Смекни!
smekni.com

История возникновения и развития христианства (стр. 8 из 13)

После смерти отца (1531) будущий реформатор увлекся гуманитарными науками, изучение которых II привело его в конце концов в лагерь протестантов. К 1534 г. Кальвин уже становится последовательным реформатором. В 1536 г. вышел из печати его труд "Наставления в христианской вере", который неоднократно переиздавался и дополнялся, в конце концов, превратился в обобщенное изложение всего догматического и церковного учения кальвинизма. В содержании этой работы еще мало оригинального. Автор преследовал цель - систематизировать сумму уже определившихся протестантских идей. Не человек с его страданиями и сомнениями занимал Кальвина, а восстановление истинного понятия о Боге, умаленного папизмом. К этой основной теме добавлялось и учение о предопределении, развитое в последующих изданиях.

Идея безусловного господства воли Божьей, избирающей людей лишь орудиями своими, исключает мысль и даже само представление о возможности свободного выбора человеком решения, о его заслугах в земных делах. Вытекающее отсюда понятие о предопределении развито было еще Блаженным Августином и более или менее разделялось всеми реформаторами XVI в., но никто из них не пошел так далеко в обосновании, формулировании этого принципа, как Кальвин. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную непостижимым решением Бога, независимо от всяких их заслуг. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель. Как добрые, так и злые дела людей предначертаны Богом, но это нисколько не снимает с человека вины: всякая неправда, оскорбление имени Божьего влечет за собой суровую кару.

Имеется в учении Кальвина и другая сторона. Человек не в праве доискиваться, что решено о нем на небесах, он должен уповать на свою принадлежность к избранникам, если идет по пути, указанному Богом. Полное подчинение воли человека божественным предначертаниям должно порождать в нем сознание правоты и силы оказывать сопротивление властям мира сего, когда они действуют против господней воли.

В учении Кальвина протестантизм принимает сухой облик. Он нигде не оставляет места игре воображения: везде строгое логическое рассуждение и ссылка на текст Писания. Кальвин определял церковь, как всякое соединение людей, в котором раздается проповедь Бога и совершаются таинства (крещение и причастие). Духовная власть ставится им достаточно высоко, он требует отлучения от церкви всякого провинившегося, если от него отказались многие протестанты. В учении о причащении он разъяснял, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа (католики и православные рассматривают хлеб и вино как Кровь и Тело Христа), но в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой. "Наставление в христианской вере" сразу же создало Кальвину славу одного из крупнейших богословов эпохи. Благодаря его личным качествам протестантизм (кальвинизм) с самого начала занял видное место в мире. В Женеву, где жил популярный реформатор, стекались его поклонники со всех концов Европы, шли учиться будущие борцы против католицизма. У него просили совета и более зрелые мужи: Лютер, Меланхгон, Слейдан, Гетман и многие другие. Кальвин отзывался на все значительные вопросы, возникавшие в связи с общеевропейской Реформацией.

Более 20 лет читал он богословские лекции, комментировал отдельные книги Библии и подробно разбирал их в последовательных проповедях. Кальвин предстает перед о мной в двух ипостасях- ученый богослов-теоретик и организатор и политик. В своей реформаторской деятельности Кальвин зашел очень далеко: он удалил из церкви все, что напоминало о католичестве - иконы, кресты, престолы и пр. Даже церковная музыка и церковные украшения были отменены. Само богослужение было ограничено только проповедью, чтением молитв и пением псалмов, обрядность была отменена. Таинство крещения совершалось окроплением водой без крестного знамения, таинство причащения - в виде преломления хлеба поочередно каждым из присутствующих (и притом сидя).

Только эти два таинства и были сохранены Кальвином в церковных обрядах. Отвергнув церковную иерархию, он заменил ее учителями и проповедниками, учредив должность старейшин для наблюдения за нравственностью каждого члена общины и дьяконов - для заведования благотворительными учреждениями. Избрание всех этих должностных лиц Кальвин предоставил не светской власти, как Лютер, а общинам. Реформаторское движение в Швейцарии началось несколько позже, чем в Германии, и независимо от него. Здесь горячим поборником реформы выступил Ульрих Цвингли. Он был священником в небольшом городке Эйнзидельне близ Цюриха. В 1519 г. по приглашению верующих переехал в Цюрих, где занимался проповеднической деятельностью в кафедральном соборе. Цвингли убеждал, что в практической религии нужно руководствоваться только Святым Писанием.

