Смекни!
smekni.com

Литургика. Великопостное богослужение (период пения Постной Триоди, до недели Ваий) (стр. 7 из 13)

На 6-й седмице кондак из Триоди святому Лазарю.

Чтец: "Господи, помилуй" (40), "Иже на всякое время", "Честнейшую Херувим". После возгласа "Боже, ущедри ны" — молитва святого Ефрема Сирина. Чтец: Трисвятое по "Отче наш", "Господи, помилуй" (12), "Нескверная, неблазная", "И даждь нам, Владыко", "Преславная Приснодево", "Упование мое, Отец". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже". Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (3), "Благослови". Священник: "Владыко многомилостиве". В это время все молящиеся преклоняются до земли. Во вторник и четверг сырной седмицы и во все пятницы Великого Поста здесь бывает малый отпуст.

Священник: "Благословите, отцы святии" и ектению: "Помолимся о Великом господине и отце нашем", и в конце: "Рцем и о них". Хор: "Господи, помилуй" (3). Священник: "Молитвами святых отец наших". Хор: "Аминь".

ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ

В первой части великого повечерия 69-й псалом читается в начале повечерия только тогда, когда читается канон святого Андрея Критского (первые 4 дня первой седмицы).

В конце первой части, после первого Трисвятого дневные тропари на повечериях под субботы, в канун Благовещения, полиелейных и храмовых праздников заменяются особыми тропарями воспоминаемого святого.

Во второй части, после Трисвятого тропари "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" накануне Благовещения и храмового праздника заменяются кондаками праздника.

В третьей части, после великого славословия поется канон в зависимости от дня седмицы (в субботу канон покойный), за исключением дней чтения Великого канона.

В той же третьей части после канона (после Трисвятого), в субботние великие повечерия вместо "Господи сил, с нами буди" читается кондак дня (воспоминаемого святого или "Со святыми упокой").

ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ

Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени.

Вместо "Бог Господь" поются "Аллилуиа" (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню .

Стихословие каждой из трех кафизм и 50-го псалма начинается пением "Господи, помилуй" (3), "Слава". Ектении перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников).

После 50-го псалма священник читает молитву "Спаси, Боже, люди Твоя"; после возгласа "Милостию и щедротами" — пение канонов.

Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания "Господеви поем". Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе "Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу". Канонов полагается три: святого из Минеи — полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель.

Трипеснцы содержат следующие песни:

В понедельник — 1-ю, 8-ю и 9-ю песни;

во вторник — 2-ю, 8-ю и 9-ю;

в среду — 3-ю, 8-ю и 9-ю;

в четверг — 4-ю, 8-ю и 9-ю;

в пятницу — 5-ю, 8-ю и 9-ю;

в субботу — 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец).

Главные особенности пения канонов утрени следующие.

Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник — 1-я песнь, во вторник — 2-я песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по уставу — пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов "Господеви поим", во вторник — "Вонми небо" и т.д. Исключением является 9-я песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас — тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания.

После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия — ирмос 2-го трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.

После 3-й и 6-й песней, когда в них не бывает трипеснца, катавасией бывают ирмосы этих песней из Минеи, которые в начале песни не поются, а переносятся в конец на катавасию (песнь же начинается чтением тропарей и стихов к ним из Священного Писания).

Особенность пения 2-й песни (во вторник) состоит в том, что, после чтения (в начале) стихов из Священного Писания, поется ирмос 1-го трипеснца, после которого читаются тропари трипеснцев с припевом: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". В конце первого трипеснца — "Пресвятая Богородице, спаси нас". В конце второго: на "Слава" — троичен, на "И ныне" — Богородичен. На катавасию — ирмос 2 трипеснца.

После канонов поется "Достойно есть", малая ектения, затем — светилен троичен гласа (напечатан в Ирмологии, Следованной Псалтири — в последовании утрени, в Типиконе, гл. 58, в конце 1-й части Октоиха и в конце Триоди Постной).

Первый тропарь светильна имеет, подобно троичному тропарю, особое окончание — по дню. После светильна — на хвалитех стихиры и далее прочее последование вседневной утрени до "Благо есть".

