Смекни!
smekni.com

Преступления против собственности (стр. 6 из 9)

Насилие при разбое может быть применено не только к собственни­ку имущества или к лицам, во владении, ведении или под охраной которых находится имущество, но и в отношении лиц, оказавшихся на месте преступления и пытавшихся воспрепятствовать его совершению.

Разбой признается оконченным в момент применения насилия, даже если в силу внезапно изменившейся обстановки или сопротивления потерпевшего виновному не удалось завладеть имуществом. Усеченная конструкция состава разбоя отражает повышенную общественную опасность данного насильственного посягательства и направлена на усиление охраны личности. Учитывается и то, что на исход нападения могут оказывать влияние и определенные черты личности потерпевше­го и его поведение (физическое состояние, реакция на нападение, готов­ность к сопротивлению).

Субъективная сторона разбоя характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Виновный сознает характер тех ценностей, на кото­рые направлено посягательство, понимает содержание действий, по­средством которых посягательство осуществляется, а также фактичес­кие обстоятельства, при которых осуществляется преступление. Винов­ный предвидит характер и тяжесть последствий своего действия и же­лает их наступления. Важно учитывать, что виновный подлежит ответ­ственности в соответствии с направленностью умысла, а не в соответст­вии с фактически наступившими последствиями. Корыстная цель при разбое достигается насильственным способом, в котором виновный видит лишь средство достижения этой цели. Нападение без указанной цели не образует состава разбоя.

Квалифицированным в ч. 2 ст. 162 УК признается разбой, совершен­ный: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хра­нилище; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Квалифицирующие признаки разбоя в основном со­впадают с соответствующими признаками кражи (ч. 2 ст. 158 УК). Ха­рактерным только для разбоя является совершение его с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г» ч. 2 ст. 162).

Рассматриваемый квалифицирующий признак предполагает при­менение не только огнестрельного, холодного, метательного, пневмати­ческого или газового оружия, но и других предметов, могущих по своим свойствам заменить оружие. Таковыми могут быть любые предметы, фактически использованные виновным при нападении (бритва, топор, камень, молоток и т.п.). При этом не имеет значения, были эти предметы припасены заранее или взяты непосредственно на месте преступления. Для квалификации разбоя по этому признаку необходимо устано­вить не просто наличие у виновного оружия или других предметов, но и факт их применения. В свою очередь, применение оружия или других предметов может заключаться как в физическом воздействии на потер­певшего, так и в психическом, т.е. в угрозе оружием (выстрел в воздух, прицеливание или иная демонстрация оружия). Нельзя усматривать наличие этого признака, если виновный высказывает лишь словесную угрозу применения оружия без его демонстрации1. Квалификация раз­боя по п. «г» ч. 2 ст. 162 исключается и в тех случаях, когда виновный для устрашения потерпевшего использует заведомо негодное оружие или имитирующие его предметы (макет пистолета, пистолет-зажигал­ка, игрушечный кинжал). Пленум Верховного Суда РСФСР в поста­новлении от 22 марта 1966 г. разъяснил, что, если виновный не имел в виду использовать эти предметы для причинения опасных для жизни или здоровья потерпевшего телесных повреждений, его действия при отсутствии иных отягчающих обстоятельств следует квалифицировать по ч. 1 ст. 162 УК2. Виновный в этих случаях рассчитывает исключи­тельно на психологический эффект, достаточный для простого, но не для квалифицированного разбоя.

Применение при разбойном нападении газового пистолета или га­зового баллончика квалифицируется как разбой при отягчающих об­стоятельствах, если газ в баллончике или патроне представлял опас­ность для жизни или здоровья потерпевшего. Лица, осужденные за разбой при отягчающих обстоятельствах, в 1995 г. составили 86,6% от общего числа осужденных за это преступление.

Особо квалифицированным в ч. 3 ст. 162 УК признается разбой, совершенный: а) организованной группой б) в целях завладения иму­ществом в крупном размере; в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего; г) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство.

