Смекни!
smekni.com

Этническая характеристика Эфиопии (стр. 3 из 4)

Сельское хозяйство – жизненно важная отрасль для Эфиопии. В 1996 в нем было занято 85% трудоспособного населения, а сельскохозяйственная продукция составляла более 50% ВВП. Бoльшая часть крестьян ведет потребительское хозяйство, многие из них являются скотоводами-кочевниками. По крайней мере половина земель страны пригодна для земледелия, включая обширные неиспользуемые земельные площади на юге. В начале 1975 военное правительство национализировало всю землю в сельской местности, пообещав распределить ее между крестьянами. Площадь частного индивидуального земельного участка не должна была превышать 10 га, использование наемного труда было запрещено. Для проведения земельной реформы указом правительства были созданы крестьянские ассоциации. Одна такая ассоциация объединяла в среднем 200 крестьянских дворов, первоначально ассоциациям было предоставлено право решать все земельные вопросы. Позднее их полномочия были существенно расширены, включая судебные функции (мелкие административные и уголовные правонарушения), поддержание порядка, осуществление местного самоуправления. В 1979 правительство объявило о планах преобразования крестьянских ассоциаций в коллективные сельскохозяйственные производственные объединения.

17 лет правления Дэрга пагубно сказались на сельскохозяйственном секторе. Производительность труда резко снизилась из-за попыток режима провести насильственную коллективизацию и установить низкие закупочные государственные цены на сельскохозяйственную продукцию. Реализация программ по созданию новых деревень и принудительному переселению крестьян дезорганизовала социальную и экономическую жизнь в эфиопской деревне. РДФНЭ, свергнувший в мае 1991 диктаторский режим Мэнгысту Хайле Мариама, отменил контроль государства над ценами на сельскохозяйственную продукцию. Переходное правительство предоставило крестьянам право устанавливать минимальные гарантированные цены на выращенный урожай. Однако власти сохранили общественную собственность на землю.

Большая часть территории эфиопских равнин из-за отсутствия орошения пригодна лишь для пастбищного скотоводства. Стада крупного рогатого скота (преимущественно зебу), овец и коз, а также лошадей, ослов и мулов (последние высоко ценятся как транспортное средство для перевозки грузов и людей) в сопровождении пастухов кочуют с места на место в поисках корма. Даже несмотря на посредственное качество выделки, шкуры и кожа составляют важную статью экспорта. В 1996 в Эфиопии насчитывались около 30 млн. голов крупного рогатого скота, 22 млн. овец, 16,7 млн. коз, 5,2 млн. ослов, 2,75 млн. лошадей, 630 тыс. мулов и 1 млн. верблюдов.

Горнодобывающая промышленность. Недра Эфиопии слабо изучены. Добыча золота, главным образом из бедных месторождений на юге и западе, издавна была побочным промыслом для местного населения. С конца 1960-х годов разработка богатых месторождений золота вблизи Кыбрэ-Мэнгыст (Адола) в штате Сидамо способствовала росту добычи этого металла. В 1970-е годы добыча золота сократилась, но в 1986 она составила 923 кг. Недавно в местечке Лага-Дэмби в районе Уоллега было открыто месторождение золота с мощностью ок. 500 т. В скромных масштабах осуществляется добыча и переработка железной руды. Значительные залежи железной руды и угля обнаружены в районах Уоллега, Иллубабор и Шоа, но до разработки дело там пока не дошло. Имеются сообщения, что в недрах Эфиопии, прежде всего в Огадене и Гамбеле, содержатся значительные запасы нефти и газа, и с конца 1980-х годов там проводятся геолого-разведочные работы. В стране добывают поваренную соль, однако ее не хватает для удовлетворения внутренних потребностей. Разведаны месторождения или ведется добыча в незначительном масштабе других полезных ископаемых: меди, серы, калийной соли, платины, нефти, мрамора, слюды, киновари и марганца.

Обрабатывающая промышленность в Эфиопии развита слабо, и в 1993–1994 финансовом году доля ее продукции в ВВП составляла всего 7%. В основном функционируют предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и легкой промышленности. Основные изделия обрабатывающей промышленности – ткани, продовольствие (сахар, мука, макароны, печенье, мясные консервы и томаты), пиво, обувь, цемент, мыло, алкогольные напитки, лекарства и растительные масла. Ремесленники изготавливают одежду, поделки из дерева, ковры и ювелирные изделия. Многие предприятия обрабатывающей промышленности сосредоточены вблизи городских центров – Аддис-Абебы, Харэра и Дыре-Дауа. В 1975 г. правительство национализировало 72 промышленных предприятия и приобрело большую часть акций 29 предприятий.

Развитие промышленности сдерживается из-за нехватки электроэнергии, хотя страна обладает мощным гидроэнергетическим потенциалом, который оценивается примерно в 60 млрд. кВт/ч.

Развитие промышленности зависит от инвестиций, прежде всего иностранных. Для привлечения иностранных инвесторов в 1950 г. был издан правительственный указ, согласно которому все новые предприятия в течение первых пяти лет освобождались от уплаты налогов. Указ предусматривал, что капитальное оборудование может ввозиться в Эфиопию без уплаты таможенных пошлин, что участие эфиопской стороны будет сведено к минимуму, а инвестор обладает правом перевода прибыли в иностранной валюте из Эфиопии за рубеж в размерах, пропорциональных вложенному капиталу.

