Смекни!
smekni.com

Этническая характеристика Эфиопии (стр. 4 из 4)

В 14 в. для записи «Царских песен» впервые был использован язык народа амхара, позднее более активно проникавший в литературу. Последние хроники, созданные в кон. 19 — нач. 20 вв., написаны по-амхарски. В 20 в. Э. л. создается в основном на амхарском яз. В кон. 19 в. при дворе императора Менелика II приобрел известность Гэбрэ Ыгзиабхер, стихи которого распространялись в рукописях.

Основоположник современной эфиопской литературы Афэуорк Гэбрэ Иесус выступил с первым художественным произведением на амхарском языке — исторической повестью «История, рожденная сердцем» (1908). В нач. 20 в. эфиопские писатели отходят от канонов средневековой книжности, и литератуpa приобретает светский характер; намечается переход от традиционных форм к современным. Наиболее значительный писатель 20—30-х гг. - Хируй Вольдэ Селассие, в его творчестве получили отражение просветительские идеи. После итало-эфиопской войны 1935—41 развитие национальной литературы связано с деятельностью писателей-просветителей: Кэббэдэ Микаэля, Мэконнына Эндалькачоу, Гырмачоу Тэкле Хауарьята и др. В 50—60-х гг. выходят книги прозаиков Таддэсэ Либэна, Бырхану Зэрихуна, Абэ Губэни, поэтов и драматургов Мэнгысту Лемма, Цэгайе Гэбрэ Мэдхына, тяготеющих к реалистическому изображению действительности, нередко критикующих монархический строй, феодально-капиталистические порядки в стране. В это же время некоторые писатели Эфиопии, призывающие к революционным преобразованиям, пишут книги на английском языке и, как правило, издают их за границей.

После свержения в 1974 г. монархического режима прогрессивные писатели, вставшие на сторону революционного народа, провозглашают своим долгом служение социалистическим идеалам. Популярными становятся стихи Асэффы Гэб рэ Мрьяма Тэсэмма, Аяльнэха Мулату. Плодотворно работают Бырхану Зэрихун, Цэгайе Гэбрэ Мэдхын. В литературу влилась большая группа молодых писателей. В 1977 основан Союз Писателей Эфиопии.

В многоликом древнем искусстве Эфиопии сочетаются традиции африканской культуры, наследие древневосточного искусства, самобытное переосмысление христианских архитектурных типов и сюжетов и европейского влияния. К древнейшим (до 2-го тыс. до н. э.) кушитским культурам Южной Эфиопии восходят каменные стелы со схематическими изображениями человека и символическими знаками. На северо-востоке страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйих), рельефы с фигурами быков (Шэбе), рельефные человеческие фигуры (Даро-Кавлос), относящиеся к доисторическому периоду и более поздние. В середине 1-го тыс. до н. э. на горных плато расцвело искусство, истоки которого восходят к искусству Сабейского царства: постройки из тёсаных каменных плит — прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины; алтари и фризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщённая, плавная по силуэту скульптура — сидящие царские фигуры, рельефы, каменные и терракотовые головы; известны также наскальные изображения львов (Гобыдра близ Аксума), каменные и бронзовые фигурки животных, каменные сфинксы, вотивные троны. Подъём искусства Эфиопии наступил в 1-й половине и середине 1-го тыс. н э., с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с деревянными связями в 2—3 этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутренними дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме), каменные стелы высотой до 33 м, имитирующие многоярусные башни, троны на ступенчатых основаниях, жилые дома. Эллинистические влияния ощущаются в резьбе по камню, в керамике, золотых монетах. После христианизации Аксума (сер. 4 в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви (комплекс Дэб-рэ-Дамо).

После упадка Аксума традиции искусства Эфиопии возродились в 12—13 веках в средневековом царстве к востоку от озера Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и общественные здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэле и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; всё вплоть до деталей вырезано из камня, причём имитируются своды, деревянные связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским искусством связана резьба по камню, кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бетэ-Марьям и Бетэ-Голгота в Лали-бэле. Появилась фресковая жи­вопись — стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Мэдхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (цер­ковь Бетэ-Марьям), геометрический орна­мент. Яркость цвета и плоскост­ность отличают темперные ико­ны, в том числе диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С 14 века развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, месопотамского искусства в схематичном, плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В 15—16 веке Эфиопия возродилась как целостное rocударство, строились го­рода, дворцы, богатые церкви (белокаменная церковь Мэканэ Сылласе в горах Уолло — центр, святилище, окружённое деревянной колоннадой). В 17 веку к северу от озера Тана была создана новая столица — Гондар (Гондэр). Каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европейские влияния.

В течение многих веков складывались особенности декоративного искусства Эфиопии. Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом.

В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистические и византийские традиции. Ювелирные изделия отражают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией.

Во 2-й пол. 19— нач. 20 веков строились города (в т. ч. новая столица Аддис-Абеба), в которых преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища, возводились отдельные здания больниц и школ.

В живописи появились исторические и батальные картины патриотического характера. В 20 в. для строительства столицы приглашались архитекторы из многих европейских и азиатских стран, в 30-х гг. велись планировочные работы в городах северо-востока Эфиопии. Строительство развернулось в 50—60-х гг., когда были возведены общественные здания лёгких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла (итальянский архитектор А. Медзедими, французский архиктектор А. Шомет, эфиопский архитектор М. Тедрос). Значительна роль специалистов СССР (Политехнический институт в Бахр-Даре, 1969, архитектор А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инженер М. Я. Крейнин), ГДР (планировка Бахр-Дара), Югославии (почтамт, госпиталь, отель «Веби-Шебели» в Аддис-Абебе), Болгарии. Формируется профессиональное эфиопское искусство: живописец и скульптор Афэуорк Тэкле, живописцы Але Фэлегэ Сэлам, Гэбрэ-Крыстос Дзета, Аб-дэль Рахман Шэриф, скульпторы Таддэсэ Бэлайнэх, Таддэсэ Мамеча изображают народную жизнь, обращаются к древним и народным художественным традициям и к опыту различных европейских течений 19 и 20 вв. После революции 1974 г. строятся поселки типовых домов для трудящихся, создаются картины, статуи, плакаты, посвященные революционной борьбе народа.

Эфиопская литература традиционно имеет христианскую направленность, а древние манускрипты являются переводами греческих христианских трудов. Алфавит Геез берет свое начало в 13 веке когда коптские, сирийские и греческие религиозные труды были переведены с арабского языка. Через 200 лет монахи начинают дополнять изначальные труды, описывая жития святых и создавая апокалиптические книги: "Тайны небес и земли", Elucidation of Jesus . Амхарский язык принял алфавит Геез около 16 столетия. И писцы снова сконцентрировались на переводе религиозных трудов. Это продолжалось до конца Второй Мировой Войны, и только после этого появились люди, которые стали писать о других проблемах – Макконен Эндалкачес, Кэбэде Микаэль и Текле Тсодек Макуриа, и они первыми затронули моральные и патриотические темы.


Источники

1. www.travel.ru

2. www.poedem.ru