Смекни!
smekni.com

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (стр. 10 из 12)

Таким образом, насильственные действия сексуального характера, с точки зрения конструкции объективной стороны, являются сложным (составным) преступлением. Состав рассматриваемого преступления носит исключительно формальный характер с точки зрения конструкции объективной стороны.

В ч.1 ст.132 УК содержатся три формы деяния, которыми может быть совершено данное преступление: мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера.

Мужеложство является лишь одним из видов мужского гомосексуализма, который включает в себя еще несколько разновидностей.

Лесбиянство является вторым проявлением гомосексуальных действий, имеющим уголовно-правовое значение при насильственном характере их совершения, и выражается в любом виде сексуальных действий женщины с женщиной. Исследования лесбиянства как уголовно-правового явления до настоящего момента в науке не проводилось. Как уже отмечалось, мужской гомосексуализм знает и другие проявления, кроме мужеложства. Поэтому при насильственных действиях сексуального характера, происходящих между мужчинами и не являющихся мужеложством, такое деяние может попасть под определение "иные действия сексуального характера". При насильственных действиях сексуального характера между женщинами - это всегда насильственное лесбиянство.

Возникает закономерный вопрос, что же такое "иные действия сексуального характера"?

В науке господствует мнение, согласно которому ст.132 УК предусматривает ответственность за практически все насильственные сексуальные действия, не подпадающие под признаки изнасилования. Мало того, что их вряд ли можно перечислить как таковые, так вполне серьезно предлагается к их числу относить не только известные и описанные в медицинской литературе половые перверсии, но и экзотичные для отечественного правоприменителя проявления насильственной сексуальной активности.

В некоторых криминологических работах предлагается считать любое преступление, совершенное на сексуальной почве, относимым к сексуальным насильственным преступлениям. И если в криминологии это может быть оправданным, то в уголовном праве вряд ли. Действительно, если кто-либо испытывает сексуальное удовольствие, причиняемое истязанием либо нанесением телесного вреда, при этом не совершая сексуальных манипуляций в собственном смысле этого слова, то, если следовать такому подходу, содеянное надлежит квалифицировать именно по ст.132 УК, а не по статьям о преступлениях против жизни и здоровья личности. Но это же абсурдно - если лицо, к примеру, ампутируя палец потерпевшему, испытывает сексуальное желание либо удовлетворение, то оно по субъективному основанию должно нести ответственность за преступление против половой свободы либо половой неприкосновенности.

Предлагая законодательное определение "иных действий сексуального характера", полезно присмотреться к зарубежному опыту. Ведь будучи для нашей страны новым, рассматриваемый состав довольно длительное время существует в законодательстве многих стран. Европейские законодатели, определяя сексуальное действие как таковое, расшифровывают его содержание как "сексуальное проникновение" (см. УК Франции, УК Испании). Представляется, что если очень разнообразные действия (как насильственные, так и ненасильственные) могут носить сексуальную окраску, то под уголовно значимое понимание "иных сексуальных действий" необходимо относить только те, которые выражаются в насильственном сексуальном проникновении.

Более приемлемо и целесообразно именно такое сужение границ уголовной ответственности за рассматриваемое преступление, ибо в противном случае безграничное понимание "иных сексуальных действий" приведет к неоправданному расширению рамок уголовной ответственности и возможному применению закона по аналогии.

Квалифицированные и особо квалифицированные составы насильственных действий сексуального характера аналогичны соответствующим составам изнасилования, рассмотренным ранее.

Изнасилование, как и насильственные действия сексуального характера, является одним из самых опасных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Насильственные действия сексуального характера хотя и отличается по своим признакам от изнасилования, но также затрагивает интимную сферу жизни человека, а потому представляется необходимым одинаково решать вопрос о порядке возбуждения уголовных дел по признакам ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 УК РФ

Наиболее видным отличием изнасилования от насильственных действий сексуального характера является субъект преступления. Субъектом изнасилования может быть только лицо мужского пола. Субъектом насильственных действий сексуального характера может быть как лицо мужского пола, так и женского.

