Смекни!
smekni.com

Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа (стр. 7 из 17)

Так реформаторы не говорят ничего нового по вопросу о природе Святого Духа. Кто-то соглашается с тем, что было выражено церковью раньше, а кто то исследуя данный вопрос, не находит ничего нового, что касается именно вопроса о природеТроицы и Святого Духа. Известно, что Лютер, хотя и не любил термины «единосущий» и «Троица», но все же использовал их.[69] Милард Эриксон пишет: «Реформация не произвела каких либо больших изменений в общепринятой доктрине о Святом Духе, и то, что мы находим, что было сделано - это детальная разработка и расширение формулировок».[70]

Конечно, как всегда не без исключений, какие-то незначительные в общей массе христианства течения или вообще не христианские конфессии, но использующие христианское мерило веры - Библию, не соглашаются с таким пониманием интересующего нас вопроса. А почти весь христианский мир принимает или приходит в своих исследованиях именно к такому пониманию природы Святой Троицы.[71] Хотя и он разделяется на две группы и именно относительно природы Святого Духа, что касается Его исхождения от Отца или от Отца и Сына.

FILIOQUE

Сам термин Filioque дословно означает «и Сына». Это слово было прибавлено к Никео-Цареградскому символу веры в 589 году на местном Толедском соборе Испанской церкви. После чего этот символ стал читаться так: Веруем... и в Духа Святого... от Отца исходящего и Сына (Filioque). Т.е. ипостасное свойство Святого Духа «исходит от Отца» было расширено «исходит от Отца и Сына». Причина тому в то время была следующая: На этом соборе было решено присоединить вестготов к церкви. А так как они ариани, то, желая показать вестготам, что Сын полностью равен Отцу, Испанские богословы поставили Святого Духа по отношению к Сыну в такое же положение, какое Дух Святой имеет по отношению к Отцу. Т.е. сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. В течение седьмого и восьмого веков Filioque было принято во Франции и Англии. Карл Великий и Французские епископы ревностно отстаивали это. И хотя в самом Риме ещё при папе Льве III (795-816) был дан решительный отпор Filioque, уже в 1014 году, по мнению большинства историков, папа Бенедикт VIII окончательно внёс в символ веры Filioque. В 1054 году это расхождение об исхождении Святого Духа было одной из причин официального разделения церкви на западную и восточную. Между этими церквями поныне нет единомыслия по данному вопросу. И сегодня в своём подавляющем большинстве весь христианский мир, принимая учение о Троице, сформулированное Каппадокийскими отцами разделяется на две стороны. Одни верят в исхождение Святого Духа от Отца, другие в исхождение от Отца и Сына.

Говоря о причинах, повлиявших на появление Filioque можно выделить две:

- Первая - первоначальная: когда ради присоединения вестготов к церкви, церковь изменяет символ веры.

- Вторая - более поздняя: когда дело шло уже к разделению церквей, а тем более не малая часть западных христиан уже исповедовали Filioque, Западной церкви выгодно было оставить Filioque для усиления повода к разделению с востоком и для сохранения единства на западе.

Если говорить о том, какую форму приняло учение о природе Святого Духа с Filioque, то следует отметить:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, значит, обладает всеми непередаваемыми свойствами Божественной природы.

- Святой Дух ипостасно отличается от Отца и Сына, т.е. не Отец и Сын, а личность.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына, и это Его личное ипостасное свойство.

Теперь, делая выводы в конце этой части работы для дальнейшего использования этих выводов, нам нужно будет определиться в том, что стало неотъемлемой частью христианского учения о природе Святого Духа. Т. к. в разных воззрениях по данному вопросу некоторые слагаемые совпадают, мы чтобы не повторяться, один раз напишем те слагаемые, которые повторяются и к ним допишем остальные:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Бога, т. е. «Божество едино, слава равна и величие совечно»:

- непостижим

- вечен

- Вседержитель

- Бог

- Господь

- не создан

- Святой Дух - ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и некая сила, а личность.

- Святой Дух исходит от Отца, и это есть личное ипостасное свойство Святого Духа.

- Святой Дух несотворённое существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух по своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом, Отцом и Сыном.

- Святой Дух - некий инструмент Отца.

- Святой Дух - творение, но не некая сила, а личность, превосходящая другие творения.

- Святой Дух - эон или эманация Отца.

- Святой Дух - одно из имён одного Бога, открывающегося как Отец в Ветхом Завете, как Сын, когда говорится о Боге Искупителе, и как Дух Святой, открывающийся в Новозаветное время, начиная с вознесения Христа.

- Святой Дух - Божественная сила одного Бога.

- Святой Дух - синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый Бог.

- Святой Дух - это двойное расширение монады, связанное с домостроительством.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына.


В данной части работы нам следует рассмотреть учение Ветхого и Нового Завета по вопросу природы Святого Духа, с целью увидеть суть и слагаемые этого учения в свете Библии. Т.к. Библия не говорит нигде прямо: «Природа Святого Духа такая-то и такая-то», исследование будет проходить следующим образом: Мы будем рассматривать Библейский взгляд на природу Бог; знакомиться с текстами Священного Писания, касающиеся непосредственно природы Святого Духа, а так же с текстами, говорящими об атрибутах, действиях, именах Святого Духа по мере надобности в сравнении этих атрибутов, действий и имён с природой Бога.

