Смекни!
smekni.com

Инверсия плоскости в комплексно сопряженных координатах (стр. 9 из 11)

Вывод: Σ – прямая Û

.

Теперь рассмотрим прямую AS. По первому выводу,

будет прямая. С другой стороны, раз AS – прямая, то, по второму выводу,
будет проходить через М’. Тогда имеем, что
, где AS и AM - прямые.

Угол, образованный прямой AM с окружностью w в результате 4 последовательных инверсий не изменится ни по величине, ни по направлению (по следствию 5). Отсюда следует, что прямые AS и AM , образующие в точке А одинаковый угол с данной окружностью, совпадут. И точка А может быть найдена как пересечение прямой SM’ с окружностью w. В зависимости от взаимного положения этой прямой и окружности, задача может иметь два, одно или ни одного решения.

Может получиться, что точки S’ и M’ совпадут. Это происходит либо при

=
, либо при
. Мы этот случай рассматривать не будем, поскольку цель главы – показать применение инверсии при решении задачи, а это было сделано.

Отсюда алгоритм решения:

1. Переносим начало координат в точку S(s). Это параллельный перенос. Соответственно, высчитываем новые координаты точек m1, m2 и m3 по формуле

.

2. Находим координаты точек

и
при инверсиях с формулами
,
,
. Если координаты совпали, то получился случай, который мы не рассматривали, иначе они задают прямую
, для простоты обозначим
,
.

3. Три раза заходим в процедуру решения системы

Û
. В первый раз с
,
, и получаем точки а1 и а2. Второй раз (если есть и а2, то с каждым из этих значений) – с
,
. Для каждого аi можем получить одно-единственное решение – координату bi. Третий раз (если есть и b2, то с каждым из этих значений) – с
,
. Для каждого bi можем получить одно-единственное решение – координату ci.

4. Переводим полученные координаты в исходную систему координат:

. Это и будут вершины треугольника. ●

Третья группа. Всякая задача на построение дает некоторую фигуру, причем некоторые элементы этой фигуры неизвестны. Инвертируем эту фигуру. Тогда данные искомые отобразятся известным образом, и часто может случиться, что зависимость данных и искомых в отображенной фигуре гораздо проще, чем в основной фигуре. Тогда надо построить отображенную фигуру. Потом инвертировать ее обратно с тем же центром и степенью. В этом и состоит главная идея метода инверсии. Разумный выбор начала инверсии играет существенную роль: вычисления можно сильно сократить. Степень инверсии в этом случае обычно бывает произвольной.

Классическим примером задач этого типа можно назвать задачу Аполлония.

Задача Аполлония. Построить окружность, касающуюся трех данных окружностей.

○ Пусть даны три окружности:

,
и
.

Допустим, что мы уже построили нужную окружность

. Она, в общем случае, может касаться данных окружностей восемью способами: каждую внутренним или внешним образом.

Таблица 1. Характер касания с искомой окружностью w.

S1 S2 S3
1 внешнее внешнее внешнее
2 внутреннее внешнее внешнее
3 внешнее внутреннее внешнее
4 внутреннее внутреннее внешнее
5 внешнее внешнее внутреннее
6 внутреннее внешнее внутреннее
7 внешнее внутреннее внутреннее
8 внутреннее внутреннее внутреннее

Если у нас есть две касающиеся окружности, то выполним инверсию с центром в точке касания, эти две окружности перейдут в параллельные прямые, и задача сведется к более простой: построить окружность или прямую, составляющую с получающимися параллельными прямыми и еще одной прямой или окружностью угол в 180°.

Если же нет касающихся окружностей, то применим так называемый метод расширения. Мы можем изменять наши окружности так, чтобы центры их всегда оставались постоянными, а радиусы менялись, вплоть до нулевого, и касание искомой окружности с данными сохранялось (возможно, выродившись в принадлежание точки окружности). Причем сделаем так, чтобы две из окружностей касались.

Если у нас все окружности одна в другой, как матрешки, то решений, очевидно, нет. Рассмотрим противоположный случай, когда есть хотя бы две окружности не одна в другой. Для определенности, пусть это первая и вторая. Они могут быть только либо пересекающимися, либо вне друг друга.

Сделаем их касающимися следующим образом.

Таблица 2. Новые радиусы для окружностей одна вне другой, чтобы касались.

Измененный r1 Измененный r2 Измененный r3 Измененный rw x касание
,
1, 5
,
2, 6
,
3, 7
,
4, 8

Таблица 3. Новые радиусы для пересекающихся окружностей, чтобы касались.

Измененный r1 Измененный r2 Измененный r3 Измененный rw x касание
,
1, 5
,
2, 6
,
3, 7
,
4, 8

Объединим все это в новую таблицу, не учитывая вид касания.