Смекни!
smekni.com

Представительство в римском праве (стр. 4 из 4)

Закон устанавливает дополнительные требования к форме доверенностей, выдаваемых юридическими лицами. Согласно п. 5 ст. 185 ГК такие доверенности выдаются за подписью руководителя юридического лица или иного лица, уполномоченного на это соответствующими учредительными документами, с приложением печати юридического лица. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности (например, доверенность от имени казенного предприятия, государственного учреждения), на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером данного юридического лица.

В силу ст. 186 ГК срок действия доверенности не может превышать трех лет. Доверенность, выданная на больший срок, действует в течение трех лет. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (п. 4 ст. 187 ГК).

Отсутствие срока в доверенности не влечет за собой утрату ее юридической силы. Такая доверенность действует, по общему правилу, один год. Вместе с тем доверенность, не содержащая указания на дату ее совершения, является ничтожной (п. 1 ст. 186 ГК). Исключение из общего правила о предельном сроке представляет собой нотариально удостоверенная доверенность, предназначенная для совершения действий за границей. Если в такой доверенности не указан срок действия, она сохраняет силу вплоть до отмены ее лицом, выдавшим доверенность (п. 2 ст. 186 ГК).

4. Отношения представительства носят лично-доверительный (фидуциарный) характер, что обусловлено самой историей их возникновения. По мнению ряда исследователей римского права, представительство возникло из отношений дружбы и родства.

См.: Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 1994. С. 474; Нерсесов Н.О. Указ. соч. С. 100 - 107.

Впрочем, в настоящее время отношения представительства нередко носят служебный характер. В силу лично-доверительного характера представительских отношений представитель обязан лично совершать сделки и иные юридические действия, на которые он уполномочен.

Вместе с тем закон допускает возможность передоверия представительского полномочия другому лицу. Хотя ГК говорит о "передаче" полномочия представителя в порядке передоверия, представляется, что термин "передача" не вполне адекватно отражает правовую сущность возникающего правоотношения. Дело в том, что представитель не расстается с возложенным на него полномочием, но продолжает выступать в качестве уполномоченного лица. Неслучайно, в силу п. 2 ст. 187 ГК, представитель несет риск ответственности за действия, совершенные в порядке передоверия. О сохранении за представителем его полномочия в случае передоверия свидетельствует и тот факт, что передоверие не входит в исчерпывающий перечень оснований прекращения доверенности (ст. 188 ГК). В связи с изложенным, по мнению ряда правоведов, передоверие представляет собой не "передачу" полномочия представителя новому лицу, а "наделение" последнего представительским полномочием.

См.: Веберс Я.Р. Указ. соч. С. 142.

Передоверие осуществляется путем выдачи представителем новой доверенности лицу, наделенному представительскими функциями. Полномочие на совершение представительских функций может быть возложено на другое лицо лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено доверенностью, либо когда представитель вынужден к передоверию силой обстоятельств для охраны интересов представляемого.

В некоторых случаях круг лиц, которые могут быть наделены представительскими полномочиями в порядке передоверия, ограничен. Например, согласно ст. 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" брокер на бирже вправе осуществлять передоверие только другому брокеру.

В силу п. 2 ст. 187 ГК представитель, наделивший полномочием другое лицо, должен известить об этом представляемого и сообщить ему необходимые сведения об указанном лице. К числу таких сведений относятся место жительства и прочие данные, позволяющие установить контакт с лицом, действующим в порядке передоверия. Достаточно важны также сведения, характеризующие профессиональные, деловые и другие качества этого лица, гарантирующие добросовестное и квалифицированное исполнение представительских функций. Неисполнение представителем установленной в п. 2 ст. 187 ГК обязанности влечет ответственность представителя за действия наделенного представительским полномочием лица как за собственные.

5. В ст. 188 ГК установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения доверенности, к числу которых относятся истечение срока доверенности, отмена доверенности представляемым, отказ от доверенности представителя, прекращение юридического лица, действующего в качестве представляемого или представителя, смерть (признание недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим) представляемого или представителя. С прекращением доверенности по указанным основаниям теряет силу передоверие.

Большинство приведенных оснований прекращения доверенности обусловлены фидуциарным характером представительства. В частности, законодатель, предвидя возможность утраты лично-доверительных отношений между представителем и представляемым, допускает, соответственно, отмену доверенности представляемым и отказ от доверенности представителя по их собственному усмотрению в любое время и по любым причинам. Причем права на отмену доверенности представляемым и отказ от доверенности представителя гарантируются п. 2 ст. 188 ГК, объявляющим ничтожным всякое соглашение об отказе от данных прав.

Закон предусматривает также ряд гарантий, обеспечивающих интересы субъектов представительства на случай прекращения доверенности. В силу п. 1 ст. 189 ГК представляемый, отменивший доверенности, обязан известить об этом представителя и третье лицо, для представительства перед которым выдана доверенность. Аналогичную обязанность несут правопреемники представителя в случае его смерти (признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим) либо в случае прекращения деятельность юридического лица, выступающего в качестве представителя. Правовые последствия прекращения доверенности наступают в момент, когда представитель узнал (должен был узнать) об этом. Права и обязанности, возникшие до вышеуказанного момента, сохраняют значение для представляемого (его правопреемников) в отношении третьего лица. При этом закон исходит из презумпции неосведомленности третьего лица о прекращении действия доверенности. Таким образом, для того чтобы оспорить заключенную после прекращения доверенности сделку (признать не имеющим юридической силы иное юридическое действие), представляемый должен доказать, что третье лицо знало (должно было знать) о прекращении доверенности. В целях предотвращения злоупотреблений со стороны представителя (его правопреемника) п. 3 ст. 189 ГК обязывает их немедленно вернуть доверенность.


ЛИТЕРАТУРА

1. Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1975.

2. Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980.

3. Нерсесов Н.О. Представительство и ценные бумаги в гражданском праве. М., 1998.

4. Рясенцев В.А. Основания представительства в советском гражданском праве // Труды ВЮЗИ. Вып. 1. М., 1948.