Смекни!
smekni.com

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (стр. 8 из 12)

Сказанное выше не относится к насильственным действиям сексуального характера, совершенных организованной группой. Речь идет об устойчивой группе лиц, заранее объединявшихся для совершения одного или нескольких насильственных действий сексуального характера. Ответственность за данное преступление также предусмотрена п. «б» ч.2 ст.132 УК РФ. Здесь может иметь место соучастия с разделением ролей.

Согласованность действий участников любой из названных групп в отношении к потерпевшему (потерпевшей) означает, что сознанием каждого насильника охватывается факт способствования друг к другу в совершении преступления. Если такая согласованность отсутствует, нет и группового совершения насильственных действий сексуального характера. В таких случаях каждый должен отвечать за самостоятельно совершенное преступление.

Т.е. внутренняя, психическая связь является обязательным признаком группы. Каждый сознает, что действует совместно с другими, содействует им и желает достижения преступного результата.

Итак, для признания действий групповыми необходимо, чтобы они были согласованы. Порой об этом свидетельствует договоренность об совершении насильственных действий сексуального характера, предварительное согласие на совершение преступлений. Но группа может быть образована и во время совершения преступления (до его окончания).

Исполнителем является лицо, которое полностью или частично выполняет объективную сторону преступления. Насильственное половое преступление слагается из насилия и полового акта. Соответственно и исполнителем будет лицо, которое выполняет оба деяния или только насилия, если преступление не доведено до конца.

Освобождение от уголовной ответственности за насильственные действия сексуального характера по правилам ст.20 УК РФ (возраст, с которого наступает уголовная ответственность)[47] возможно, если виновный не достиг 14-летнего возраста. Это положение не оспаривается в случае, если насильственные действия сексуального характера совершены группой, состоящей из трех и более человек, один из которых является малолетним или невменяемым. Однако, если насильственные действия сексуального характера совершены двумя лицами, одно из которых не является субъектом преступления в соответствии со статьями 20 и 21 УК РФ или же инициатива исходила от малолетнего то, по буквальному смыслу Постановления Пленума Верховного Суда, состав группового преступления отсутствует, а квалификация должна проводится с учетом иных признаков деяния (характер насилия, возраст потерпевшей.)

К числу квалифицированных видов рассматриваемого преступления закон относит насильственные действия сексуального характера, соединенное с угрозой убийством или причинение тяжелого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшему (потерпевшей) или другим лицам (п. «в» ч.2 ст.132 УК РФ).

Под угрозой убийством (запугивание причинением смерти) или причинением тяжелого вреда здоровью (устрашение причинением такого вреда) следует понимать не только прямые высказывания об этом насильника, которые свидетельствуют о прямом намерении немедленного применения насилия, но и такие, например, действия, как демонстрация оружия (пистолета, ножа, бритвы и др.).

Угроза убийства или причинением тяжелого вреда здоровью должна быть ясно выражена в словесной форме («убью», «выбью глаз», «искалечу», и т.п.) либо ясно вытекать из характера действий виновного.

Ответственность по п. «в» ч.2 ст.132 УК РФ по признаку применения угрозы убийством или причинением тяжелого вреда здоровью наступает тогда, когда она явилась средством преодоления сопротивления потерпевшего (потерпевшей) при насильственных действиях сексуального характера. В этих случаях дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью) не требуется.

При этом неважно, имел ли виновный намерения реализовать угрозу или рассчитывал только на психологическое воздействие. Причем для квалификации насильственных действий сексуального характера по п. «в» ч.2 ст. 132 УК РФ достаточно самого факта применения угрозы смерти или причинением тяжелого вреда здоровью, даже если физическое насилие вообще не применялось. Неудавшаяся попытка насильственных действий сексуального характера, связанная с вышеуказанными обстоятельствами, должна квалифицироваться как покушение на совершение насильственных действий сексуального характера при отягчающих обстоятельствах.

Если угроза убийством или причинение тяжелого вреда здоровью выражена после совершения насильственных действий сексуального характера с той, например, целью, чтобы потерпевший (потерпевшая) никому не сообщил(а) о случившемся, действия виновного , при отсутствии квалифицирующих обстоятельств, подлежат квалификации по ч.1 ст.132 УК РФ, а также дополнительно по ст. 119 УК РФ о совокупности. Если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Еще один признак, включенный в число обстоятельств, квалифицирующих насильственные действия сексуального характера – особая жестокость.

