Смекни!
smekni.com

Принципы права (вопросы теории и методологии) (стр. 3 из 26)

Среди авторов, предлагающих определить принципы права через категорию «закон, закономерность» является Д. А. Ковалев, который следующим образом формулирует понятие «конституционный принцип»: «... это объективно существующая политическая и кибернетическая закономерность, а также закономерность самой правовой материи, которая нашла выражение в определенной системе конституционных институтов, направленной на обеспечение свободного ее действия». В рамках второго подхода существуют совсем другие определения принципа права, так А.Е. Лунев определяет принципы права как "основные теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства"\ В.Н. Хропанюк также считает что ''принципы права, - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни".

Рассмотрение указанных и иных точек зрения позволяет сделать некоторые уточнения по поводу природы и определения принципов права. Представляется, что исходные нормативно-руководящие начала выражают не только сущность права и закономерности его развития, но в той или иной степени различные элементы и стороны правовой системы (правосознания и правовой культуры, юридической практики), а также разнообразных сфер общественной жизни, которую они опосредуют.

Нельзя согласиться с тем, что принципы права есть отражение или юридическое закрепление законов и закономерностей общественной жизни. Налицо подмена понятий "закон" и "закономерность" понятием "принцип". Хотя категория "принцип" - это такая абстракция, которая имеет свое собственное значение и смысл, в ее задачу не входит отражать законы и закономерности общественной жизни. Тем не менее принципы права, являясь однопорядковыми с сущностью права, схожи с категориями ''закон" и "закономерность"1. И в тех, и в других отражается все наиболее важное, решающее, принадлежащее процессам, явлениям и соответствующей действительности, но природа их возникновения и содержания различна. Для отражения же законов и закономерностей общества в теории служат философия, социология и история, в общественной практике - политика и политические документы. Другое дело, что закономерности общественной жизни могут быть закреплены в праве, как это делалось в советский период, но служить основой принципам права они не могут. Общественная жизнь постоянно меняется, познаются все новые законы и закономерности, а принципы права, по большей части, остаются неизменными, хотя и наполняются новым содержанием.

Прослеживая пути развития определения понятия "принципы права", можно убедиться, что все они сходятся в главном - в том, что составляет самую суть их. В качестве таковой выступают ведущие (определенные, основные, основополагающие) начала (положения), руководящие идеи, определяющие общую направленность и наиболее существенные черты содержания правового регулирования. Эти определения нуждаются в некотором уточнении. Содержание правового регулирования определяется экономическими отношениями общества, в соответствии с которыми строится данная система права. Но для системы права важно не только то, что закрепляется в праве (содержание предмета правового регулирования), но и то, как это должно закрепляться (какие начала, идеи должны лежать в основе наиболее эффективного регулирования данных общественных отношений). Эти начала, идеи и являются принципами права, но они определяют не содержание правового регулирования, а наиболее соответствующий данным общественным отношениям, составляющим предмет правового регулирования, характер права и правового регулирования.

Кроме того, для определения принципов права важное значение имеет учет соотношений категорий "принципы" и "идеи". Если, например, цивилисты прямо называют принципы идеями, то специалисты по общей теории права и отдельным наукам отнюдь не единодушны в подобном отождествлении. В свете представления о принципах и идеях можно выделить, по меньшей мере, три основных аспекта и, соответственно, три их основных значения.

Ряд авторов характеризует принципы в качестве своего рода "идей". Обоснование этой позиции сводится к тому, что право - надстроечное явление, принадлежащее к сфере идеологических отношений. Поэтому пронизывающие его начала как бы освещают изнутри содержание юридических норм, которые в силу этого могут быть названы своего рода "идеями". Подобные утверждения не согласуются с положениями классиков марксизма-ленинизма, согласно которым идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу. Изложенное утверждение концепции названных авторов противоречит указанию на то, что принципы права оказывают непосредственное воздействие на регулирование общественных отношений, на юридическую практику и определяют непосредственно характер, организацию правового регулирования. Ясно, что сами по себе идеи, даже если их именовать "своего рода идеями", не могут осуществлять названные функции.