Великопостная утреня имеет окончание, отличающее ее от вседневной утрени. После "Благо есть" (читается дважды) по "Отче наш" вместо пения тропаря Минеи чтец читает тропарь "В храме стояще", "Господи, помилуй" (40), "Слава, и ныне", "Честнейшую Херувим". Священник: "Сый благословен". Чтец: "Небесный Царю". Священник — молитву святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Отпуста нет. Чтец: "Приидите, поклонимся" и 1-й час .

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ

На каждом часе, по прочтении трех обычных псалмов, стихословится рядовая кафизма с обычными "Славами".

Не полагается кафизмы во все понедельники и пятницы — на 1-м часе и во все пятницы — на 9-м часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великий Понедельник, Вторник и Среду на 1-м и 9-м часах.

На каждом часе троекратно поется тропарь часа с тремя земными поклонами.

На 1-м часе: "Заутра услыши глас мой" (глас 6-й).

На 3-м часе: "Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа" (глас 6-й).

На 6-м часе: "Иже в шестый день же и час" (глас 2-й).

На 9-м часе: "Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый" (глас 8-й).

На 6-м часе полагается чтение паремии из Книги пророка Исаии. Перед паремией и после нее поется прокимен.

В конце каждого часа произносится молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами.

Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются подряд и к ним присоединяются изобразительны и вечерня.

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ

Великопостные часы совершаются: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

1-й час читается в конце утрени, сразу после молитвы святого Ефрема Сирина. Чтец: "Приидите, поклонимся" (3). Обычные псалмы: 5-й, 89-й, 100-й. Затем чтец читает: "Слава, и ныне", "Аллилуиа "(3), "Господи, помилуй" (3). "Слава", затем читается рядовая кафизма. В середине кафизмы бывает обычное пение "Славы". По прочтении 3-й "Славы" кафизмы чтец заканчивает: "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3), "Господи, помилуй" (3). Священник произ¬носит тропарь (великопостного) часа: "Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой". Хор повторяет тропарь. Священник — первый стих: "Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое". Хор поет тропарь. Священник — второй стих: "Яко к Тебе по¬молюся, Господи". Хор поет тропарь.

На праздник Благовещения, храмовый праздник и праздник великого святого тропарь часа оставляется, чтец читает только тропарь праздника. В сыропустные среду и пятницу — тропарь часа читается, а не поется.

Священник: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". Чтец: "И ныне. Что Тя наречем, о, Благодатная". Хор: "Стопы моя направи по словеси Твоему" и прочие тропари.

В праздник Благовещения, храмовый праздник и праздник великому святому (а также в сыропустные среду и пятницу) тропарь "Стопы моя" читается, а не поется.

На Крестопоклонной седмице в понедельник и среду после "Что Тя наречем" на середине храма перед Крестом совершается поклонение Кресту. Священник после крестообразного каждения аналоя с Крестом вместо "Стопы моя направи" поет "Кресту Твоему покланяемся, Владыко". Затем, даже если в эти дни случится Благовещение или храмовый праздник, поются стихиры на поклонение Кресту: "Приидите, вернии".

Чтец: Трисвятое по "Отче наш", Богородичен дневной (см. Часослов), "Господи, помилуй" (40), "Иже на всякое время", "Честнейшую Херувим".

В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на всех часах по Трисвятом и "Отче наш" читается кондак Кресту.

Священник: "Боже, ущедри ны" (чтец: "Аминь") и молитву святого Ефрема Сирина. Чтец: Трисвятое по "Отче наш", "Господи, помилуй" (12). Священник: "Христе, Свете Истинный". Хор: "Взбранной Воеводе". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже" и прочее. Отпуст великий. 3, 6 и 9 часы.

Служба 3-го часа имеет полное (обычное) начало, то есть после возгласа священника чтец читает: "Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" и прочее.

Часы 6-й и 9-й начинаются с "Приидите, поклонимся". Затем на каждом часе следует чтение трех обычных псалмов:

на 3-м часе — 16-й, 24-й, 50-й.

на 6-м часе — 53-й, 54-й, 90-й.

на 9-м часе — 83-й, 84-й, 85-й.

И бывает стихословие кафизмы (кафизма стихословится так же, как и на 1-м часе). На девятом часе во все пятницы Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы кафизмы не положены. После стихословия кафизмы поется тропарь часа (великопостный) со стихами: