Смекни!
smekni.com

Если вы любите петь (стр. 4 из 8)

Итак. Певцу важно дыхание, связанное с пением. Профессиональное пение - это прежде всего пение на хорошей певческой опоре. Певческая опора объективно характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время пения. Именно певческая опора придает голосу прису­щий ему певческий тембр, большую силу, полетность, а главное - неуто­мимость.

И еще очень важное указание: "Певцу следует по окончании музы­кальной фразы сбрасывать остаток воздуха. Это способствует естествен­ному расслаблению мышц, снятию лишних напряжений".

Резонанс.

Обратимся к электроакустике. Резонанс - резкое возрастание ампли­туды вынужденных колебаний при совпадении частоты внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы.

А вот что пишут ученые - исследователи человеческого голоса.

Активность резонаторов проявляется не только в усилении звука, но и в вибрации (дрожании) их стенок под влиянием резонанса.

Ощущение певцом звука собственного голоса "во всем теле" не явля­ется фантазией, а базируется на... распространяющейся по всему телу мощной вибрации, порожденной певческим голосовым аппаратом.

В вибрационных колебаниях верхнего резонатора содержится большое число высоких обертонов, в то время как в колебаниях грудного резона­тора преобладают низкие частоты, главным образом лежащие в области низкой певческой форманты. Низкая певческая форманта связана по своему происхождению с грудным резонатором, а не с глоткой. Умелое использо­вание законов резонанса позволяет певцу достичь огромной силы звука до 120-130 дб, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту тембра пев­ческого голоса.

По исследованиям Л.Б.Дмитриева (1955 г.), размеры резонаторов у профессональных певцов с низкими голосами закономерно больше, чем у певцов с высокими голосами.

Звуковая волна подвержена направленности и в самом голосовом ап­парате, который выполняет роль волновода и рупора одновременно.

В педагогической практике существует много приемов для направле­ния звука в резонаторы:

1. Прежде всего это правильный вдох.

При скрытом зевке поднимается небная занавеска, слегка расширяют­ся ноздри, язык отходит от зубов и это создает высокую позицию в пе­нии.

2. Когда звуковая волна попадает в верхние резонирующие полости, то певческий голос приобретает необходимую ему звучность и красивую окраску. Поэтому ощущать звук надлежит не в передней части рта, откуда он уже выходит, а несколько выше, то есть в той части резонаторов, где он формируется.

3. Прием Фелии Литвии.

Сделайте "маленькую рыбку", то есть откройте рот и выдвиньте верхнюю губу наподобие полки над камином. Так вы создадите благоприят­ные условия для попадания голоса в маску.

Голос "находится в маске" - старый термин, указывающий, что виб­рационные раздражения возникают в области лица, закрываемой маскарад­ной маской.

4. Прикрывать звук означает получить более собранный, резонирую­щий, тембровообогащенный звук.

Маэстро Барра рекомендовал двумя пальцами придерживать углы рта, слегка сближая их, чтобы получилась фигура, приближающаяся к цифре 8.

5. Нужно научиться направлять звук в верхний резонатор с поднятым небной занавеской. Маэстро Барра учил придерживать крылья носа в при­поднятом положении указательным и большим пальцами. (Прием на занятиях в классе).

6. Грудное резонирование находится следующим образом: используя слуховой и мышечный контроль, мы находим ту установку дыхания, то по­ложение и напряжение дыхательных мышц в области "подложечного круга", при котором у данного певца, на данной высоте лучше всего проявляется грудной резонанс.

Вибрационные раздражения отражают работу резонаторов и, следова­тельно, певец, ориентируясь на эти вибрационные раздражения, может сознательно управлять настройкой резонаторов и корректировать эту настройку в процессе звучания.

Вибрационные ощущения оказываются доминирующими в ощущении пев­ческой опоры, так как объективным признаком "опоры" является особая мышечная деятельность дыхательного аппарата и особая организация всей резонаторной системы.

Вот еще несколько очень важных положений в вокальной педагогике.

1. Кантилена в пении - основа основ, и овладение ею должно стоять на первом месте.

Кантилена - плавно и ровно льющееся движение голоса (С.Е.Максимов "Музыкальная грамота" 1979 г.).

2. Акустическая ровность вокальных гласных достигается значитель­ным физиологическим единообразием механизма образования гласных в пе­нии.

Чем совершеннее певческая техника, тем ровнее по силе оказываются гласные.

3. Исследования показали, что дефекты дикции происходят у певцов в основном за счет нечеткого произношения согласных. Артикуляция сог­ласных должна быть четкой, но не нарушающей вокальную позицию. которая отличается стабильностью положения голосообразующих органов.