В 1975 г. правительство национализировало крупные промышленные предприятия, а также банки, финансовые учреждения и страховые компании. Социалистическая политика правительства предусматривала функционирование трех секторов в экономике Эфиопии. В государственную собственность перешли основные отрасли промышленности, природные богатства и коммунальное хозяйство. Смешанный государственно-частный сектор охватывал горнодобывающую промышленность, производство бумаги и пластмасс, строительство крупных объектов, туризм, т.е. те сферы, которые Эфиопия не могла развивать без участия иностранного капитала. Третий сектор экономики, представлявший обширное поле деятельности для частного капитала, включал оптовую, розничную и внешнюю торговлю, наземный транспорт, кроме железнодорожного, пищевую промышленность, гостиничный бизнес, небольшие предприятия разного профиля. При этом многие частные фирмы были национализированы.

Среднегодовые темпы роста в промышленном секторе снизились с 6,4% в 1965–1973 до 3,8% в 1980–1987. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы среднегодовые темпы роста промышленного производства составили 1,6%. Однако в последние годы в промышленности наметились позитивные сдвиги. Ее доля в ВВП в 1993–1994 финансовом году возросла до 7,1%, а в 1994–1995 финансовом году – до 8%. Хотя государство по-прежнему владеет и управляет некоторыми крупными промышленными и коммерческими предприятиями, правительство добилось увеличения объема частных инвестиций в экономику и ограничило экономическую роль государства.

Культура Эфиопии. Ранние образцы письменности — древнейшие посвятительные надписи, найденные в северной части страны, выполнены на сабейском языке. Датируемые первыми веками н. э., они являются продолжением южно-аравийской традиции. Зарождение собственно эфиопской литературы можно отнести к 4—7 вв. н. э., ко времени расцвета государства Аксум, когда литература развивалась на древнеэфиопском языке геэз (гыыз). Сохранились тексты о деяниях царя Эзаны на стелах — монумент, сооружениях, воздвигнутых аксумитами. В 4 в. н. э. в Аксум с Ближнего Востока проникла христианская религия, благоприятно сказавшаяся на развитии литературы. В это время усиливается влияние эллинистической культуры; в Аксуме появляются первые образцы христианской книжности. С греческого языка на геэз переводятся отдельные жития святых (Павла Пустынника, Антония Великого), апокрифы («Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Откровение Ездры», «Вознесение Исайи») и др. Переводческая деятельность способствовала созданию собственной агиографии, произведений (напр., житие Яреда — «Сладкопевца»).

О характере литературы до кон. 13 в. можно судить лишь по устной традиции, дошедшей до более поздних эпох. 14 в.— наиболее плодотворный период развития эфиопской литературы на уже мертвом языке геэз, который продолжал оставаться единственным письменным литературным языком. До конца 18 в. основу эфиопской литературы составляют жития святых, исторические хроники и поэзия. Возникают и другие жанры — богословско-литургические трактаты, «чудеса», плачи, хронографы, магические свитки и т. д. Развивается переводная литератуpa преимущественно с арабского языка. Так, в 14 в. сделан новый перевод Библии (первый перевод с греческого языка относится к аксумской эпохе), в 15 в. переведен коптский Синаксарь (сборник кратких житий святых), в 16 в. христианский роман «Варлаам и Иоасаф», а также известный литературный памятник «Калила и Димна», в 17 в. — «Законодательство царей».

Среди оригинальных произведений этого периода следует выделить «Славу царей» (14 в.) и «Богатство царей» (18 в.), в которых утверждаются права правящей династии соломонидов на эфиопский престол. «Слава царей» — священная книга эфиопов, в которой использованы многочисленные источники, в т. ч. апокрифические сказания. Наиболее интересные образцы историографического жанра — хроники царей Амдэ-Цыйона (14 в.), Зара-Якоба (15 в.), Лебнэ Дынгэля (16 в.). В поэзии выделяется жанр кыне, изобретенный в 14 в. для песнопений в церквах. В кыне широко используются игра слов, созвучия, разные виды тропов. Существует мн. разновидностей этого жанра. (В 20 в. форма кыне используется также при сочинении светских стихов на амхарском языке). Крупным поэтом средневековья был император Наод. Писателями этого времени были императоры Зара-Якоб, Гэлаудеуос, а также священник Гиоргис из Газча, написавший «Книгу таинства» и «Меч троицы». Многогранна литературая деятельность монаха Энбакома (Аввакума), йеменского купца, принявшего христианство. В 16 в. он перевел на геэз несколько араб, книг, написал антимусульм. трактат «Врата веры». Ему же приписывают авторство «Книги покаяния» и «Книги неверия». В 19 в. появляются последние произведения на геэз, в частности «Исследование Зара Якоба» и «Исследование Вольдэ Хейвота», принадлежащие перу итальянского миссионера Джусто да Урбино. В средние века литератуpa Эфиопии была в основном церковной, однако изредка писались произведения светского характера («История галла» монаха Бахрея, 16 в.).