Смекни!
smekni.com

Художественно-просветительская деятельность Пабло Казальса (стр. 1 из 4)

Реферат

Подготовила ассистент-стажер 2 года Екатерина Макарова

Московская консерватория им. П.И. Чайковского

Москва 2005

Введение

Конец XIX и начало XX века – богатый и во многом трудный период в развитии мировой музыкальной культуры. Постепенно уходили из жизни ведущие композиторы второй половины XIX века: Вагнер, Лист, Брамс, Брукнер, Чайковский, Лист, Дворжак, Римский-Корсаков. Но уже в 90-ые годы XIX века выдвигались лидеры новых музыкальных течений: Штраус, Дебюсси, Регер, Малер, Пуччини и другие. Тогда же в русской музыке зазвучали имена Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева.

I-ая Мировая война, разразившаяся в 1914 году, стала огромным потрясением для всего человечества. Общественное потрясение от войны и от революционных событий повлекло за собой развитие новых музыкальных течений, таких как импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм и многих других. В истории же музыкального исполнительского искусства XIX - XX веков выделяется фигура Пабло Казальса – музыканта, гуманиста и просветителя.

Казальс прожил долгую жизнь. Он застал в живых Вагнера, Листа, Брамса, и, одновременно, был современником Альбениса, Гранадоса, Дебюсси, Скрябина, Равеля, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Бартока, Хиндемита, Шостаковича. Казальс играл со многими талантливыми исполнителями своего времени: с Бузони, Падеревским, Корто, Тибо, Крейслером, Изаи, Ойстрахом, Стерном, Менухиным и другими.

В истории исполнительского искусства испанский музыкант выступает как убежденный поборник художественной правды и творческого подхода к исполнительству. Но не в одной только обширной музыкальной деятельности заключалось величие Пабло Казальса. Это был истинно большой человек, твердо, непоколебимо веривший в нравственные ценности. «Музыкант, - говорил он, - помимо всего прочего еще и человек, и важней, чем его музыка, - его отношение к жизни».

Годы учения

«Великим человеком, сохранившим человечность и отстаивавшим везде и всегда веру в человечество», – назвал Казальса Ромен Роллан.

Эти слова Роллана могут стать лейтинтонацией этого реферата, посвященного художественно-просветительской деятельности Пабло Казальса. Заметим сразу – при всей масштабности этой темы – это лишь одна из граней жизни великого Пабло, как бы пронизывающая всю его музыкально-общественную деятельность, начиная с самой юности. Желание доставлять людям радость своей игрой, сначала неосознанно, потом явно, проявлялась в натуре Казальса, начиная с самого раннего детства. Этому способствовали и некоторые факты его биографии.

Желание доставить людям радость присутствовало во всех событиях его юности, независимо от того, играл ли Казальс в профессиональном оркестре, или маленьком любительском составе в кафе Барселоны. Уже тогда Пабло охотно и щедро делился со своими коллегами приобретенными знаниями и навыками игры. Позднее маэстро вспоминал, что уже в 12-15 лет он начал искать пути совершенствования виолончельной техники. Позволю себе предположить, что и этими «находками» он делился со своими друзьями, с теми, кого интересовала область методики: «В то время нас заставляли напрягать руку и играть, держа под мышкой книгу… . Я хотел привить движениям моей правой руки полную гибкость и для этой цели позволял локтю свободную игру, облегчающую и усиливающую движение смычка».

Процесс исполнения, приобщение к музыке, расширение собственного художественного кругозора были всегда для Казальса. Где бы он ни играл, он получал удовольствие от знакомства с самыми различными музыкальными жанрами: вальсами, маршами, мазурками или отрывками из популярных опер и музыкальных оперетт. Одновременно он не гнушался (ведь это доставляло людям радость) играть в самых разных оркестрах, которые выступали на сельских балах, свадьбах и постоялых дворах. Именно по настоянию Пабло в кафе «Тоста», где он играл довольно продолжительное время, один день в неделю уделялся исполнению исключительно классической музыки.

Можно себе представить, какую роль играла в жизни молодого Казальса его встреча с всемирно известным испанским композитором Исааком Альбенисом*.

Услышав игру виолончелиста, композитор и пианист не только выразил свой восторг, но и предложил Казальсу поехать вместе с ним в Лондон на гастроли. Этому категорически воспротивилась мать Пабло – Пилар Дефильо, которую юноша беспрекословно слушался и уважал. Несмотря на это Альбенис снабдил Казальса рекомендательным письмом графу де Морфии, известному меценату и любителю музыки.

Вторым событием по своей значимости, сыгравшим не меньшую роль, чем встреча с Альбенисом, в жизни Пабло Казальса имело его почти случайное знакомство с сюитами Баха. Можно считать, что с этого момента определились на всю жизнь музыкальные вкусы Казальса и его идеалы в служении музыке, людям.

Не повторяя всем известные факты биографии Казальса, напомню только, что, имея покровительство графа Морфии, он поступает в Мадридскую консерваторию (1894-1896), занимаясь по классу камерного ансамбля у Хосе де Монастерио, встречи с которым Пабло очень ценил, и классу композиции у Томаса Бретона.