4. При всяком метре первая доля такта бывает сильнее остальных, поэтому очень существенно при пении ясно чувствовать ее и опираться на нее в ритмическом движении.

Справка. Метр - равномерное чередование сильных и слабых долей в такте, размер которого обозначается на нотоносце цифрами около ключа.

5. Акустические законы говорят, что звук голоса можно "собрать", "направить", "сконцентрировать"...

Это используется в овладении различными отдельными приемами, нап­ример: филировка звука, трель...

Закончим статью образным выражением Марии Каллас, раскрывающим тайну мастерского владения голосом: "Нужно раздробить его (поставлен­ный голос) на тысячи элементов, чтобы он мог вам служить во всех напи­санных фразах, фиоритурах (украшениях), оттенках, которые придется по­том исполнять".


4. Исполнительство

Музыка и вокальное искусство

"Искусство - единственная власть, которая берет в свои прекрасные руки не подлый разум, а теплую душу человека".

А.И.Куприн

В отличие от правды науки, которая оперирует реальными фактами, ясными понятиями, логическими категориями, законами, искусство связано с созданием художественных образов, в которых истинность достигается при живейшем участии неосознаваемой психической деятельности. Искусс­тво своим специфическим языком раскрывает нам такие тайны души челове­ка, которые невозможно было бы постичь на основе чисто научного иссле­дования.

"Сердце мое полно. Оно жаждет излияния посредством музыки", - пи­сал П.И.Чайковский.

Через творчество художника мир раскрывается для нас более полно, мы познаем его глубже и с новых сторон.

"Музыка пишется не только ради красоты, в ней всегда есть смысл, содержание - каждая нота, каждая фраза имеет сценический смысл, выра­зительный смысл". Это слова великой певицы ХХ века Марии Каллас.

Для искусства нужна голова, мышление. Вокальное искусство расчле­няется на две части - процесс,

ограничиваемый вопросами техники звукоизвлечения, и стиль исполнения, в котором техника должна играть только подсобную роль.

А.Варламов (композитор, педагог, автор русских романсов) искусс­тво пения считал "языком сердца, чувства и страсти".

Крупнейшее достоинство прекрасных русских певцов это глубокое эмоциональное вживание в музыкальный образ. Велика, несравненна была всемирная слава русского певца Федора Ивановича Шаляпина . Бессмертны­ми остаются шаляпинские заветы искусства высокой жизненной правды и совершенно реалистического мастерства. Прекрасный русский певец, пер­вый исполнитель роли Германа в "Пиковой даме" П.И.Чайковского Фигнер говорил: "Главное - не в обилии средств, а в умении ими разумно поль­зоваться".

А вот, что писал Л.Собинов:

"Когда удается певцу ревниво следящую за ним аудиторию захватить и исторгнуть у нее вздох удивления - вот это значит... что искусство дошло до человеческой души. Наоборот, если зритель замечает все слож­ности, которые преодолевает исполнитель - иллюзия исчезает, увлечение не приходит... Чем более зрелым становится артист, тем больше познает, как далек от совершенства, тем сильнее стремится к нему, тем больше работает".

Великая Мария Каллас, стремясь к совершенству, так говорила себе после концерта: "Сегодня я сделала все, что могла, я собою довольна. Но завтра я должна сделать еще больше. Все удачи надо отбросить - все и должно было пройти хорошо, - а вот какие были неудачи, как можно их исправить?"

Чтобы стать хорошим певцом "прежде всего надо иметь разум, затем горячее сердце и железную волю, а уж потом безусловно голос", - считал педагог Мишуга.

Знания о работе голосового аппарата, о качествах вокального зву­чания, о способах его достижения, о законах музыкально-вокального ис­полнения ученик получает в процессе пения и овладения вокальными навы­ками. Самостоятельный и осмысленный подход к процессу голосообразова­ния и способам, обеспечивающим нужные качества звучания, стимулирует сознательность в обучении и воспитывает весьма положительные качества характера: пытливость, наблюдательность и любознательность.

А.Варламов предупреждал что "петь с усилием, принуждать голос ид­ти вверх и вниз и заботиться более об обширности, нежели о верности голоса - вот верные средства испортить слух и петь не в голос".

"Самоуспокоенность и желание слышать только похвалы тормозит ра­боту... Только увлеченность в работе дает хорошие результаты" - Лука­нин.

"Творческому росту артиста мешают лень и зазнайство" - С.Лемешев.

Часто даже при скромных вокально-музыкальных данных наличие тако­го психического комплекса, как воля, целеустремленность, внимание, умение организовать свой певческий и общий жизненный режим, может при­вести к высокому профессиональному уровню... Иногда исключительные му­зыкально-вокальные данные остаются без реализации, если нет таких ком­понентов, как трудолюбие, воля.