Смекни!
smekni.com

История возникновения и развития христианства (стр. 2 из 13)

Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах. Христиане принимали всех, кто приходил к ним, и не скрывали своей принадлежности к новой религии. Благодаря богатым приходившим к ним, постепенно появился клир - постоянные служители культа и управляющие имуществом. Так возникли:

пресвитеры (старейшины),

диаконы (служители),

епископы (надзиратели).

Клир вскоре объявил себя единственным носителем божественной благодати и в дальнейшем через церковное учение и церковные законы закрепил за собой эту функцию.

Свою монополию на божественную благодать служители культа возводили к двенадцати апостолам - ученикам самого Иисуса Христа. Общий кризис античного мировоззрения, гнет императорской власти способствовали вступлению в ряды новой веры все большего числа богатых и образованных людей. Естественно, что именно они, более образованные и опытные в управлении, заняли прочные позиции в руководстве многими общинами.

Усилению их позиций способствовала надежда на скорое второе пришествие Спасителя. Отдельные церковные деятели начинали выступать за единовластие епископов, которые в последствии стали руководителями общин во всех вопросах, в том числе и вероучения. В 323 году император Римской империи Константин перенес столицу на восток, в город Византию, которая была переименована в Константинополь. По повелению императора Константина, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор.

Промыслом Божиим был чудесным образом обретен в 326 году Животворящий Крест матерью Константина – святой царицей Еленой. В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей частью которой становится епископат.

До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии.

Начиная с VII в. христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток. В XI веке в результате разделения церквей произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь. Восточная церковь в свою очередь, раздробилась на множество церквей, где самой крупной сегодня является Православная церковь. В XIII - XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени начало распространяться за пределами Европы. В XVI веке в Европе появилось ещё одно из направлений христианства – протестантизм. Появление протестантизма связано с реформацией - мощным антикатолическим движением. К началу XXI века число христиан во всем мире превышает 1,5 миллиарда, из них около половины проживает в Европе.

Основы вероучения христианства

Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений.

Первоначальной основой раннего христианства была вера в искупительную жертву миссии - Иисуса Христа, который, придя в мир людей, пострадал за их грехи и воскрес, обещая спасение для всех, уверовавших в него. Первые проповедники убеждали своих слушателей в том, что Единый Бог Духом Святым и силою своею помазал Иисуса из Назарета, наделил Его способностью творить людям благо и исцелять всех, искушаемых Диаволом. Он нес правду о Боге для возрождения веры среди богоизбранного народа, за что его и убили безбожники. Но Бог воскресил убитого на третий день после смерти и дал ему возможность явиться перед свидетелями, перед избранными от Бога. Все христианские пророки утверждали, что всякий верующий в него получит прощение грехов именем Его.

Первые христиане верили в миссию Христа, в то, что Он пострадал за верующий люд, что Он вернется на землю, чтобы установить царство божье на земле. Уже в ранних проповедях можно выделились основы христианского вероучения. Сюда относятся: идея греховности всего человеческого рода, унаследовавшего первородный грех прародителей своих Адама и Евы; идея спасения каждого человека и искупления вины всех людей перед Богом, путь, который Своими страданиями и добровольной жертвой открыл человечеству Иисус Христос.

Характерная особенность верований ранних христиан заключалась в том, что их учение еще не выступало как самостоятельная религия, т.е. оно отстаивало себя еще в рамках иудаизма, но при этом считало себя "истинным иудаизмом". Невозможность физически изменить бесчеловечные отношения, угнетение, вынудила христиан направить нараставший революционный протест против существующих порядков в моральный протест, что позволило несовершенство, бесчеловечность общественных отношений объявить результатом несовершенства каждого человека, его изначальной греховности.

Вся деятельность ранних христиан сводилась к пропаганде преимуществ их веры, развитию и сохранению их учения среди других религий. С ростом числа сторонников христиан и их общин в различных частях империи, с возникновением клира, признанием христианской религии государственной, возникла потребность в сведении всех имеющихся представлений о вере в единую систему. Государству нужна была единая религия, единый центр управления религиозными организациями, т.е. Единая церковь. Но после признания христианства выявились и стали активно проявляться острые противоречия между различными христианскими общинами в вопросах веры, в подходе к разъяснениям библейских текстов и устных поучений. Все это не позволяло говорить о единой религии и единой церкви.

Вопрос о возникновении и распространении различных ересей достаточно сложный и трудный на мой взгляд. Первоначальные противоречия в вероучении христиан возникли под воздействием религиозного периода зарождения христианства, с одной стороны, и различных культурных традиций вероисповедания и философствования в различных провинциях Римской империи - с другой. Ярким примером такой противоречивости можно считать вероучение Ария. В начале IV в. священник из АлександрииАрий стал проповедовать свое учение о сущности Троицы. Он не принимал единосущность Бога-отца и Бога-сына. Он считал, что Сын Божий Иисус Христос не вечен. Только Бог един и вечен, все остальное сотворено. Египетские епископы выступили против Ария, но у него нашлись сторонники. За этим богословским спором скрывалось, на мой взгляд, сложное переплетение верований и традиций в новой религии, стремление к уникальности вероучения. Арий и большинство его сторонников были выходцами из городской среды, усвоившими принципы античного образования. Но христианское вероучение в большей степени ориентировалось на мистическое познание Творца и веру в чудо, чудесное воскресение, в возможность каждого верующего спастись через приобщение к Богочеловеку.

Для того, чтобы положить конец богословским спорам, по инициативе императора Константина был созван первый Собор представителей христиан, который впоследствии получил название "Первого Вселенского Собора". На этом соборе Арий был отлучен от церкви, его учение было осуждено, как еретическое. Но после Собора епископов в городе Никее в 325 г. спор о сущности Троицы еще долгое время не утихал. Только на Втором Вселенском Соборев 381 г. христиане окончательно выработали формулировку о сущности божественной Троицы.

В отдельных регионах учение Ария просуществовало до середины VII века. Сущность Никее-Константинопольского символа веры выразилась в осуждении того, что получило впоследствии название субординациализма, т.е. подчинения Бога-сына Богу-отцу. Никейский собор впервые в истории христианства попытался сформулировать основные вероучительные положения новой религии, установил основной догмат вероучения христиан - догмат о сущности триединого Бога. Будучи единственным и единым, Бог одновременно существует в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог Дух Святой.

Христианская церковь, выполняя решения Собора, требовала от богословов и священнослужителей активно объяснять догматы. Жесткое определение догматических основ христианского вероучения и требование строго соблюдать их обусловили появление новых богословских трений, новых ересей и новых потрясений для церкви. Основные богословские споры, ереси и расколы всегда происходили из-за различного понимания и христианского представления о Боге. История семи Вселенских Соборов яркое тому подтверждение. На каждом из них обличалась какая-либо ересь или какое-нибудь отклонение от церковного учения о Боге.