В 1520 г. Цюрихский совет принял решение, которое рекомендовало проповедникам строго придерживаться евангельского учения.

В 1522 г. Цвингли при поддержке сторонников образовал собственную религиозную общину.

В 1523 г. глава новой общины дважды выступал на религиозных диспутах в Цюрихе, где в присутствии множества священников активно отстаивал свое учение, изложенное в 67 тезисах. После этих диспутов большинство цюрихцев высказалось за поддержку Реформации.

В 1524-25 г.г. в богослужение Швейцарии введен родной язык, из костелов и кирх убраны иконы, монастыри превращены в учебные и благотворительные заведения.

В 1531 г. в одном столкновении католиков и реформаторов Цвингли погиб. Католики надругались над трупом реформатора, а затем сожгли его.

В это время, в Германии, наряду с бюргерской, заметно активизировалась народная Реформация, выдвинувшая предельно радикальные социальные требования автором которых, был ее вождьТомас Мюнцер. Начинал он как последователь Лютера, но вскоре стал главным идеологом "народной Реформации", признанным предводителем крестьян и городских низов. Его заслуга состояла в том, что в своих воззрениях он выразил мироощущение народных масс, открыто выступивших против феодального гнета. В религиозной идеологии Мюнцер придерживался формулы "оправдания верой". Земное призвание понимал как решительную борьбу избранных ревнителей Бога, призванных создать новый справедливый мир, где будет торжествовать добро и альтруизм. Однако крестьянская война в Германии потерпела крах, и радикальные взгляды ее вождя и идеолога постепенно сменились на умеренные.

В Англии Реформация обрела особую форму. Одним из поводов реформирования этой церкви послужила ссора между Папой Климентом VII и английским королем Генрихом VIII (1509-1547), после которой английский парламент в 1533 г. принял закон о религиозной независимости Англии от Папы и утвердил верховные права в церковных делах за королем. В 1534 г. Генрих VIII объявил себя главою английской церкви и вскоре издал, от имени парламента, изложения веры в десяти членах, где заметно влияние идей Лютера. При Эдуарде VII (1547-1553) эти десять пунктов подверглись пересмотру, а в 1551 г. были изданы изложения веры, состоявшие из 42 членов английского исповедания. Так было положено начало англиканской епископской церкви.

Для более углубленного знакомства с протестантизмом нам потребуется хотя бы в общих чертах рассмотреть основные особенности вероучения и культа протестантов.

Основы вероучения

Основные отличия протестантизма от православия и католицизма касаются следующих положений:

- отвержение церковного предания и авторитета

- церкви в вопросах веры и церковной организации,

- своеобразный подход к пониманию учения о спасении;

- отказ от почитания святых;

- отказ от таинства священства;

- с6воеобразие понимания и практики причастия;

- особенности крещения и миропомазания;

- отказ от таинства покаяния;

- отказ от почитания креста, икон и святых мощей;

- отвержение церковной иерархии;

- отказ от молитвы за умерших.

Отвержение церковного предания и авторитета

Протестантизм был реакцией верующих на злоупотребления Римской церкви, которые выразились в претензиях священнослужителей к истинному пониманию Слова Божьего и интерпретации Священного Писания и включение этих суждений в состав Священного Предания.

Представителями Реформации вопрос о Предании рассматривался, как чисто человеческое добавление, которое не имеет никакого отношения к Писанию христиан. Лютер и Кальвин провозгласили Слово Божие единственным источником и авторитетом в спасении верующих, в вопросах веры и церковного устройства. Тем самым протестантизм отверг авторитет Священного Предания, санкционированный учителями церкви, ее отцами, решениями Соборов, и оставил за верующими возможность каждому, исходя из собственного опыта, трактовать и понимать Святое Писание. Так, в лютеранском катехизисе говорится, что "мы из одного только Священного Писания можем научиться, во что веровать и как мы должны жить". Отвергнув Предание, протестантизм в некой мере впал в противоречие со своим собственным учением, так как вместо церковного Предания он возвел на пьедестал Лютера, Кальвина, Цвингли, Меланхтона и их труды. Отказавшись от церковного предания, протестантом должен был отказаться и от носителей его.

Поэтому в ходе Реформации были упразднены церковная иерархия и таинства, которые возводили представителей церкви на разные ступени этой иерархии.

Учение о спасении

Рассматривая учение о спасении, протестанты отвергли положения католических и православных богословов о том, что спасение человека основывается на вере и добрых делах, убеждая, что для спасения достаточно только одной веры.