Объективная сторона изнасилования имеет сложный характер и состоит из двух элементов: полового сношения и применения насилия или угрозы насилием или использования беспомощного состояния потерпевшей. Поэтому отсутствие одного из элементов объективной стороны означает отсутствие состава изнасилования.

Объективная сторона по ч. 1 ст. 132 УК характеризуется совершением мужеложства, лесбиянства и других насильственных действий сексуального характера. Мужеложство – половое сношение мужчины с мужчиной. Лесбиянство (от названия греческого острова Lesbos) – половое сношение женщины с женщиной. УК РФ 1996 года впервые в отечественной практике установил уголовную ответственность за лесбиянство с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, как одно из насильственных действий сексуального характера. Однако в отличие от мужеложства юридическая практика еще не выработала четкого критерия того, какие действия лиц можно считать фактом лесбиянства. Синонимы лесбиянства – сапфизм, трибадия. Соглашаясь, в принципе, с возможностью сосуществования различных сексуальных взаимоотношений между людьми (гетеросексуальных, гомосексуальных и др.), законодатель считает их допустимыми на добровольной основе и между совершеннолетними, так как удовлетворение биологических потребностей организма не является антиобщественным.

Для решения вопроса об отнесении тех или иных насильственных действий к сексуальным возможно проведение экспертизы с участием врача сексопатолога.Ст. 133 УК РФ - понуждение к действиям сексуального характера. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества, либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей). Эта статья частично включила ст. 118 УК РСФСР, предусматривавшую понуждение только женщины к вступлению в половую связь или к удовлетворению половой страсти в иной форме лицом, в отношении которого женщина являлась материально или по службе зависимой. Понуждение - это противоправное воздействие на другое лицо с целью склонить его к совершению любого из перечисленных действий.

Способы понуждения исчерпывающе перечислены в диспозиции ст. 133 УКРФ. Это может быть шантаж, т.е. угроза распространить сведения(подлинные или ложные), которые компрометируют потерпевшего (потерпевшую); угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества. Такая угроза может содержать обещание виновного в случае отказа от его требований изъять имущество путем разбоя, грабежа (ст.ст. 161, 162 УК РФ), неправомерного завладения автомобилем без цели хищения (ст. 166 УК РФ); уничтожить или повредить имущество(ст. 167 УК РФ). Не имеет значения, когда обещают осуществить угрозу, сразу или по истечении какого-то времени. Если имеет место понуждение к действиям сексуального характера путем угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в будущем, то должна быть квалификация по ст. 119 УК РФ, которая предусматривает такие угрозы и является более суровой по сравнению со ст. 133 УК РФ. Если имела место угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью с обещанием осуществить ее сразу же в случае неподчинения требованиям преступника о совершении полового акта, то содеянное подпадает под п. “в” ч. 2 ст. 131 либо под п. “в” ч. 2 ст. 312 УК РФ.

Для рассматриваемого состава необязательны шантаж или угроза уничтожением, повреждением, изъятием имущества, если понуждение осуществляется в отношении лица с использованием его материальной или иной зависимости. Материальная зависимость означает, что потерпевший находится на иждивении виновного или в иной форме зависит от него материально (кредитор и должник, наследник и наследодатель). Иная зависимость может быть семейной, жилищной, служебной.

Потерпевшим может быть как женщина, так и мужчина с прямым умыслом. Уголовная ответственность наступает с16-ти лет как для мужчин, так и для женщин. Преступление окончено с момента понуждения, независимо от достигнутого результата. Ст. 134 УК РФ - половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим четырнадцатилетнего возраста. Это новая статья, аналогичной ей в прежнем УК не было. В ст. 119 УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за половое сношение или удовлетворение половой страсти в извращенных формах с лицом, не достигшим половой зрелости. От криминализирующего признака “половая зрелость” законодатель отказался, заменив его возрастным критерием - 14 лет(41), причем требуется доказанность осведомленности о возрасте потерпевшего (потерпевшей), поскольку говорится о заведомости. В диспозиции статьи указано и на то что уголовная ответственность за это преступление наступает с 18-ти лет и только за ненасильственное совершение полового сношения, мужеложство или лесбиянство.