Другие авторы утверждают, что понятие "принцип" лишь сопряжено с категорией "идея". Такое сопряжение имеет место тогда, когда философы под идеей понимают внутреннюю логику, закон существования объекта, то, что вычленяет из множества оснований познаваемого предмета его полное основание, то есть сущность. В теории познания принцип может выступать как абстрактное определение идеи. Представляется, что ученые правильно поступают, не отождествляя понятие "принцип" и категорию "идея", не рассматривая их как явления однопорядковые и в то же время допуская возможности проявления "принципа" как "идеи" лишь с философских позиций, а точнее, с точки зрения теории познания.

И, наконец, третья группа авторов, представителем которой является Н.Н. Полянский, полагает, что принципы - это не идеи, а компоненты специфического преломления идей, выражения идей, нормы, содержащие наиболее общие положения. Принципы в праве, как и в любой области правил, регулирующих деятельность (или поведение), - это не просто идеи, но требования, предъявляемые к деятельности (или поведению).

Эта точка зрения, пожалуй, наиболее убедительна и не позволяет отождествлять принципы с различного рода идеями. Во-первых, поскольку идеи находят выражение (закрепление) в правовых нормах и в общих положениях, то они тем самым превращаются в нормативные, руководящие положения; во-вторых, обладая нормативным характером, руководящие положения действительно выступают общеобязательными требованиями как организации правового регулирования, так и поведения субъектов той или иной отрасли права. В силу этого и нельзя ни определять "принципы права" посредством категории "идеи", ни рассматривать категории "принципы" и "идеи" как явления однопорядковые, ни называть принципы идеями1.

В гносеологическом плане правовые принципы представляют собой идеи и положения, которые, с одной стороны, отражают господствующие взгляды по вопросам права, характерные для данной исторической эпохи; с другой стороны, формируют определенные требования, выраженные в обобщенной форме и адресованные участникам правовых отношений - судьям и адвокатам, истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим. Поэтому правовые принципы не пассивное отражение действительности и не абстрактные пожелания, а действенный инструмент регулирования правовых отношений.

Кроме того, правовой принцип - это категория правового сознания. Правовые принципы предшествуют созданию системы права. Отражая сущность права, принципы выражают внутреннее единство норм права и поэтому не выступают в качестве особого внешнего структурного звена системы права наряду с институтами и отраслями^1. Принципы права воплощаются в системе права в целом. Они неразрывно связаны с пониманием права как единой целостной системы4. В системе права принципы и конкретные нормы неразрывно связаны и всегда находятся в единстве. Не может быть принципов права без норм права. Точно так же не бывает правовых норм без того, чтобы в них не проявлялись принципы права. Иначе говоря, принципы обнаруживают себя в нормах права, а нормы всегда выражают принципы права5. Принципы - это ведущие начала не только создания, формирования правовой системы. Они являются определяющей идейной основой реализации, осуществления правовых норм. И в этой сфере принципы права неразрывно связаны с его сущностью. При реализации той или иной правовой нормы очень важно учитывать принципы всей правовой системы, придающие единую направленность этой системе6. Таким образом, принципы права, как факторы сущностного порядка, представляют собой внутреннюю основу единства всей системы права, его отраслей, институтов и отдельных правовых норм, а правовые нормы есть внешнее выражение сущности права, его принципов. При этом кристаллизация принципов в самостоятельных нормах - показатель более высокого уровня «органичности» правовой системы.

Принципы обычно обнаруживаются не в одной норме права, а в их множестве. В то же время каждая отдельная норма не раскрывает принципа права полностью. В данном случае между принципом и нормой существует такое же различие, как между общим и конкретным. Необходимо отметить и еще одно различие. Принцип, как фактор сущностного порядка, глубже нормы права, а норма богаче принципа, охватывающего только часть того, что есть в норме. Но зато данная часть - самая главная, решающая, основное в ней. Поэтому принцип глубже конкретной нормы права. В то же время принцип узок, неполон, приблизителен, не включает конкретные индивидуальные особенности нормы права. В норме же проявляется существенное (принцип права) и несущественное, общее и единичное, главное и второстепенное. Норма по сравнению с принципом характеризует систему права (отрасли, институты) ярче, полнее. Вот почему нормы богаче принципа, они как бы дополняют его и дают более полное представление о системе права.