Слово «Дух», которое мы встречаем в Ветхом Завете - это перевод многозначного еврейского слова «руах» (x;Wr), которое встречается там триста восемьдесят девять раз. Далеко не всегда слово «руах» (x;Wr) означает «дух», тем более не всегда используется для описания Святого Духа.

Слово «Дух», встречающееся в Новом Завете - это перевод греческого слова «пнеума» (pneu/ma). Встречается оно 379 раз. Как и в Ветхом Завете, слово «руах» (x;Wr), так и в Новом Завете слово «пнеума» (pneu/ma) используются не только для описания Святого Духа. Нам необходимо будет рассмотреть те тексты, в которых речь идет о Духе Святом, и которые в основном не вызывают разногласий по поводу того, действительно ли в них речь идет о Духе Святом, или о каком то другом духе. И из них те, которые непосредственно говорят о природе Святого Духа либо прямо, либо косвенно.


ПРИРОДА БОГА. БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД

Имена и описания Бога в Библии

Известно, что в библейские времена имя имело особое значение. Оно не просто отличало от других того, кто носил это имя, но и говорило о его характере. Поэтому необходимо, когда мы говорим о природе Бога, рассмотреть Его имена, которыми Он назван в Писании.

Имена, говорящие о природе Бога. К ним относятся: «Имена «Эл» и «Элохим» («Бог») открывают силу, присущую Богу. Они представляют Его, как Сильного и Могущественного, как Бога, все сотворившего (Быт.1:1; Исх.20:2; Дан.9:4). Имена «Элион» («Всевышний») и «Эл Элион» («Бог Всевышний») указывает на Его возвышенное положение (Быт.14:18-20; Ис.14:14). Имя «Адонай» («Господь») говорит о Боге, как о Всемогущим Владыке (Ис.6:1; Пс.34:23)... Имена «Шадай» («Всемогущий») и «Эл Шадай» («Бог Всемогущий») изображают всемогущество Бога, Который является источником благословения и утешения».[72] Так же известный тетраграммон (hw"hy>>), переводимый как «Иегова» или «Яхве» «свидетельствует о верности завету со стороны Бога и Его милости (Исх.15:2,3; Ос. 12:5,6)».[73]

Описания, заимствованные из мира сотворенных существ и предметов. «Бог сравнивается со львом (Ис.31:4), и с орлом (Втор.32:11), с агнцем (Ис.53:7), с птицей (Мат.23:37); с солнцем (Пс.83:12), с утренней звездой (Отк.22:16), со светом (Пс.21:1), со светильником (Отк.21:23), с огнем (Евр.12:29), с потоком (Пс.35:9); с твердыней (Вт. 32:4), с покровом (Пс.118:14); с башней (Пр. 35:9)… с защитником (Пс.33:10), с храмом (Отк.21:22) и т. д.»[74]

Описания, в основе которых лежит тот или иной опыт из жизни людей. «Бог назван женихом (Ис.61:10), супругом (Ис.54:5), отцом (Вт.32:6), судьей и царем (Ис.33:22), мужем брани (Исх.15:3), художником и строителем (Евр.11:10), пастырем (Пс.22:1), целителем (Исх.15:26) и т. д. Бог говорит терминами человеческих действий, такими, как: узнать (Быт.18:21), вспомнить (Быт.8:1); Ис.2:24), увидеть (Быт.1:10), услышать (Исх.2:24); обонять (Быт.8:21), испытывать (Пс.11:5), поставить (Пс.8:7); восстать (Пс.67:2); ходить (Лев.26:11); отереть (Ис.25:8) и т.д. д. Описывается человеческими эмоциями, такими, как: радость (Ис.62:5), раздражение (Пс.77:40...), огорчение (Иер.7:18-19); любовь (Ин.3:16), ненависть (Вт.16:22), гнев (Пс.2:5) и т.д.»[75]

Описания с использованием различных частей человеческого тела. «Писание говорит о Божьем лице (Исх.33:20,23; Ис.63:9; Пс.5:11; Отк.22:4), глазах (Пс.10:4; Евр.4:13), веках (Пс.10:4); ушах (Пс.54:2; Ис.59:1), устах (Иов11:5); языке (Ис.30:28), спине (Иер.18:17); мышце (Ис.15:16), руках (Числ.11:23), пальце (Ис.8:19), сердце (Быт.6:6), ногах (Ис.66:1) и т.д.»[76] Хотя в другом месте Библия ясно учит, что Бог не имеет плоти: «Бог есть Дух». (Ин. 4:24).

Имена, которые прямо говорят о природе Бога, непосредственно открывают нам Его сущность. Говоря об именах, которые описывают Бога, можно заключить о бесконечности и необъятности до непонятной конца человеку природы Бога. Столь разнообразные имена свидетельствуют о сложности описания природы Бога, тем более для грешного человека. Такой антропологический язык в использовании описания природы Бога В. Грудем объясняет, как «язык, говорящий о Боге человеческими терминами».[77]