Смекни!
smekni.com

Правовые проблемы очередности наследования по закону в Российской Федерации и установления родства (стр. 7 из 16)

И только в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 1 июля 1966 г. № 6 «О судебной практике по делам о наследовании»[80] было дано разъяснение: «усыновленные и их потомство приравниваются в правах наследования после смерти усыновителя и его кровных родственников к детям усыновителя и их потомству, равно как усыновители и их кровные родственники после смерти усыновленного и его потомства приравниваются в правах к кровным родственникам».

Гражданский Кодекс РФ в п.1 ст. 1147 закрепил положение, отраженное в п.1 ст.137 СК РФ: «Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению».

Таким образом, закон приравнивает связи» между любым лицом одной группы родственников — усыновленным и его потомками, и любым лицом другой группы родственников — усыновителем и его родственниками, к кровным родственным связям.

На наш взгляд, признание равных наследственных прав усыновленного и родственников усыновителя, является большим шагом в развитии наследственного права, способствует укреплению семьи, является гарантом прав усыновителя и усыновленного.

Связи; создаваемые в силу усыновления, не выходят за пределы родственных связей лиц, указанных в п. 1 ст. 1147 ГК РФ. Поэтому усыновленный одним из супругов не может наследовать после другого супруга и его родственников. В остальном, лица, связанные родственными отношениями в силу усыновления, наследуют по закону друг после друга по общим правилам.

Ф.Н. и Ф.Г. обратились в суд с заявлением об установлении факта родственных отношений.

В обоснование этого требования они указали, что 14.04.2003 умерла Ф.П. Их отец - Ф. являлся сыном Ф.М. Заявители просили установить, что Ф.М. и Ф.П. являлись родными сестрами. Установление этого факта им необходимо для получения наследства после умершей тети.

Решением Ногинского городского суда от 26 сентября 2003 г. заявление удовлетворено; установлено, что Ф.П., 17.08.1925 года рождения, является родной сестрой Ф.М., 09.11.1910 года рождения.

В надзорной жалобе А. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование этого требования указывается, что установление факта родственных отношений было необходимо для принятия наследства после смерти Ф.П., которая являлась собственником квартиры в г. Москве. А. утверждает, что он является родственником Ф.П. по материнской линии. Решением Кунцевского районного суда от 06.08.2003 установлен юридический факт, что он, А., является внучатым племянником Ф.П. При обращении в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства он узнал, что умершая Ф.П. составила завещание на имя Н. При рассмотрении иска А. о признании этого завещания недействительным в Дорогомиловском районном суде г. Москвы было предъявлено решение Ногинского городского суда от 26.09.2003, которое существенным образом затрагивает его интерес как наследника.

По мнению А., Ногинский городской суд установил юридический факт без надлежащей проверки представленных доказательств, без истребования необходимых документов.

Определением судьи от 02.09.2004 дело передано для рассмотрения в суд надзорной инстанции - президиум Московского областного суда.

Выслушав доклад материалов дела судьей Мособлсуда Розиной С.В., обсудив доводы жалобы и определения, выслушав Ф.Н., Ф.Г., президиум признал решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Так, из материалов дела усматривается, что заявители в подтверждение своих доводов о том, что они являются детьми Ф., не представили суду тому доказательств, т.е. свидетельства о рождении.

Установив факт о том, что Ф.П. и Ф.М. являются родными сестрами, суд не указал причины разных отчеств этих лиц, а указав в резолютивной части дату рождения Ф.М. 09.11.1910, суд не принял во внимание, что в свидетельстве о ее смерти дата рождения указана 12.11.1910. Имеет место и расхождение в датах рождения, указанных в документах на имя Ф.П., по сравнению со свидетельством о рождении - 12.07.1923, а также в справке о ее смерти - 17.08.1925 года рождения.

Поскольку решение Кунцевского районного суда состоялось 06.08.2003, А. должен был быть привлечен в качестве заинтересованного лица в деле, рассматриваемом в Ногинском городском суде[81].

Правила п. 2 ст. 1147 ГК РФ об утрате, усыновителем и его потомством права наследования по закону после смерти родителей и других родственников по происхождению, а родителями и этими родственниками — после, смерти усыновленного или его потомка не применяются в случаях, когда усыновленный по решению суда сохраняет, отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению.

Случаи, в которых закон допускает сохранение родственных отношений усыновленного с его кровными родственниками из прежней семьи,. указаны в п.3 и п.4 ст. 137 СК РФ. Таких случаев два.

Во-первых, если ребенок усыновляется одним лицом, могут быть сохранены личные неимущественные. И имущественные права и. обязанности, между усыновленным и его кровным родителем иного пола, чем усыновитель. Чаще всего это происходит при усыновлении ребенка отчимом или мачехой, но закон не запрещает сохранение отношений между усыновленным и его родными и тогда, когда родитель усыновленного ребенка не состоит с усыновителем в браке и не находится с ним в родственных отношениях.

