Смекни!
smekni.com

Если вы любите петь (стр. 5 из 8)

О выразительности в пении

По мнению Глюка (композитора конца 18 в.), "голос, инструменты, все звуки, даже самые паузы должны стремиться к единой цели - вырази­тельности, связь между словами и пением должна быть настолько тесной, чтобы текст казался так же созданным для музыки, как музыка для текс­та".

Интересны высказывания концертмейстера Е.В.Образцовой - В.Чачавы: "Один из исполнительских законов: ноты, знаки - еще не музыка...

Малер (музыкант) любил повторять, что "лучшее в музыке находится не в нотах... Живое зафиксировано мертвыми знаками. И петь ноты с математи­ческой точностью - это, если хотите убивать музыку... Но большие ис­полнители - это как раз те, кто видит не только семь нот, не только то, что написано в партитуре, но и то, что за этим стоит. Они умеют вернуть произведение к жизни".

В чем же тайна музыки?

Всем известно, что в процессе мысленной речи - "думания про себя"

- человек производит едва заметные движения языка и губ. Так музыканты поют про себя то, что играют и это приводит иногда к сильному переу­томлению связок.

Основоположник двигательной теории ритма Жак Далькроз сказал, что если мы воспринимаем музыку одним лишь ухом, но не ощущаем ее всем те­лом, не содрагаемся от ее могущества, мы чувствуем лишь слабое эхо ее истинного существа. Российский ученый Б.М.Теплов считает наиболее важ­ными и универсальными, несмотря на то, что непроизвольные движения возникают при слушании во всех частях тела, именно голосовые, вокаль­ные движения, которые, по его мнению отражают степень музыкального развития человека. Любопытно, что эти микродвижения в миниатюре как бы копируют тот способ, которым слышимый звук образуется. Отсюда понятно, какую положительную роль приносит слушание хороших певцов и как вредно сказывается восприятие плохого пения. Слушать музыку или пение значит соучаствовать в исполнении.

"Нельзя просто слышать ритм. слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает" - Б.М.Теплов.

Работа над вокальным произведением

"Композитор - это человек, который записывает музыку такими при­митивными знаками, как ноты. Но он не может записать в нотах все, чем переполнена его душа. И задача певца-интерпритатора "насытить своей душой", как говорит Г.Свиридов (композитор), все то, что невозможно записать одними значками" - читаем мы в книге о творчестве Е.В.Образ­цовой.

"Один голос без мастерства стоит очень мало. Мастером будет счи­таться певец, не только свободно и ровно поющий, но главное, достигаю­щий определенного эстетического воздействия, волнующий мыслью, идеей, чувствами, которые он находит в музыке", - пишет С.Лемешев.

Н.А.Обухова делится в своей книге опытом: "Очень долго и вдумчиво я работала над каждым произведением. Впевала так, чтобы не было техни­ческих трудностей, а затем обрабатывала художественно".

Работа над вокальным образом распределяется на три периода. Пер­вый - освоение нотного материала, второй включает техническую вокаль­ную работу. Третий период - художественная обработка.

"Музыка дает певцу очень многое, именно она в первую очередь, а не текст является отправным пунктом мышления артиста" - Е.Е.Нестерен­ко.

"Сущность музыки - в мелодии" - В.Моцарт.

"Я пою не ноты, а музыку" - Е.В.Образцова. Каждый звук произведе­ния, сам по себе и в соотношении с другими, должен иметь перспективу, нести характер, настроение.

"Нельзя понять сущности музыкальной интонации, если не воспитать в себе до совершенства вокального, т.е. весомого, напряженности ощуще­ния интервалов... так, как все великие певцы ощущали в своем голосе каждый тон и его отношения к другим тонам их голосового движения. Это простое явление всегда упускалось из виду. А в нем-то и есть истинный ключ к пониманию всего в музыке" - Б.В.Астафьев.

А.П.Иванов делится в своей книге интересными "секретами", с по­мощью которых можно подойти к раскрытию смысловой стороны музыкального произведения. "Во-первых, в каждом такте существуют слабые и сильные доли, сами по себе создающие динамическую основу музыкальной фразы, во-вторых, есть ритмический рисунок мелодии, в третьих, интонации каж­дой мелодии имеют свои кульминационные моменты, подчеркивающие смысло­вую сторону фразы". И далее. "Без сильной доли трудно ритмично петь, потому что первая доля такта не только помогает выдерживать точный ритм, но и определяет темп музыки. А темп в свою очередь определяет эмоциональный характер произведения". "Живите в темпе, - говорил пев­цам тенор Ершов, - темп является выразителем ваших внутренних эмоций".