Материально жизнь Казальса складывалась непросто, и юноше очень помогла стипендия, которую он получал после блестящего выступления во дворце перед инфантой Исабель (сестры короля Альфонсо XII).

По окончании консерватории Казальс переезжает в Бельгию, чтобы продолжить свое композиторское образование

______________________________________________________

* Впоследствии Исаак Альбенис стал близким другом Пабло Казальса

у крупнейшего композитора Франсуа Геварта. Неудачная встреча с профессором виолончели Эдуардом Жакобсом, отрицательные черты его (Жакобса) характера (отсутствие такта, заносчивость) – решили судьбу Пабло по-другому.

Он покидает Бельгию и переезжает в Париж – город музыки, перенасыщенный событиями европейского искусства тех лет.

Болезнь и невыносимые материальные условия заставили Казальса вернуться в Барселону. Там он занимает место преподавателя виолончели в городском музыкальном училище и место первого виолончелиста в «Liceu»*. Одновременно Казальс продолжает много заниматься, совершенствуя свое мастерство. Он непрерывно работает над сюитами Баха и другими произведениями, познавая философию великого немецкого гения, постигая вечные откровения гуманизма, библейских ценностей и огромного духовного потенциала Баха – того, кто служил лучшим идеалом человечества, независимо от времени и географического положения.

______________________________________________________________

* «Лицей» - оперный театр в Барселоне

Концертная деятельность

В 1999 году Казальс вновь возвращается в Париж. Он уже зрелый художник, артист, человек, в полной мере ощущающий свои гигантские возможности и готовый идти своей неповторимой дорогой.

Все это подтвердило первое выступление Пабло в столице Франции с оркестром Ламуре, где исполнение Казальсом концерта Лало* оказалось триумфальным, бесповоротно вознесшим его художественные откровения на самую вершину музыкального Олимпа.

Возвращаясь к теме просветительской деятельности Казальса, скажем, что среди бесчисленных концертов маэстро, его широчайшей исполнительской деятельности, в первую очередь выделяется его участие в одном из величайших трио: Корто, Тибо, Казальс – возникшем в 1905 г., и являвшемся непревзойденным на протяжении многих лет. Их сближало единство художественных взглядов и подлинная дружба. В репертуаре трио были лучшие произведения этого жанра, их интерпретация доставляла слушателям огромное наслаждение. Множество раз участвовал Казальс и в исполнении квартетов и в составе других ансамблей.

В истории камерного исполнительства остались незабываемыми сонатные ансамбли Пабло Казальса с Э.Григом, Г. Бауэром, Ф. Бузони, А. Корто, А. Зилоти, А.Гольденвейзером, М.Хоршовским, В.Кемпфом, Р.Серкиным. Со многими великолепными музыкантами Казальс играл в трио. Назовем ансамбли с И. Падеревским и Ф. Крейслером, Ю. Рентгеном и К. Флешем, с А. Зилоти и Э. Изаи, с Ю.Истоминым, и И. Менухиным, свидетельством чему служат многочисленные записи.

Совершенно особые отношения связывали Пабло Казальса с Россией. Впервые Казальс попал в Россию в 1905 году, как раз в момент революционных событий.

______________________________________________________________

* Заметим, что концерт Лало навсегда остался в жизни Казальса среди любимых его произведений

В Петербурге Казальс познакомился с Кюи, Римским-Корсаковым, Глазуновым*, в Москве – со Скрябиным, Рахманиновым.

Концерты Казальса явились значительным событием в музыкальной жизни России. Огромное впечатление на русскую публику произвела интерпретация Казальсом сюит Баха для виолончели соло. В рецензиях писали: «… Его исполнение Баха достойно удивления: трудно себе представить что-нибудь более зрелое, законченное, естественное и внушительное!» Пабло Казальс запомнился русским слушателям не только как непревзойденный исполнитель сюит Баха, но и как прекрасный интерпретатор концертов Боккерини, Бетховена, Гайдна, Шумана, Сен-Санса, Дворжака, сонат Боккерини, Шопена, Грига, Рахманинова, пьес Шумана, форе, Глазунова и многих других произведений. Вместе с Эженом Изаи, Казальс исполнял в России Двойной концерт Брамса (1912 г.).

Множество раз Пабло Казальс концертировал в России с А.В. Рахманиновым, А.И. Зилоти, А.А. Брандуковым, М.М.Ипполитовым-Ивановым, А.С. Гольденвейзером. Он участвовал в известных петербургских концертах Зилоти, в симфонических и камерных собраниях Русского музыкального общества, в благотворительных концертах, в концертах московского Филармонического общества. Также играл Казальс и в сонатных ансамблях с Зилоти и гольденвейзером, в трио с Изаи и Зилоти. Со всеми этими и многими другими русскими музыкантами у испанского артиста завязались близкие творческие и дружеские отношения, продолжавшиеся и в дальнейшем.