Смекни!
smekni.com

Религиоведение (стр. 12 из 17)

Гак говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-нибудь. Выражение'возникло из Евангелия, где говорится о том, как один из апостолов, Фома, когда ему рассказали о Воскресении распятого Христа, заявил: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоанн,20,24-29).

ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ.

Выражение из молитвы Господней, приведенной в Евангелии (Матф.,6,11): "Хлеб наш насущный даждь нам днесь", т.е. хлеб, нужный для существования, дай нам на сей день. Кроме прямого значения, употребляется в смысле: жизненно необходимое.

ХРАНИТЬ (БЕРЕЧЬ), КАК ЗЕНИЦУ ОКА.

Выражение из Библии: "Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего" (Второзаконие,32,10). Храни меня, как зеницу ока (Псал.,16,8). Зеница (церк.-слав.) - зрачок, глаз.

ЧЕЧЕВИЧНАЯ ПОХЛЕБКА. : Выражение основано на библейском рассказе о том, как проголодавшийся Исав, старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака, за чечевичную похлебку продал младшему брату Иакову право свое-го первородства, дававшего особые преимущества (Бытие.25,31-34). Употребляется в значении: что-нибудь ничтожное, не имеющее цены, за что отдано что-нибудь ценное.

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ.

Выражение из Библии (Исход,20,12), одна из заповедей Моисея, которая гласит: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли".

ЧТО ДЕЛАЕШЬ, ДЕЛАЙ СКОРЕЕ.

Выражение из Евангелия, слова Иисуса, обращенные к Иуде, решившему предать Его (Иоанн, 13,27).

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

Выражение из Евангелия (Иоанн, 18,37). Иисус на допросе Его Пилатом сказал: "Л на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине". Пилат спросил Его: "Что есть истина?". Выражение это стало формулой скептицизма. На сюжет евангельского рассказа художником Н.Н. Ге (1831-1894) написана картина "Что есть истина?" (1890), находящаяся в Третьяковской галерее в Москве.

ЮДОЛЬ ПЛАЧА.

Выражение заимствовано из Библии (Псал.,83,7); употребляется в значении: земная жизнь с ее горестями и страданиями (церк.-слав.: юдоль - долина).

Я ЗНАЮ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ.

Афоризм, который любил повторять греческий философ Сократ (469-399 до н.э.). Эта мысль выражена в Первом послании апостола Павла к Коринфянам (8.2): "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает, так, как должно знать".

Я СКАЗАЛ И ТЕМ ОБЛЕГЧИЛ СВОЮ ДУШУ.

Источник Библия, книга пророка Иезекииля,33,9: "Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою". Часто цитируется по-латыни: Dixietenimammeamlevavi.

Словарь - комментарий к понятиям и именам

Августин Аврелий (354-4301 Христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католицизме - святым учителем церкви.

Авель. Второй сын Адама и Евы, убитый старшим родным братом Каином. История Каина и Авеля кладет начала темы о страдающем праведнике. Отнесенная уже к первому поколению людей, она имеет значение примера и конкретно представляет одну из особенностей человеческого существования, общую для всех исторических эпох: вначале неявный конфликт двух людей, несмотря на то, что они родные братья, приводит к братоубийственным распрям.

Аве Мария. Начало латинского текста молитвы, обращенной к Деве Марии. Эта молитва - западный эквивалент церковнославянской молитвы «Богородице Дево, радуйся». Обе молитвы основаны на приветствии архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения.

Автокефалия. Самоуправление, административная независимость православных церквей (15 церквей).

Авраам. Один из ветхозаветных патриархов, родоначальник евреев (через сына Исаака) и арабов (через сына Измаила), сын Фарры. происхождение которого восходит к Симу. Религиозная традиция связывает с, именем Авраама начало веры в единого Бога.

По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.

Агнографы (Писания). Часть священной литературы иудаизма и христианства, которая включает в себя Псалмы, Притчи. Книгу Иова, Песнь Песней, книгу Руфь, Плач Еремии, Екклезиаст, книги Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии, I и II книги Хроник. Раздел христианской литературы (жития святых, хождение, чудеса, видение, сказания о чудотворных иконах).