Для ее установления в качестве ориентира может служить ее определение применительно к умышленному убийству, содержащийся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 года. «О судебной практике по делам об умышленном убийстве», где указывается, что особая жестокость выражается, в частности, в применении пыток, истязаниях, глумлении над жертвой, причинении ей особых страданий и т.п.

Т.е., это как причинение особых физических или психических страданий мужчине (женщине) в процессе насильственного полового акта (например, садизм), так и изощренный, причиняющий особые физические мучения потерпевшему (потерпевшей) или другим лицам способ подавления его (ее) сопротивления (пытки, истязания). Признак особой жестокости насильственных действий сексуального характера может быть связан также с совершением этого преступления в присутствии родственников и близких потерпевшего (потерпевшей).

Причем причинение особой боли и страданий потерпевшему (потерпевшей) или другим лицам должно осознаваться виновным. При этом он может желать или сознательно допускать, что потерпевший (потерпевшая) или другие лица испытывают физические или моральные страдания и потрясения.

Заражение в результате насильственных действий сексуального характера потерпевшего (потерпевшей) венерическими заболеваниями (сифилисом, гонореей, мягким шанкром, паховым лимфогранулематозом) законодатель отмечает как квалифицирующее рассматриваемое обстоятельство (п. «г» ч.2 ст.132 УК РФ). При этом виновный достоверно знает о наличии у него данной болезни. Во всех вариантах он предвидит возможность такого заражения и желает либо сознательно допускает его последствие или легкомысленно (самонадеянно) рассчитывает, что оно не наступит. Квалификация содеянного еще и по ст.121 УК РФ (заражение венерической болезнью) не требуется. Ответственность при отсутствии других квалифицирующих признаков, наступает только по п. «г» ч.2 ст.132 УК РФ. При этом необходимо доказать наличие причинной связи между насильственными действиями сексуального характера и заражением венерической болезнью.

Для определения наличия этого квалифицирующего признака требуется проведение судебно-медицинской экспертизы.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (п. «д» ч.2 ст.132 УК РФ).

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) посягает на половую неприкосновенность, нормальное физическое развитие половой системы и нравственное формирование подростка от 14 до 18 лет.

Необходимость усиленной охраны названных ценностей побудила законодателя более строго наказывать подобные посягательства. Вместе с тем из субъективного вменения закона акцентирует необходимость доказывания вины лица в совершении насильственных действий сексуального характера именно несовершеннолетнего (несовершеннолетней). Термин «заведомость» означает, что виновный достоверно знал о его (ее) возрасте. Выясняя субъективное отношение виновного к знанию возраста потерпевшего (потерпевшей), следствие и суд должны учесть показания виновного и перепроверить их соответствие всем обстоятельствам дела. Необходимо учесть физические данные потерпевшего, его поведения в момент общения с виновным, его сообщение виновному о своем возрасте. Если будет установлено, что субъект добросовестно заблуждался на этот счет, данный квалифицирующий признак вменять нельзя.

Если виновный ошибочно предполагал, что потерпевшему (потерпевшей) меньше 18 лет, хотя он (она) был (а) более старшего возраста, содеянное квалифицируется как покушение на насильственные действия сексуального характера совершеннолетнего (совершеннолетней).

В случаях, когда имели место насильственные действия сексуального характера несовершеннолетнего (несовершеннолетней), последующие половые акты, совершенные с его (ее) согласия, не исключают ответственности виновного по ст. 132 УК РФ.В этих случаях если несовершеннолетний (несовершеннолетняя) потерпевший (потерпевшая) не достигла16-летнего возраста, действия виновного подлежат оценки по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 132 и 134 УК РФ[48].

Санкция ч.2 ст.132 УК РФ – лишение свободы на срок от 4 до 10 лет.

Особо квалифицирующими признаками насильственных действий сексуального характера (ч.3 ст.132 УК РФ) являются:

совершение насильственных действий сексуального характера, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей) (п. «а»);