Смекни!
smekni.com

Правовые отношения (стр. 4 из 6)

4) личные неимущественные блага — жизнь, здоровье, честь, достоинство, право на образование и другие права и свободы. Например, между учеником и руководством школы возникает правоотношение. Его объектом является не аттестат, а образо­вание. Между гражданином, который приобрел путевку в сана­торий, и администрацией санатория возникает правоотноше­ние, его объект — здоровье гражданина; в доме отдыха объектом правоотношения является отдых владельца путевки и т.п.

Вывод:

Таким образом, объект правоотношения — это то, ради чего оно возникает. Если объект права - общественные отношения, которые могут быть предметом регулирования и требуют такого регулирова­ния, то объект правоотношения - уже конкретнее - частичка общественных отношений, элемент (единица общего), по пово­ду которого взаимодействуют субъекты, то, на что направлены субъективные юридические права и обязанности лиц.

В) Правомочия и юридические обязанности как содержание правоотношений.

Рассмотрим основное юридическое содержание правоотно­шения — субъективное право и субъективную обязанность.

Субъективное право, составляет совершенно необходимое понятие правовой системы и правовой науки.

Несомненная заслуга в разработке положительного содержания субъективного права принадлежит С.Н. Братусю, который впервые в советской литературе определил субъективное право как меру возможного или дозволенного поведения самого управомоченного.1

Определение субъективного права, разработанное С.Н. Братусем, пытались усовершенствовать другие авторы: дополнить предложенную им формулировку указанием на иные принадлежащие управомоченному возможности (в том числе на возможность требовать известного поведения от обязанного лица)2.

Однако едва ли такого рода дополнения к общему определению субъективного права необходимы. В частности, возможность требовать известного поведения от обязанного лица – это тоже мера дозволенного поведения управомоченного.3

С.Ф. Кечекьян, соглашаясь в принципе с С.Н. Братусем, считал, однако. Неудачным выражение, « мера поведения», так как «мера» - понятие количественное, предполагающее соизмеримость различные величин, а субъективные права разнообразны и несоизмеримы4.

Юридическая возможность поведения участников общественных отношений непосредственно проявляется в конкретном виде правомочия. Немецкий юрист Иеринг Рудольф фон отмечал: « Право в субъективном смысле – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности1. Субъективное право и правомочие – понятия неравнозначные. На это обращают внимание многие юристы правоведы, хотя и отмечают, что субъективное право и правомочие трудно различимы.2

Не следует отождествлять субъективное право и правомочие, поскольку субъективное право:

а) может быть до возникновения правомочия, существовать независимо от его выполнения. Правомочие является следстви­ем субъективного права. Например, каждый человек имеет пра­во на высшее образование, но не все молодые люди учатся, мно­гие работают, в том числе в фирмах, занимаются бизнесом и т.п. Однако они не лишены права на высшее образование, хотя и не используют его;

б) шире конкретного правомочия. Субъективное право реа­лизуется через конкретные правомочия. Например, субъектив­ное право собственности реализуется через три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения определен­ным имуществом.

Если обратиться к отраслевому содержанию субъективного права, то можно выделить целый ряд специфических правомо­чий, которые оно включает. Например, в области уголовного права имеются следующие правомочия: давать объяснения по предъявленному обвинению; требовать выполнения другой сто­роной (органом дознания, прокурором, следователем, судом) соответствующей юридической обязанности; приносить жало­бы на действия и решения лица, производящего дознание, сле­дователя, прокурора, суда.

Существенными элементами субъективного права являются следующие правомочия:

1. Правомочие на собственные положительные действия (пра-воиспользование), иначе: право положительного поведения управо-моченного, т.е. возможность совершать самим субъектом факти­чески и юридически значимые действия (например, право голосовать, подавать иск п суд, продавать или дарить свое имуще­ство и др.).

2. Правомочие на чужие действия (правоисполнение), иначе: право требования соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. возможность заинтересованного лица требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обя­занностей (например, требовать уплату долга, передавать иму­щество.).