Агнец божий. Символическое имя, данное Иисусу Христу Священным Писанием и Преданием,

Агни. Важнейшее божество ведизма и индуизма. Олицетворяет священный огонь, имеющий очистительную силу.

Адам. В библейских сказаниях первый человек, созданный Богом по своему образу и подобию из праха земного, в шестой день творения.

Адонай. Одно из обозначений Бога в иудаизме.

Акафист. Особые хвалебные песнопения и молитвы в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя.

Аллах. Единый и единственный Бог в исламе, творец всего сущего и управитель мира. Вера в единого Аллаха - основной догмат мусульманской религии.

Аллилуиа (евр,- хвалите Бога Сущего). Краткое песнопение, прославляющее Бога.

Алтарь. Находится в восточной части храма. В православной церкви отделен от остальной части храма иконостасом. В центре алтаря - святой престол, самое важное место в храме, он также символически означает Гроб Господень. На престоле находятся Святое Евангелие, крест, ковчег для хранения святых даров.

Амвон. Центральная часть солеи возвышение перед иконостасом против царских ворот). Амвон в храме знаменует собою те места, с которых проповедовал Иисус Христос.

Аминь, (древнеевр.)- несомненно, воистину, бесспорно, да.

Анафема. В христианстве - церковное проклятие, отлучение от церкви, считается высшим наказанием. Установлена со времени Халкидонского Вселенского собора (4з I г.)

Ангелы. По учению иудеев, христианин и мусульман, созданные Богом сверхъестественные бесплотные существа, выступающие посредниками между Богом и людьми.

Андрей. В христианстве один из 12 апостолов, который согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом. По преданию, проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистра в греческом городе Патры на кресте, имеющим форму буквы «X» (так называемый Андреевский крест). В летописных источниках повествуется о том, что Андрей из Херсонеса (Корсуни) дошел до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду, благословил их.

Анимизм. Вера в существование душ и духов, религиозное первобытное верование, обязательный элемент религии.

Апокалипсис. (Откровение св. Иоанна Богослова). Одна из книг Нового Завета, которая, согласно христианской традиции, была написана Иоанном Богословом в 68 г. Состоит из 22 глав, повествующих о пророческих видениях автора.

Апокрифы. Книги религиозного содержания, которые не признаются церковью священными.

Апостол. Богослужебная книга, содержащая Деяния святых апостолов, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Архиепископ. Начальный, главный, старший епископ.

Архиерей. Общее название для священнослужителей высшей христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов, патриархов.

Атеизм. Система взглядов, отвергающих религиозные идеи- о существовании Бога, творении Богом мира и человека, бессмертии души и т.п., содержащих материалистическую трактовку сущности религии, причин ее возникновения и развития.

Безбожие проявляется в двух основных формах: Бог отвергается полностью либо утверждается, что он не может быть познан.

Базилика (греч.-царский дом). Один из главных типов христианского храма.

Баптистерий. Особое здание с бассейном при храме, предназначенное для совершения таинства Крещения.

Библия (греч,- книги). Собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая теми и другими часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому «завет» (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами.

Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого, ни Нового Завета, в принципе признает их святость. Персонажи обеих частей Библии (Ибрахим - Авраам, Иусуф - Иосиф, Иса - Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана.

Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы XII-II вв. до н.э., записанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2)Пророки - несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, приписываемые народным праведникам VII-V вв. до н.э. - Исайе, Иеримии, Иезекии и 12 «малым пророкам», а также книга Даниила, датируемая II в. до н.э.; 3)Писания, или Агиографы - собрание текстов, относящихся к различные поэтическим и прозаическим жанрам.

Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы второй половины I в. и начала II в. до н.э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, то есть «благовестил» о жизни и учении Христа, Деяния Апостолов, 21 послание апостолов - Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды, (не Искариота!) - и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).

Благовещение. Двунадесятый праздник, приходящийся на 25 марта (7 апреля). Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что у нее родится Сын Иисус и что это будет мессия и Сын Божий.

Богослужение. Культ, совокупность священных обрядов и действий,посредством которых выражаются внутренняя вера Церкви и благоговейные чувства каждого верующего. Богослужение - внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах различного рода, составляет необходимую принадлежность всех религий и существенную часть религии вообще.