Смекни!
smekni.com

Преступления против собственности (стр. 4 из 9)

Умысел виновного должен быть направлен на завладение имущест­вом в крупном размере; если же он не был осуществлен по не зависящим от виновного обстоятельствам, содеянное должно квалифицироваться как покушение на хищение в крупном размере. При краже, совершен­ной группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, размер причиненного ущерба определяется общей стоимос­тью похищенного имущества, без учета того, какая часть досталась каждому из соучастников преступления. Если же виновный принимал участие в эпизодах, которые в совокупности не образуют крупного хищения, содеянное не может квалифицироваться но этому признаку.

Минимальный предел «крупного размера» является одновременно верхним пределом некрупного хищения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 158 УК (до 500 раз превышающего минимальный размер оплаты труда). В пределах некрупного размера лежат и границы значительного ущерба, предусмотренного в п. «г» ч. 2 ст. 158 УК. В случаях, если при­чиненный гражданину ущерб превышает в 500 раз минимальный раз­мер оплаты труда, его следует признавать крупным и квалифицировать по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК.

Кража, совершенная лицом, ранее два или более раза судимым за хищение или вымогательство. В соответствии с примечанием 4 к ст. 158 УК, ранее судимым за хищение либо вымогательство признается лицо, имеющее судимость за одно или несколько преступлений, предусмот­ренных ст. 158-164,209, 221,226 и 229 УК. Судимости не должны быть сняты или погашены в установленном порядке. Лица, осужденные за кражу при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах, в 1995 г. составили 82,3% от общего числа осужденных за данное преступление.

2.2. Мошенничество (ст. 159 УК).

Статья 159 УК определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Сущность этих способов состоит в том, что потерпевший сам пере­дает мошеннику имущество или право на него, полагая, что тот дейст­вует правомерно.

Обман может проявляться в сообщении ложных сведений либо в Умышленном умолчании о фактах, сообщение которых было обязатель­ным. Обман может относиться к личности, предмету, событиям и фак­там, он может выражаться в устной, письменной либо иной форме.

Поэтому конкретные проявления могут быть самыми разнообразными: выдача себя за должностное лицо, продажа за полную стоимость непол­ного комплекта товара, реализация изделия из цветного металла под видом золотого, применение шулерских приемов при различных «играх», использование при расчетах фальсифицированных предметов расплаты. Обман может выражаться и в использовании подложных документов.

Одним из распространенных случаев использования подложных документов является незаконное получение пенсий, пособий и других периодических выплат. Обман при этом состоит в сообщении ложных сведений о возрасте, состоянии здоровья, трудовом стаже, среднем за­работке. Мошенничеством является обманное получение различных выплат одним лицом вместо другого, получение денежных средств путем представления фиктивной доверенности.

Использование виновным подложных документов охватывается со­ставом мошенничества. В то же время действия должностного лица, выдавшего подложные документы заведомо для мошеннического за­владения имуществом, должны квалифицироваться как пособничество в хищении и служебный подлог (ст. 292 УК).

Злоупотребление доверием тесно примыкает к обману. Виновный использует доверительные отношения с собственником или иным вла­дельцем либо прибегает к обману, чтобы заручиться их доверием. До­верие может порождаться служебными, производственными, родствен­ными отношениями, неопытностью потерпевшего, а также определен­ными гражданско-правовыми отношениями, основанными на доверии сторон (например, договор бытового проката, торговый кредит, исполь­зование виновным доверенности на распоряжение имуществом, расхо­дование денег).

Использование доверия детей и невменяемых в целях завладения имуществом следует рассматривать как кражу, а не мошенничество, поскольку такие лица не способны осознавать происходящее. В этих случаях виновный завладевает имуществом тайно, без волеизъявления потерпевшего, как это имеет место при мошенничестве. Не мошенниче­ство, а кража будет и в случае, когда лицо обманным путем проникает в помещение и похищает чужое имущество.

Мошенничество считается оконченным с момента завладения чужим имуществом или правом на чужое имущество. Случаи обмана или злоупотребления доверием, не завершившиеся завладением иму­ществом или получением права на имущество, признаются покушени­ем на мошенничество.

