Смекни!
smekni.com

Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа (стр. 2 из 17)

Из этого мы можем сделать вывод о том, что Иустин выделяет, по крайней мере, два слагаемых в учении о природе Святого Духа; первое: Святой Дух занимает по значимости в Богопоклонении место после Отца и Сына, т.е. налицо идея субординации в отношениях Отца Сына и Святого Духа; второе: Святой Дух есть не сотворенное лицо, ипостась (личность).

Тертуллиан

Тертуллиан Квинт Септилий Флоренс - знаменитый богослов (160 - год смерти неизвестен), по образованию юрист. Он заслужил большую славу, как историк церкви и философ. Придерживался школы буквального толкования Библейских текстов.[9] Его имени христианское богословие обязано латинским термином «Trias» - Троица.

Учение Тертуллиана о Святом Духе можно представить в следующих словах: «Каждое из Лиц Святой Троицы есть Бог. Но вместе с тем... все Они одно. Лица Святой Троицы, хотя и едино по существу, или по субстанции, тем не менее, различаются, как Лица. Сын есть лицо (persona), а не отдельная от Бога-Отца субстанция, равно как и Святой Дух».[10] Другими словами: «Каждое из трех Лиц есть Бог, все три - Бог; три различаются как лица, но едино, как субстанция».[11] При всем этом Святой Дух «не есть самостоятельное существо, а замещающая Бога сила. Он подчиняется Сыну, как Сын Отцу».[12] Святой Дух «произошел от Отца и Сына».[13] Но Святой Дух не сотворен. Святой Дух происходит, как плод от корня через основу.[14] Отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом он поясняет отношениями между императором и чиновниками. Римское государство остается монархией, не смотря на то, что кроме государя в управлении принимают участие и другие лица. Эти другие лишь просто органы, через которые действуют императоры.[15]

При анализе учения Тертуллиана о Святом Духе сразу бросается в глаза уже встречавшаяся нам идея субординации. Второе, на что следует обратить внимание - это то, что Святой Дух не сотворен, т.е. согласно Тертуллиану, Святой Дух - это инструмент, через который действует Отец, однако Святой Дух при этом не перестает быть лицом (persona) и не превращается в некую безликую силу.

Ириней

Ириней - отец церкви II века, епископ Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, знаток греческой поэзии и философии. Ириней многое делал для обращения язычников в Галлии и борьбы с гностиками.[16]

Ириней высказывает мысль о том, что Сын и Святой Дух - это руки Отца, через которые Он все творит.[17] Об этом говорят его слова: «С Богом, Который над Словом и Мудростью, Сыном и Духом, через которых и в которых Он свободно творит все...»[18] Известно так же, что Ириней мудрость из книги Притч относил не к Сыну, а к Святому Духу, следовательно, считал его вечным, несотворенным, «независимой личностью, подобно Логосу».[19]

В понимании Иринея Лионского очевидны, во-первых, та же идея субординации в отношениях Отца, Сына и Святой Духа, и, во-вторых, учение о Его несотворенности. И хотя Святой Дух и является неким инструментом, через который Отец творит, Он не безликая Сила, Он определенное лицо, личность.

Ориген

Ориген - знаменитый христианский философ-богослов второго - начало третьего веков. Уже юношей Ориген преподавал в прославленной Александрийской школе. За свою жизнь написал около 6000 книг (по-нашему счету 9-ть томов). Прославился работой «Гекзапла» (список Ветхого Завета на шести языках, работа не сохранилась до наших дней). Писал толкования на отдельные книги Библии, апологии. Характерной чертой философии Оригена является стремление согласовать христианское учение с эллинизмом и миром античных представлений.[20]

Учение Оригена о природе Святого Духа мы находим в его учении о Троице. Ориген первый, кто произнес формулу, которая стала неотъемлемым достоянием церковного богословия: «Три ипостаси и одна Троица».[21] Т.е. Ориген представлял Святого Духа самостоятельной личностью и частью поклоняемой начальственной Троицы, и не считал Его сотворенным существом. В своем труде «О началах» он пишет: «мы не нашли в Священном Писании ни одного изречения, где Дух Святой назывался бы тварью (factura)...»[22] Тем не менее, он относит происхождение Святого Духа через Сына, аргументируя это тем, что все произошло через Него.