Причинение при разбое тяжкого вреда здоровью потерпевшего вы­ражается в причинении последствий, признаки которых определены в ст. 111 УК. Дополнительной квалификации по этой статье не требуется. В то же время, если от причиненного тяжкого вреда здоровью наступила по неосторожности смерть потерпевшего, действия виновного квали­фицируются по ч. 4 ст. 111 УК.

При разграничении разбоя и насильственного грабежа различие между ними определяется прежде всего характером примененного к потерпевшему насилия. Разбой, согласно закону, представляет собой нападение, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, а насильственный грабеж предполагает неопасное для жизни или здоровья воздействие на потерпевшего. Различие следует проводить и по моменту окончания этих преступлений. Если разбой считается оконченным с момента нападения, то для оконченного грабе­жа необходимо, чтобы виновный завладел чужим имуществом.

Кроме того, при разграничении разбоя и грабежа следует учитывать способ действий виновного. Насилие с целью завладения чужим иму­ществом, соединенное с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия, должно рассматриваться как разбой, независимо от характера наступивших последствий.

2.6. Хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК).

Принципиально важным является то, что в основе выделения дан­ного состава хищения лежит не способ завладения чужим имуществом, а предмет преступного посягательства, характеризующийся особой ценностью. Предметами или документами, имеющими особую истори­ческую, научную, художественную или культурную ценность, призна­ются картины и рисунки, оригинальные художественные композиции, художественно оформленные предметы культурного назначения, в том числе иконы, церковная утварь, уникальные и редкие музыкальные инструменты, редкие рукописи и документальные памятники, старин­ные монеты, ордена и другие предметы, признанные имеющими особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 апреля 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответст­венности за преступления против собственности» разъяснил, что осо­бая историческая, научная, художественная и культурная ценность по­хищенных предметов должна определяться на основании экспертного заключения с учетом не только стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры.

Объективные признаки преступления выражаются в хищении пере­численных предметов и документов, независимо от способа их изъятия. Незаконное безвозмездное их изъятие может быть совершено путем кражи, мошенничества, присвоения, растраты, грабежа и разбоя.

Статья 164 УК предусматривает ответственность за хищение пред­метов, имеющих особую ценность, не только из государственных или общественных организаций и предприятий, но и у граждан, владеющих ими правомерно либо незаконно.

Хищение предметов и документов, имеющих особую ценность, счи­тается оконченным преступлением с момента завладения этими пред­метами. Хищение этих предметов путем разбоя следует считать окон­ченным с момента нападения с целью завладения ими. Действия винов­ного в таких случаях полностью охватываются настоящей статьей и дополнительной квалификации по ст. 162 УК не требуют.

Субъектом рассматриваемого преступления могут быть лица, до­стигшие 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, направленным на завладение предметами, имеющими осо­бую ценность. Если сознанием виновного не охватывается факт похи­щения особо ценных предметов, содеянное не может быть квалифици­ровано по ст. 164 УК.

Согласно ч. 2 ст. 164 УК, квалифицированным признается хищение предметов, имеющих особую ценность, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неодно­кратно; в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в ч. 1 настоящей статьи.

Содержание квалифицирующих признаков, предусмотренных в п. «а» и «б» ч. 2 ст. 164 УК, совпадает с аналогичными признаками кражи.

Уничтожение, порча или разрушение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или куль­турную ценность, должно являться результатом совершенного хи­щения.

Под уничтожением этих предметов понимается приведение их в полную непригодность, когда они навсегда утрачивают историческую, научную, художественную или культурную ценность и не могут быть использованы в соответствии с их назначением.

Под порчей или разрушением предметов, имеющих особую ценность, понимается причинение этим предметам такого вреда, который на­столько понижает их историческое, научное или культурное предназна­чение, что делает невозможным их использование без восстановления или исправления.


2. Причинение имущественного или иного ущерба, не связанное с

хищением