Закон, совершенно определенно, устанавливает возможность сохранения родственных отношений с родителями ребенка, но не с родственниками по линии этого родителя. Поэтому и наследование, в таких случаях возможно для усыновленного и его потомков после смерти родителя (но не других его кровных родственников); а для родителя — после смерти усыновленного (но не его потомков и, разумеется, не лиц, приравненных к родственникам усыновленного вследствие усыновления).

Во-вторых, если один из родителей ребенка умер, то по просьбе родителей умершего (дедушки или бабушки ребенка) суд может сохранить личные неимущественные и имущественные права и обязанности ребенка «по отношению к родственникам умершего родителя» (п. 4 ст. 137 СК РФ). Текст этой нормы неточен, так как трудно предположить, чтобы суд мог по просьбе одного лица (дедушки или бабушки усыновленного) сохранить родственные отношения и, соответственно, вытекающие из них права усыновленного по отношению к любым другим, родственникам его умершего родителя — дяде, тете, двоюродным братьям и сестрам и т.д.

Поскольку сохранение родственных отношений усыновленного с родственниками по происхождению из прежней семьи зависит от решения суда, такие отношения сохраняются с теми лицами, которые названы в решении суда. К сожалению, СК РФ не содержит на этот счет достаточно точного указания (п. 5 ст. 137), а ГПК РФ об этой обязанности суда не упоминает (ст. 274 и другие статьи гл. 29). Недостаточно определенно указал на эту обязанность суда и Верховный Суд России, давая судам разъяснения о применении законодательства об усыновлении[82].

В случаях сохранения в соответствии с п. 3 ст. 137 СК РФ родственных отношений усыновленного с одним из его родителей наследовать по закону могут:

1. усыновленный после смерти родителя и родитель после смерти усыновленного как наследники первой очереди (п. 1 ст. 1142 ГК РФ);

2. дети, внуки или другие потомки усыновленного после смерти его родителя по праву представления (п. 2 ст. 1142 ГК РФ);

3. родитель усыновленного после смерти ребенка усыновленного как наследник второй очереди (п. 1 ст. 1143 ГК РФ) и после смерти внука усыновленного как наследник четвертой очереди (п. 2 ст. 1145 ГК РФ).

В случаях сохранения в соответствии с п. 4 ст. 137 СК РФ родственных отношений усыновленного с дедом и (или) бабушкой со стороны умершего родителя наследовать по закону могут усыновленный, его дети или другие его потомки по праву представления (п. 2 ст. 1142 ГК РФ);

2. дедушка и (или) бабушка усыновленного после его смерти как наследники второй очереди (п. 1 ст. 1143 ГК РФ) и после смерти ребенка усыновленного как наследники четвертой очереди, т.е. как прадедушка и (или) прабабушка этого ребенка (п. 2 ст. 1145 ГК РФ).

Лица, которые в соответствии ст. 3 ст. 1147 ГК РФ наследуют по закону вследствие того,. что судом сохранены родственные отношения усыновленного с его родителем или дедушкой и (или) бабушкой со стороны умершего родителя наследуют по общим правилам, включая правила о праве на обязательную долю в наследстве (ст. 1149 ГК РФ) о наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК РФ), о нетрудоспособных иждивенцах (ст. 1148 ГК РФ) и др.

Российское законодательство о наследовании никогда не предусматривало последствий отмены усыновления и признания усыновления недействительным.

Семейный кодекс РФ перечисляет главные основания отмены усыновления и устанавливает, что оно возможно и по другим основаниям, «исходя из интересов ребенка» (ст. 141 СК РФ). По общему правилу, отмена усыновления возможна лишь при условии, что к моменту предъявления такого требования усыновленный не достиг совершеннолетия, а после достижения им совершеннолетия усыновление может быть отменено лишь при согласии усыновителя, усыновленного и его родителей (ст. 144 СК РФ).

Для отношений в области наследования главное значение имеет то, что с отменой усыновления «взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников, усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка» (п. 1 ст. 143 СК РФ). В связи с таким прекращением прав в отношениях между одними: лицами и возникновением взамен них прав в отношениях с участием других лиц может возникнуть ряд сложных вопросов наследственного права.

При решении вопросов такого рода следует исходить из того, что отмена усыновления есть не признание его вообще не существовавшим; а лишь прекращение его на будущее. Поэтому все те права в области наследования, которые возникли вследствие, усыновления в период его существования, не могут быть объявлены недействительными. Если эти права возникли и осуществлены до отмены усыновления, нет оснований для их прекращения. Вопрос же заключается в том, в какой момент растянутого во времени процесса приобретения наследства следует считать, что наследственные праваосуществлены и потому прекращены быть уже не могут. Закон не содержит ответа на этот вопрос. Мы полагаем, что принятие наследником наследства является фактом, свидетельствующим об осуществлении наследственных прав.