3. Правомочие притязания (правозащита), иначе: право на за­щиту, т.е. возможность обращаться за поддержкой и защитой государства в случаях нарушения субъективного права со сторо­ны правообязанного лица. Это право приводит в действие аппа­рат государства — принуждение, если другая сторона не испол­няет свои обязанности (взыскивать в принудительном порядке долг, восстанавливать незаконно уволенного на работе). Право-притязание есть продолжение права-требования и важнейшая гарантия исполнения определенных обязанностей.

Итак, юридическая природа субъективного права характеризуется следующими чертами: 1) возможностью определенного поведения; 2) возможность, принадлежа­щая субъекту права — управомоченному; 3) предоставляется в целях удовлетворения интересов управомоченного; 4) существует в правоотноше­нии; 5) является мерой возможного поведения, нарушение которой есть злоупотребление правом; 6) существует только в соответ­ствии с субъективной юриди­ческой обязанностью; 7) устанавливается юридичес­кими нормами; 8) обеспечивается (гарантиру­ется) государством

Таким образом, можно определить субъективное право как меру свободы поведения, которая социально оправданна и официально признана, закреплена в правовых нормах в качестве юридической возможности определенного поведения, направленной на удовлетворении личных и общественных интересов и потребностей.

Юридическая обязанность- вторая существенная часть юридического содержания правоотношений.

Существует множество точек зрения, претендующих на объяснение сущности юридических обязанностей.

А.М. Айзенберг и М.П. Карева одними из первых высказали мысль, что сущность юридических обязанностей «можно определить как установленную нормой права связанность лица в вопросе о том, допустимо ли ему совершать определенные действия». Н.Г Александров определил обязанность как «требуемые законом вид и мера должного поведения».1 Л.Д. Воеводин полагает, что «обязанности, прежде всего отражаются в предписываемой нормой необходимости следовать определенному виду и мере поведения»2.

При внешней несовместимости приведенных интерпретаций юридических обязанностей все авторы сходятся в одном, а именно, что они выражают должное, необходимое, требуемое, нужное с точки зрения государства, власти, закона поведение субъекта.

Выработка определений – сложный процесс, что нередко и ведет к множественности дефиниций. Поэтому, по мнению одних, сущность юридических обязанностей есть необходимость должного поведения3, просто необходимое поведение4, по мнению третьих - должное поведение5. Четвертые считают, что обязанность и то, и другое, и третье.

Таким образом, субъективная юридическая обязанность — вид и мера должного (или требуемого) поведения субъекта права, установленная юриди­ческими нормами для удовлет­ворения интересов управомоченного лица и обеспечиваемая государством. Носитель субъективной юридической обязанности - правообязанный.

Признаки субъективной юридической обязанности: 1) необходимость определенного поведения; 2) обязанность, принадлежащая субъекту права — правообязанному; 3) возлагается в целях удовлет­ворения интересов управомоченного лица; 4) существует в правоотноше­нии; 5) является мерой должного по­ведения; 6) существует только в соответ­ствии с субъективным юридическим правом: 7) устанавливается юридичес­кими нормами; 8) обеспечивается (гарантиру­ется) государством.

Структура субъективной юридической обязанности является обратной стороной субъективного юридического права и состо­ит трех моментов:

1) необходимость обязанного субъекта совершать определен­ные действия (активные обязанности) или воздержаться от них (пассивные обязанности);

2) необходимость обязанного субъекта реагировать на закон­ные требования управомоченной стороны (например, обязанность исполнять условия договора);

3) необходимость нести юридическую ответственность (пре­терпевать лишения в правах личного, имущественного или орга­низационного характера) в случае отказа от выполнения юри­дических обязанностей либо недобросовестного исполнения их, идущего вразрез с требованиями правовой нормы (например, обязанность должника оплатить неустойку за неисполнение усло­вий договора).

И субъективное юридическое право, и субъективную юридичес­кую обязанность объединяет то, что они:

— вытекают из юридических норм;

— обеспечиваются государством;

— не безграничны, а существуют в известных строгих рам­ках — это всегда «мера» поведения.

ВЫВОД:

Субъективные права и обязанности находятся в тесной вза­имосвязи, взаимозависимы, обусловлены друг другом. Благода­ря им между их носителями - субъектами возникает связь, ко­торая называется правоотношением.