"Сам текст, мелодия, спетая технологически чисто и красиво, уже обладают значительным зарядом эмоционального воздействия на слушателя и зрителя", - пишет Е.Е.Нестеренко.

Но нельзя забывать, что в условиях интонирования русской мелодии певца неудержимо тянет к речевому произношению слова, что может легко нарушить правильность образования певческого тона. Все исполнительские эмоции должны быть выражены в прекрасной вокальной форме... Только тогда, когда исполнитель свободно распоряжается своим голосом, он ока­зывается способным к вхождению в образ, к глубокому погружению в твор­чество.

Музыкально-вокальная выразительность требует предварительного вдумчивого анализа всего исполняемого произведения. " Все обозначения (в нотах) относительны и условны, так что скрупулезное выполнение то­го, что написано, практически невозможно. Следовательно, надо внима­тельно, с уважением изучать клавир (ноты), но не быть формалистом при исполнении музыки... Надо подходить к нему (к музыкальному тексту) творчески: во-первых, доверять ему и доискиваться во всем до смысла; во-вторых, если при изучении текста скажется целесообразным внести ка­кие-то изменения, скажем, отменить где-то замедление, или задержаться на какой-то ноте, или спеть более тихо или более громко, чем написано, - это все-таки делать можно" - Е.Е.Нестеренко.

Певец должен много читать, особенно стихов, чтобы чувствовать по­этический образ исполняемого произведения. Необходимо прочитать весь текст музыкального произведения так, как это сделал бы драматический артист.

Внесение своего прочтения произведения, убедительной интерпрета­ции связано с активной работой фантазии, когда яркие видения помогают найти верное исполнительское самочувствие, при котором эмоционально окрашенные исполнительские намерения подсознательно вызовут необходи­мые нюансы, сделают пение живым, действенным, впечатляющим.

Выбор тембра никогда не должен зависеть от буквального смысла слов, но от душевных движений, которые его диктуют. Благодаря тембру появляется интимное чувство, которое текст не всегда достаточно ярко выражает, а иногда даже имеет тенденцию ему противоречить.

Певческий тон, и лишенный слова, должен служить раскрытию музы­кально-образного содержания исполняемого произведения.

Оркестровые фрагменты (вступление, проигрыши и другие паузы в пе­нии, проигрываемые пианистом) необходимо внутренне петь и не терять тонуса, чтобы вступить с той же приподнятостью, которая требуется от исполнителя.

В вокальном мире существует такой термин - впевание. Считается, что при изучении нового произведения требуется его впеть, то есть мно­гократно пропеть. Вообще режим пения в классе резко отличается от ре­жима пения в условиях концертного зала. Важно не только уметь побороть волнение, но и нужно учитывать его, то есть всегда отрабатывать свой репертуар как бы с запасом прочности. Но репетиционный период не дол­жен быть очень длинным.

Что необходимо знать о самоконтроле

В процессе исполнения произведения следует рассчитывать только на собственные силы, которые надо учиться правильно расходовать. Без са­моконтроля немыслимо никакое искусство. Но у певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организ­ма. При обучении пению изменяются условия слухового контроля, ведь пе­вец слышит себя не так, как окружающие. И резонаторные, и другие ощу­щения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Опытным педагогам хорошо известно, что в искусстве пения разница между "правильно", и "неправильно" бывает подчас - настолько мала, что оста­ется незаметной для "невооруженного глаза" (вернее слуха). Необходи­мость поддерживать свою вокальную форму заставляет всех певцов ежед­невно совершенствовать свой вокал, контролироваться со стороны знающе­го их голос человека.

Если певец поет технически неправильно, например детонирует, пре­небрегает дикцией и т.д., разве не более эффективным, чем все замеча­ния со стороны, окажется для него прослушивание магнитофонной записи собственного исполнения?

И главное. Если певец во время пения хорошо ощущает вибрацию верхних и нижних резонаторов, то он уверен, что механизм его звукооб­разования правилен.


Об эмоциональной выразительности

Эмоциональная выразительность голоса певца является важнейшей ха­рактеристикой его исполнительского творчества. Характер эмоциональной выразительности вокального произведения уже предопределен в основном содержанием поэтического текста и музыкой композитора. Б.В.Астафьев писал:"Надо уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, лас­ку, поцелуй, лукавство, смелость - словом, всю гамму чувствований".

"Есть студенты, которых учить этому не надо, - все это (он пока­зал на сердце) есть у них от природы. Значительную часть можно нау­чить, они развиваются. Но есть к сожалению, такие, которым вряд ли что поможет", - пишет педагог Ленинградской консерватории.