Смекни!
smekni.com

Преступления против собственности (стр. 3 из 9)

Субъективная сторона кражи выражается в прямом умысле. Винов­ный сознает не только противоправность и безвозмездность изъятия чужого имущества, но и тайный способ своих действий. Именно на этом построен его расчет по завладению имуществом. При этом виновный руководствуется корыстным мотивом и преследует цель незаконного получения наживы.

Часть 2 ст. 158 предусматривает ответственность за кражу, совер­шенную: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократ­но; в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище; г) с причинением значительного ущерба гражданину.

Кража признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в ней участвовали два или более лица, заранее договорив­шихся о совместном совершении преступления. Сговор может касаться места, времени, способа совершения преступления и т.п. Важно, чтобы он состоялся до начала выполнения объективной стороны кражи, во время приготовления или непосредственно перед покушением. Сговор, имевший место во время совершения кражи, не считается предвари­тельным, ответственность в таких случаях наступает по ч. 1 ст. 158 УК. По признаку группы с предварительным сговором могут квалифициро­ваться действия только тех лиц, которые непосредственно участвовали в краже как соисполнители преступления. При этом не обязательно, чтобы все они выполняли одинаковые действия. Одни из них могут обеспечивать доступ к имуществу, другие производить его изъятие либо стоять на страже или выполнять другие исполнительские функ­ции1. Таким образом, соисполнительство не исключает распределения ролей между участниками кражи; при этом действия соисполнителей ква­лифицируются без ссылки на ст. 33 УК. Лица, которые непосредственно не участвовали в совершении кражи, а ограничились подстрекательством или обещанием скрыть похищенное или иным путем содействовать краже, Должны нести ответственность по ч. 4 или 5 ст. 33 и ст. 158 УК.

Лица, совершившие кражу в группе по предварительному сговору, несут ответственность в полной стоимости похищенного, независимо от доли каждого соучастника.

Согласно примечанию 3 к ст. 158 УК, кража признается неоднократ­ной, если ей предшествовало совершение одного или более преступле­ний, предусмотренных ст. 158—166, а также ст. 209, 221, 226 и 229 УК. Для неоднократности безразличны формы соучастия и роль, которую выполнял соучастник в преступлениях, образующих этот признак.

Преступления, предопределяющие неоднократность, должны быть совершены разновременно, т.е. быть отделены одно от другого опреде­ленным промежутком времени. В связи с этим неоднократную кражу важно отличать от продолжаемой. Продолжаемым преступлением при­знается деяние, предусмотренное одной статьей или частью статьи уго­ловного закона, состоящее из двух или более тождественных действий, охватываемых единым умыслом и имеющих общую цель. Наиболее типичной продолжаемой кражей является изъятие чужого имущества из одного источника в несколько приемов, тождественным способом, без значительного промежутка во времени. В отличие от продолжаемых преступлений при неоднократности тождественных деяний между ними отсутствует органическая связь, обусловливающая единство умысла и общую цель их совершения.

Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище, поме­щение или иное хранилище. Повышенная общественная опасность таких хищений состоит в возможности причинения большого имущественно­го ущерба и в особом упорстве виновного в достижении корыстной цели.

Под жилищем понимается помещение, предназначенное для посто­янного или временного проживания людей, в котором находится имею­щееся у них имущество. К жилищу относятся также составные его части (например, кладовая, веранда). Вместе с тем в понятие «жилище» не включаются погреба, амбары, гаражи и другие помещения, обособлен­ные от жилых построек.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 26 апреля 1984 г. разъяснил, что помещение — это строение, сооружение, предна­значенное для размещения людей или материальных ценностей. Оно может быть как постоянным, так и временным, как стационарным, так и передвижным. Под помещением понимается внутренняя часть стро­ения или сооружения, в которых находится имущество, — завод, фаб­рика, цех, корабль, банк, музей, почтовое отделение, магазин, театр, гостиница, санаторий, учебное заведение, спортивное сооружение и другие служебные или производственные здания. Данным понятие: охватываются также церковь и другие помещения, предназначенные для отправления религиозного культа.

