Смекни!
smekni.com

Литургика. Великопостное богослужение (период пения Постной Триоди, до недели Ваий) (стр. 3 из 13)

Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся.

На утрене (после 50-го псалма) поются покаянные тропари "Покаяния отверзи ми двери".

На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне.

Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как указывалось уже нами, является сплошной седмицей (разрешение поста в среду и пятницу).

СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ

Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также "мясопуст" (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31–46).

В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере.

Церковь поминает "от века мертвых, всех верою поживших благочестно, и усопших благочестно или в пустынях, или во градéх, или в мори, или на земли, или на всяком месте от Адама даже и до днесь, послужившия Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно". Церковь просит прилежно "сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснáго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребии светлем, и достойным быти Царствия Его" .

По неисповедимому Своему промыслу, Бог предопределил разную кончину людям. "Подобает же ведати, — говорится в Синаксаре, — яко не вси в пропасти впáдающии и в огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божия судьбы, их же ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерти) вéдения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрéния иных бывают". "Глубиною судéб Твоих, Христе, всепремудре Ты предопределил еси коегождо кончину жизни, предел и образ" .

В эту субботу Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не были отпеты — "узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша" . Церковь молится "в части праведных (их) учинити", "яже покры вода, брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огонь яже попали"; возносятся моления о тех, кто "в неведении и (не в своем) разуме" окончил свою жизнь , о тех, которым Господь, "вся полезная ведый", попустил умереть внезапной кончиной , "от печали и радости прешедшия ненадежно (неожиданно)" , и о тех, которые погибли в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, поражены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом ("удави плинфа или персть посыпа"), отравлены, удавлены, повешены или погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти .

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. "Приидите прежде конца вси, бра¬тие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и оргáны сосуда плотна (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где добрóта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? — вся прах и сень. Темже пощади, Спасе, всех нас" . "Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? — брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы срóдни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос — Просвещение душ наших" .

По своему последованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СУББОТЫ МЯСОПУСТНОЙ

На вечерне вместо прокимна поется "Аллилуиа" с заупокойными стихами.

На утрене вместо "Бог Господь" — "Аллилуиа" с заупокойными стихами и тропари: "Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй" и "Тебе стену и пристанище имамы".

После рядовой 16-й кафизмы, малой ектении и седальна Октоиха поются Непорочны: 17-я кафизма (разделяемая на две статии). По обычной практике, при пении Непорочных священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к заупокойному столу — тетраподу, или к "кануну".

Первая статия начинается пением "Блажени непорочнии" (поются первые два стиха). Священник читает псаломские стихи; в это время хор к каждому стиху поет тихо припев "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим" (петь "Аллилуиа" не положено). После 91-го стиха хор поет 92–93-е стихи: "Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов, повелений) Твоих, яко в них оживил мя еси". После этого бывает малая заупокойная -ю -ю -ю ия и возглас "Боже духóв".

Вторая статия начинается пением "Твой есмь аз, спаси мя" (поются первые два стиха). Хор припевает к читаемым стихам второй статии припев: "Спасе, спаси мя". Последние стихи кафизмы 175-й и 176-й поет хор: "Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых". После этого сразу поются тропари по Непорочных: "Святых лик обрете источник жизни" с припевом "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". Затем произносится малая заупокойная ектения и поется седален: "Покой, Спасе наш". По 50-й псалме — канон. Первым читают канон храма (т.е. главного Престольного праздника), а затем канон Триоди. После 3 песни — ектения обычная. По 6 песни — ектения заупокойная (священнослужители остаются на середине храма). Кондак: "Со святыми упокой" и икос: "Сам Един еси, Безсмертный" (диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и народ). После чего священнослужители, прочитав все поминания, уходят в алтарь, и царские врата закрываются. Далее — обычное последование вседневной (субботней) утре¬ни.

На Литургии — заупокойные тропари, прокимен, Апостол, Евангелие и причастный стих (см. Триодь Постную).

Если в субботу мясопустную случится праздник Трех святителей (30 января / 12 февраля) или Обретения главы Иоанна Крестителя (24 февраля / 9 марта), то службы этих праздников переносятся на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба.

Если в субботу мясопустную случится храмовый праздник или Сретение Господне (2/15 февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг. В Киево-Печерской Лавре таким же образом совершается служба по Храмовой главе и в праздник Трех Святителей (в этом случае заупокойная служба переносится).

ЗНАЧЕНИЕ НЕДЕЛИ МЯСОПУСТНОЙ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Неделя мясопустная, как сказано выше, посвящена воспоминанию всеобщего, последнего и страшного Суда живых и мертвых (Мф. 25, 31–46), дабы грешники по грубости своей духовной природы в надежде на не¬изреченное милосердие Божие не пребывали в беспечности и нерадении о своем спасении. Православная Церковь в многочисленных стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, ибо грешники предстанут перед нелицеприятным ("неумытным") Судом Божиим": "О, каковый час тогда и день страшный, егда сядет Судия на Престоле страшном! <…> тогда труба возшумит вельми, <…> небеса погибнут, звезды спадут, и вся зем¬ля поколеблется <…> Мертвии от гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут… Книги разгибаются, и деяния обличаются, и тайная тмы явлена бывают, Ангели обтекают, собирающе вся языки. Приидите, услышите, царие и князи, раби и свободнии, грешницы и праведницы, богатии и нищии: яко грядет Судия, хотяй судити всей вселенней. И кто стерпит перед Лицем Его, егда Ангели предстанут обличающе деяния, помышления и мысли, яже в нощи и во дни? О, каковый час тогда!"

Напоминая о последнем и страшном Суде Христовом, Церковь вместе с тем показывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог — милосерд, но Он — и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Хри¬стос, имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд — праведным и неподкупным испытанием ("неумытное истязание", "неумытный суд"). Все равны будут перед праведным Судом Божиим: "В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдовица и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!" "Тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба", "ни отец возможет, ни мати помогающи, ни избавляяй брат (от) осуждения" . "Господь грядет, и кто стерпит страх Его?"

Всем богослужением этой Недели Церковь стремится привести грешников, беспечно полагающихся на милосердие Божие, к осознанию своей греховности. "Ужасает мя и страшит огнь негасимый геенский, червь горький, скрежет зубов <…>. Плачу и рыдаю, егда в чувство прииму огнь вечный, тьму кромешнюю, и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный; болезнь имущу быти без меры согрешившим и нравом лукавым (Бога) прогневавшим. Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Что не трепещеши вся Страшнаго Судища Спасова? Убо что отвещаеши? Или что отречеши (возразишь)? Обратися, душе, покайся" .