Субъектом мошенничества могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла. Ви­новный сознает используемый им обман или злоупотребление довери­ем, предвидит причинение имущественного ущерба потерпевшему и желает обратить чужое имущество в свою пользу, получив его от самого потерпевшего.

Квалифицированным признается мошенничество, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) с причи­нением значительного ущерба гражданину. Эти признаки в основном совпадают с квалифицирующими признаками кражи, предусмотрен­ными в ч. 2 ст. 158 УК, за исключением совершения мошенничества лицом с использованием своего служебного положения. По данному признаку могут быть квалифицированы все случаи мошеннического использования служебного положения как должностными лицами го­сударственных органов, органов местного самоуправления, государст­венных и муниципальных учреждений, так и руководителями и служа­щими коммерческих и некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, госу­дарственными и муниципальными учреждениями. Мошенническое ис­пользование названными лицами своего служебного положения пред­полагает завладение имуществом, в отношении которого они не были наделены определенными полномочиями.

К особо квалифицированному в ч. 3 ст. 159 относится мошенниче­ство, совершенное: а) организованной группой; б) в крупном размере; в) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымога­тельство.

2.3. Присвоение и растрата (ст. 160 УК).

Эти преступления предусматриваются как самостоятельные формы хищения чужого имущества. Общим признаком, объединяющим эти формы хищения, является то, что при присвоении и растрате речь идет об имуществе, вверенном виновному или находящемся в его должност­ном распоряжении. Полномочия в отношении имущества могут опре­деляться должностным положением, договорными отношениями или специальными поручениями, закрепленными правовым актом (назна­чение на должность, возложение материальной ответственности, пере­дача имущества на основании накладной или иного документа). Суть общественно опасного завладения имуществом при присвоении и рас­трате состоит в нарушении виновным возложенной на него обязанности по распоряжению, управлению материальными ценностями или по их доставке или хранению.

В отличие от ранее действовавшей ст. 92 УК РСФСР присвоение и растрата могут быть совершены не только в отношении государствен­ного и общественного имущества, но и в отношении имущества, при­надлежащего частным лицам, коммерческим и иным организациям.

Присвоение представляет собой неправомерное удержание винов­ным вверенного ему имущества с последующим обращением его в свою пользу.

Удержание имущества, не находящегося во владении виновного (находка, клад, приблудный скот), не образует присвоения и ввиду исключения уголовной ответственности за присвоение найденного или случайно оказавшегося у лица чужого имущества не может быть нака­зуемо в уголовном порядке.

Удержание как способ присвоения заключается в невыполнении требований о предъявлении вверенного имущества в срок, установлен­ный законом, договором, компетентным на то органом или лицом. Не­возвращение в установленный срок имущества или его эквивалента, полученного по договорам имущественного найма, бытового проката, купли-продажи с рассрочкой платежа, не может признаваться присвое­нием. В этих случаях имущество передается в личное пользование лицу, заключившему договор, и ответственность за его невозвращение насту­пает в гражданско-правовом порядке.

Ответственность за присвоение не может наступать и в тех случаях, если невозвращение имущества явилось результатом его утраты, порчи, уничтожения, похищения другими лицами, а также если лицо незакон­но использовало вверенное имущество с намерением возвратить его или возместить его стоимость. О корыстных устремлениях виновного могут свидетельствовать крупный размер изъятых средств, отсутствие у виновного реальных возможностей их возвратить, а также попытка оправдать недостачу подложными документами. Оконченным присвое­ние считается с момента удержания имущества, т.е. с момента перехода его в неправомерное владение.

Растрата состоит в незаконном отчуждении (издержании) вверен­ного имущества.

В отличие от присвоения, состоящего в удержании вверенного иму­щества и помещении его в имущественную массу виновного, при рас­трате имущество, находящееся в правомерном владении, отчуждается, расходуется или потребляется виновным. Момент окончания растраты совпадает с моментом обращения имущества в свою пользу или в пользу другого лица, т.е. с моментом фактического отчуждения вверенного имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 160 УК присвоение и растрата признаются квалифицированными, если они совершены: а) группой лиц по предвари­тельному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) с причинением значительного ущерба граж­данину.