) языки южноэфиопские (языки собственно Эфиопии) подразделяются на западные и восточные. К западным относятся амхара — государственный язык Эфиопии, западные диалекты гураге и, возможно, язык аргобба; к восточным—восточные диалекты гураге и язык населения Харара — харари.

Город Харар уже в XIV в. был центром мусульманства. Влияние арабской культуры заметнее всего в этой части страны. Харари, в отличие от всех других языков Эфиопии, имеет письменность, основанную на арабском алфавите. Письменность всех остальных языков Эфиопии — амхара, тигре, галла и др. — основана на древнеабиссинском алфавите. Письменность всех остальных языков Эфиопии — амхара, тигре, галла и др. — основана на древнеабиссинском алфавите геэз, с некоторыми к нему добавлениями. Древнеэфиопская письменность возникла на основе сабейской письменности — одного из видов южноарабского письма.

В число южноэфиопских языков входит почти исчезнувший ныне язык гафат. В конце XVII в. на нем говорило население области Гафат, сохранившей это название до наших дней. Судя по сообщению современного нам эфиопского историка Аляка Тайе, издавшего в 1927 г. "Историю Эфиопии", до сих пор местные жители области Гафат иногда еще говорят между собою на этом языке. Исчезновение его показывает, с какой быстротой распространяется государственный язык Эфиопии — амхарский.

6. Хозяйственно-культурная характеристика

Экономика Эфиопии. Ведущую роль в экономике Эфиопии играет потребительское сельское хозяйство. В начале 1990-х годов более половины валового внутреннего продукта (ВВП) приходилось на долю сельскохозяйственного производства. На протяжении того же периода в ВВП росла доля торговли и услуг. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы ежегодный рост доли сферы услуг в ВВП составлял 2,4%. В 1993–1994 финансовом году на сферу услуг приходились 22% ВВП (данные включают экономические показатели и по Эритрее). До недавнего времени Эфиопия относилась к числу беднейших стран мира, и ее экономика развивалась медленно. В период с 1960 по 1974 среднегодовой рост производства не превышал 4%. Революционные потрясения привели к тому, что этот показатель в 1974–1979 снизился до 1,4%. Вследствие быстрого роста численности населения подушевой объем продукции в 1985–1995 ежегодно снижался в среднем на 0,3%. За это десятилетие темпы роста населения составляли в среднем 2,6% в год. На ухудшение условий жизни сильно повлияли также жесточайшие засухи и гражданская война. В начале 1990-х годов наметились признаки оздоровления экономики. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы средние темпы роста ВВП составили 1,9%. В 1996–1997 финансовом году ВВП возрос на 7%. Основным фактором улучшения экономического положения стали иностранные займы и финансовая помощь.

Сельское хозяйство. Умеренный климат, плодородные почвы и обильные атмосферные осадки на большей части Эфиопского нагорья создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Основные сельскохозяйственные культуры – пшеница, которую выращивают на бoльших высотах в условиях более прохладного климата, кукуруза, просо и зерновые культуры, возделываемые на более низких высотах, а также такие культуры, как дурро (разновидность сорго), тэфф (разновидность проса с мелкими зернышками, использующаяся для выпечки хлеба) и дагусса (из которой выпекают черный хлеб). Важной экспортной культурой является кофе. В 1994–1995 финансовом году его доля в экспортных поступлениях составляла 66%. Значительную часть урожая кофе собирают на плантациях штата Кэфа. Другие культуры – хлопчатник, финиковая пальма, сахарный тростник, фасоль и горох, масличные, чат (листья которого содержат наркотик), клещевина, фрукты и овощи.