Иное хранилище — это отведенные для постоянного или временного хранения материальных ценностей участки территорий, обеспеченные охраной; передвижные автолавки, рефрижераторы, контейнеры, сейфы и другие хранилища. Имеется в виду хранилище, представляющее оп­ределенное препятствие для доступа к имуществу. Поэтому нельзя от­носить к хранилищу сооружения, не образующие преграду свободному доступу к имуществу (открытая платформа, баржа, открытый колхоз­ный ток и т.п.). Если же к открытой платформе, барже, току приставлена охрана, то они охватываются понятием «хранилище». Хранилище сле­дует отличать от емкостей, вместилищ и упаковок вещей, необходимых для хранения, перевозки или переноса. Повреждение таких емкостей и похищение находящегося в них имущества не охватывается понятием «проникновение в хранилище». Проникновение — это недозволенный доступ к имуществу. При краже оно чаще всего выражается в примене­нии виновным технических средств, нарушении целости самого храни­лища — пролом в стене, кровле, ограде, подкоп под помещение, повреж­дение окон, дверей и т.п.

Проникновение в жилище, помещение или иное хранилище может совершаться путем обмана, когда виновный посредством различных приемов и ухищрений побуждает потерпевшего впустить его в помеще­ние. Для этого используются форменная одежда, поддельное удостове­рение личности и иные способы. Обманное проникновение в помеще­ние усматривается и в случаях, когда виновный с целью совершения кражи незаметно остается внутри помещения при его закрытии. Любое обманное проникновение в помещение и изъятие находящегося в нем имущества образует кражу, квалифицируемую по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК.

Данный квалифицирующий признак не может быть усмотрен, если кража совершается лицом, имеющим доступ в помещение в силу слу­жебного положения или выполняемой работы. Поэтому, например, по ч. 1 ст. 158 должны квалифицироваться кража, совершенная грузчиком, работающим на складе, а также хищение со склада, совершенное посто­ронним лицом, но имевшим доступ в указанное помещение.

Цель тайного завладения имуществом должна предшествовать про­никновению в жилище, помещение или иное хранилище. Не может быть вменен этот квалифицирующий признак, если умысел на кражу возник после того, как лицо оказалось в чужом помещении.

Проникновение в жилище, помещение или иное хранилище может быть совершено одним или несколькими лицами. Ответственность по этому признаку наступает не только тогда, когда они все вместе проник­ли в помещение, но и в случаях, когда одно лицо проникло, а другие приняли участие в изъятии имущества из помещения.

Если проникновение в жилище, помещение или иное хранилище сопровождалось уничтожением или повреждением запирающих уст­ройств, порчей стен, сейфов и т.п., содеянное должно дополнительно квалифицироваться по ст. 167 УК.

Кража, совершенная с причинением значительного ущерба гражда­нину, может иметь место при посягательствах на частную собствен­ность. Закон не содержит критериев значительного ущерба и возлагает определение этого оценочного понятия на суд. Под значительным ущербом имеется в виду реальный материальный ущерб, а не упу­щенная выгода. При решении вопроса о причинении значительного ущерба следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 25 апреля 1995 г. «О некоторых вопросах приме­нения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности», где отмечается, что установление значитель­ного ущерба должно зависеть от материального положения физичес­кого лица, значения утраченного имущества для собственника или иного владельца.

Значительность причиненного ущерба должна сознаваться винов­ным лицом. При этом учитываются такие обстоятельства, как стои­мость похищенного имущества, его объем, назначение. При определен­ных условиях основанием для признания значительного ущерба может служить особая потребность потерпевшего в утраченном имуществе, например кража орудий труда у специалиста. При неконкретизированном умысле виновного квалификация должна наступать по фактически причиненному ущербу.

Часть 3 ст. 158 предусматривает ответственность за кражу, совер­шенную а) организованной группой; б) в крупном размере; в) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство. Организованность группы может выражаться в подготовке как несколь­ких, так и одного преступления, требующего тщательного планирова­ния совместных действий, распределения ролей между соучастниками, оснащения орудиями, средствами, техникой.

Согласно примечанию 2 к ст. 158, крупным размером кражи призна­ется стоимость имущества, в 500 раз превышающая минимальный раз­мер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления.