Смекни!
smekni.com

Принципы права (вопросы теории и методологии) (стр. 2 из 26)

Сущностные положения названных определений весьма значимы. Во-первых, на авансцену определения понятия "принцип" выносится не просто "начало", "основа", а "первоначало" ("основополагающее первоначало"). Во-вторых, "первоначалом" (или основополагающим первоначалом") могут выступать однопорядковые явления в виде "руководящей идеи" ("основного положения", "основного правила", "исходного пункта"). И, наконец, в-третьих, указанные явления ограничиваются лишь сферой поведения или предпосылкой определенной теории, концепции. Несмотря на известное сходство, понятие "первоначало" употребляется иногда в разных значениях. Так, если в философии проблема "первоначала" означает соотношение материального и идеального, то в логике в качестве такового выступает постулат, из которого затем редуцируется теория, требующая определенной интерпретации.

На современном этапе наибольшую актуальность представляет обнаружение связей между различными аспектами определения понятия "принципы", если не во всех, то во многих общественных науках. Это объясняется не только логическими задачами научного исследования, но и практическими потребностями взаимосогласованности обобщенных определений. Практически определению понятия предшествуют мыслительные операции по выявлению и отбору элементов, обладающих известными свойствами и включаемых в объемы определяемых понятий. Определения выступают, стало быть, средством отбора и дифференциации и обобщения явлений реальной действительности и в этом смысле служат эффективным инструментом более частых явлений, имеющих важное значение в практической деятельности. Определения в целях их объективного выражения и доведения до соответствующего круга лиц выражаются в терминах - основное выражение понятий.

Именно в этом случае большое значение имеет соответствие смыслового содержания понятия "принцип" и формы его словесного выражения. Поиски так называемых принципов начинаются уже в античной философии, где в качестве исходного принципа бытия пытались рассматривать ту или иную субстанцию1. Анаксимандр (около 611-545 гг. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса, первый поставил вопрос о "начале" всего сущего и определил это начало как принцип, алейрон. Апейрон - (от греческого apeiron- неопределенное) это первовещество, бесконечность природы, нечто "божественное"2; неопределенная и беспредельная субстанция; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как созидательное, движущее начало: оно не доступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность3. Из алейрона путем выделения возникают различные вещества4. Анаксимандр же ввел и само представление о принципе - «архе» (греческое arche - первопричина). В дальнейшем нахождение основ бытия (принципа) стало рассматриваться как основная задача философии. После того как тот или иной принцип бытия был сформулирован, он нередко начинал рассматриваться и как исходный пункт объяснения.

Принцип в субъективном смысле - основное положение, предпосылка (принцип мышления)7 Некоторые философы понимают под принципом своеобразную максиму - всеобщее жизненное правило, краткое жизненное изречение.

Принцип в объективном смысле - исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия).

Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего, нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимают (если касаться содержания) следующие: Фалес - воду; Анаксимандр - качественно неопределенный бесконечный "алейрон"; Анаксимен - воздух; Гераклит - огонь (эфир); Пифагор - число; Анаксагор - геометрию; Эмпедокл - 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь; Демокрит и Эпикур - форму и материю; стоики -пневму; Спиноза - субстанцию; Шеллинг - абсолют; Гегель - идею, то есть сам по себе существующий разум; Фихте - "Я"; Шопенгауэр - волю; Э. Гартман - бессознательное.

Понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведения всего бытия и всех процессов в мире к принципу. Следующим определением принципа является основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной максимой и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий, по отношению к отдельным индивидам, момент, или объективной - законом и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа.

Таким образом, были разграничены принцип бытия (principiaessendi) и принцип познания, или идеальные принципы (principiacognoscendia). Широкая трактовка этого последнего понимания привела к тому, что под принципом стали понимать всеобщее всякое основание, из которого надо исходить и которым нужно руководствоваться в деятельности1. Основополагающими в философии и научном понимании являются диалектические принципы, такие, как принцип целостности, принцип системности, принцип причинности, принцип детерминизма, принцип историзма и др.

В настоящее время термин "принцип" обычно употребляется в связи с самыми различными сферами человеческой деятельности (с сохранением первичного оттенка - первый, основной, исходный), тогда как применительно к миру употребляется термин "закон".

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что определения принципа весьма различны и что следует различать объективное содержание принципа и его субъективное значение. В объективном смысле, принцип -отражение естественной или общественной закономерности; он существует потому, что таковы законы природы или общества, и не может быть иным. Субъективное значение принципа заключается в том, что он представляет собой руководящую нить поступков человека. Следование своим принципам - принципиальность - важнейшее человеческое качество, характеризующее устойчивость взглядов и жизненных позиций, сильное стремление к достижению цели.

Вопрос о принципах права широко освещается в учебной и монографической литературе. Исследователи этого вопроса единодушно отмечают объективную обусловленность принципов права. Вместе с тем, в самом понятии принципов права, а также в выделении этих принципов существуют расхождения. Это происходит, скорее всего, в результате различного понимания самого принципа. Например, В.II. Грибанов под принципами права понимал руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение. Положительными моментами в определении В.П. Грибанова можно считать: а) рассмотрение его в качестве руководящего положения; б) указание на то, что руководящее положение выражает объективные закономерности, определяющие сущность всей системы права, его отраслей и институтов; в) акцентирование внимания на общеобязательном значении принципов права в силу их правового закрепления.

Принципы права определяются как начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Достоинством этого определения, как считает ГЛ. Свердлык, является указание, согласно которому правовое регулирование общественных отношений строится в соответствии с принципами.

О.М. Сичивица считает, что, во-первых, принцип есть непосредственное обобщение опыта и фактов, результатом которых может быть какая-то основная мысль, идея, служащая для построения теории, и, во-вторых, что принцип есть закон науки, поскольку в нем выражаются существенные необходимые отношения действительности.

С. Е. Зак под принципами понимает «основополагающие понятия, позволяющие объединить законы и категории той или иной научной дисциплины в единую систему знаний».

Опираясь па философские определения понятия "принцип", правоведы довольно неоднозначно определяют понятие «принцип права». Анализ обширнейшей научной литературы, в которой разрабатываются принципы права, дал возможность выявить несколько подходов к определению принципа права. Суть первого подхода состоит в том, что под принципами права понимаются выраженные в праве основные, исходные положения (нормативно-руководящие начала, идеи), характеризующие его содержание и реализацию, на которых строится система правовых норм . Сторонники второго подхода наряду с определением их как основных положений, детерминирующих содержание права, особо выделяют объективный характер принципов. Причем сама их объективность выводится не из правовой материи, а из объективно существующих законов общественного развития.

Так, С.Н. Братусь принцип права определяет как закон данного движения материи или общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения. С. С. Алексеев добавляет, что принципы права есть нормативно руководящие начала, характеризующие закрепленные в них закономерности общественной жизни, ее тенденции и потребности Аналогично высказывается Г. С. Яковлев, утверждая, что принципы выражают политические и организационные закономерности государственного управления и в той или иной мере закреплены в действующем праве. Такой же примерно позиции придерживается Д. А. Ковачев, который считает, что принцип - это познанный закон (закономерность) развития объективного мира". Все названные точки зрения нашли отражение, в частности, в труде В. Н. Кудрявцева, который пишет, что принципы права - «это такие начала, которые выражают важнейшие закономерности и устои общественно-экономической формации...» .