И хотя Ориген и пишет, что «в Троице, конечно, не должно мыслить ничего большего или меньшего...»[23] он очень определенно различает возможности действий Отца, Сына и Святого Духа:

«Я думаю, - пишет он, - что действие Отца и Сына простираются как на святых, так и на грешников, как на разумных людей, так и на бессловесных животных, и даже на неодушевленные предметы и вообще на все существующее. Действие же Святого Духа, ни в каком случае не простирается на предметы неодушевленные, или на одушевленные, на бессловесные существа, не простирается оно и на существа разумные, которые пребывают во зле и не обратились к лучшему. Действие Святого Духа, по моему мнению, простирается только на тех, которые уже обращаются к лучшему и ходят путями Иисуса Христа».[24]

И еще:

«Сын меньше Отца, потому что Он второй от Отца; Святой же Дух ниже Сына и пребывает в святых».[25]

И хотя Ориген не считает Святого Духа творением, все же говорит о Его происхождении через Сына и относит Его к Сыну, как Сына к Отцу, т.е. наделяет Его статусом ниже, чем статус Сына и Отца.

Итак, в учении Оригена о Святом Духе, налицо идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом, а так же не тварность и личностный аспект Святого Духа. Субординация Оригена выражается в отличающихся возможностях действий Святого Духа от деяний Сына и Отца.

Обобщая сказанное о природе Святого Духа в этом разделе можно выразить традиционный взгляд по этому вопросу до-никейского периода так:

- Святой Дух - несотворенное существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух - не безликая сила, а определенное лицо, личность, ипостась.

- Святой Дух – ниже Сына и Отца, т.е. налицо определенная идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом.

Так же для нас важно будет посмотреть на причины, способствовавшие становлению именно такого понимания вопроса о природе Святого Духа в рассматриваемый нами период. Среди прочих ясно выделяются три:

- Особенности греческого менталитета. Греческому уму непонятна была формула, где Один плюс Один плюс Один равняется единый Бог. Если есть Отец, Сын и Святой Дух, то их трое, и если каждый из них Божественная личность, то Они не единый Бог, а трое Богов.

- Влияние Священного Писания. Ветхий Завет и еще не оформившиеся в канон книги Нового Завета были источником веры христиан второго, третьего века, и там-то как раз они и увидели Троицу - Отца, Сына и Духа Святого.

- Христианская религия утверждала, что она является монотеистической религией, в отличие от языческих религий, и проповедовала одного и единого Бога. И это не прошло мимо враждебно настроенных язычников. Язычники обвиняли христиан в политеизме. Христиане верили в Отца, Сына и Святого Духа, а говорили, что верят в одного и единого Бога. И христианству нужно было дать ответ на это обвинение.

Теперь, как христианам II-го века, видевшим в Писании Отца, Сына и Святого Духа, не до конца способным объяснить, как Один, Один и Один есть единый Бог, и проповедующим, тем не менее, единого Бога, объяснить это противоречие? Здесь-то и помогла им идея субординации. Один верховный Бог-Отец, а Сын и Святой Дух ниже Его, хотя и являются Божественными ипостасями, т.е. только им еще присуще Божество, т.к. они происходят от Отца. Притом идея субординации представлялась разными богословами по-разному, что мы можем утверждать из выше рассмотренного. Так Тертуллиан считал, что появление Сына и Святого Духа связано лишь с домостроительством Божьим[26], и Святой Дух - это инструмент Отца. Ириней имел похожий взгляд, что Сын и Святой Дух - это руки Отца, через которые Он творит все. А вот Ориген, хотя и полагал, что в Троице не должно считать Кого-то большим, а Кого-то меньшим, поддерживал идею субординации тем, что ограничивал возможности Святого Духа по сравнению с возможностями Сына и Отца.

Теперь мы должны ответить на вопрос: Как понимание природы Троицы, в общем, влияет на понимание природы Святого Духа? Другими словами, зачем мы, изучая вопрос природы Святого Духа, касаемся в некоторых случаях учения о Троицы в целом? Когда говорится, что Святой Дух ограничен в возможностях, или ниже чем Отец, т.к. происходит от Него, или ниже чем Сын т.к. происходит от Него, то вместе с этим неизменно умаляется и природа Святого Духа по сравнению с Отцом и Сыном.

Окончательный вывод по этому разделу можно сформулировать в следующих трех слагаемых учения о природе Святого Духа, которое сложилось, как традиционное представление церкви в период середины II-го и III-го веков:

- Святой Дух - несотворенное существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух - не безликая сила, а определенное лицо, ипостась (личность).

- По Своей природе Святой Дух ниже природы Отца и Сына, т.е. можно констатировать идею субординации между Отцом Сыном и Святым Духом.

ВЗГЛЯДЫ ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Помимо традиционного понимания природы Святого Духа и природы Бога и Троицы, в христианстве развились другие учения, по-своему объясняющие природу Божества. В нашей работе мы будем называть их еретическими, потому что такими они были признаны на вселенских соборах. Мы рассмотрим четыре еретических движения.

Евиониты-гностики

Евиониты-гностики, они же елкезаиты, они же самсеи - еретическое движение, происхождение которого не вполне выяснено. Начало этого движения относят к царствованию Домициана[27] (81-96 года).