Смекни!
smekni.com

Религиоведение (стр. 2 из 17)

В соответствии с Законом Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (1991 г.) все религии вероисповедания и религиозные организации равны перед законом.

Теоретические основы религии

Религиоведение - комплексная научная дисциплина, соединяющая необходимые знания из ряда наук. Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления человека как личности.

Религиоведение содержит знания особого характера.

Предмет дисциплины - достижения научного исследования религии, то есть знание философских, социологических, психологических, теологических теорий, которые составляют природу и сущность религии, специфику отдельных ее форм.

Религия рассматривается в курсе как одна из форм сознания, отличающаяся особым восприятием мира, которое соединяет рациональное и нерациональное. Существование религии в современном мире имеет как субъективные, объяснимые состоянием личности, так и объективные, независимые от желания человека и общества причины. Это очень сложная, тонкая личностная сфера жизни человека.

Религия относится к тем явлениям, которые сопровождают человеческое общество с самого начала его развития. Невозможно понять историю каждого народа, цивилизации, не зная роли религии на всех этапах жизни мира.

Слово "религия" в переводе с латыни означает "связывание, запрягание, повторное обращение". Это подтверждает представление о религии как связи человека с Богом, Абсолютом, Высшим разумом и т.д.

Итак, исследователи считают, что религия есть осуществление связи между Богом и человеком, человеком и сверхъестественным миром. Оно воплощается в конкретные формы вероучения, богопочитания (культа), поведения.

Религиоведы не пришли пока к согласию по вопросу: существует ли религия как единое явление, проявляющееся в разных формах, или следует говорить о различных религиях. Имеются различные объяснения сути религии:

философские (религии как часть общественного сознания, религия как "социальный факт");

биологические (религия как инстинкт, как средство в борьбе за существование);

психологические (религия как проявление в особой форме психической деятельности человека);

этнологические (религия как результат взаимодействия "человеческой природы" и культуры конкретных обществ);

и, наконец, теологические (религия как связь с богом).

Структура религии

Главные ее элементы - вера, учение (совокупность идей, понятий, принципов, систематически разрабатываемых для данной религии: учение о Боге или богах, Боге и человеке, правилах жизни и т.д.), религиозная деятельность (стержень религиозной деятельности культ, т.е. совокупность действии, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам: обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники, предметы культа, храмы, священство), объединения людей - сообщества, называемые общинами, церквями, или конфессиями, или вероисповедованиями.

Основные положения религиозных учений записаны в текстах, считающихся священными, это Священные Писания.

В мире существует множество религий, они имеют разное число приверженцев, которые стремятся распространить свое вероучение с помощью миссионерства.

Религия - сложная социальная система.

Ее составляют: религиозное сознание, религиозные отношения. религиозная деятельность, религиозные организации.

Религиозное сознание является определяющим элементом религиозной системы. Главный признак религиозного сознания - вера в сверхъестественное.

Религиозные отношения - отношения, складывающиеся между людьми в процессе культовых действий. Они основаны на вере в возможность особых отношений между Богом и верующим человеком, в то, что Бог влияет на судьбу человека и все социальные и природные процессы. Эти отношения имеют двусторонний характер.

Религиозная деятельность - практически - духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность. К средствам культовой деятельности откосятся культовые предметы, храм, молитвенный дом, религиозное искусство. Внекультовая деятельность - сочинения богословов, систематизация и изложение, толкование вероучения, работа миссионеров, пропаганда религиозного мировоззрения, преподавание в специальных религиозных заведениях.

Религиозные организации - комплекс определенных институтов, общественных религиозных союзов, функционирующий культ. Религиозная организация является как бы связующим звеном между Богом и верующими.

Основные функции религии

Само понятие "функции религии" включает характер и направление воздействия религии на общество в целом и на отдельные его элементы.

Мировоззренческая функция.

Религия включает определенное миропонимание, по-своему объясняет мир, сущность природы, по-своему определяет место в нем человека, его чувства, отношение к миру, его оценку. Своеобразие религиозного мировоззрения состоит в том, что оно отражает действительность сквозь призму веры в Бога.

Иллюзорно-компенсаторная функция.

Важное свойство этой функции — ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние. Религия в некоторой мерс помогает людям справится с трудностями, облегчает страдания, помогает противостоять природным и социальным проблемам.

Коммуникативная функция.

Религия - средство общения людей в границах определенных религиозных организаций, определенных групп. Общение осуществляется прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, общая молитва - главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом.

Интегрирующая функция.

Религия способствует стабильности данного общества, так как регламентирует поведение и деятельность индивидов, объединяет их мысли, чувства. Она выступает в роли фактора интеграции отдельных групп граждан, а также общества в целом.

Регулятивная функция.

Регуляторами поведения единоверцев выступают религиозные идеи, взгляды, представления, культовая деятельность, стереотипы поведения, ценностные установки, религиозные объединения. Религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления, деятельность людей, являясь нормативной системой и основой установленных обществом правил, способов поведения.

Функции религии определены конкретной историко-социальной обстановкой, они осуществляются, проявляются в комплексе, зависят от общественных условий, от уровня развития культуры каждого народа на всех этапах его истории.

Все религии можно разделить на монотеистические (т.е. признающие существование одного Бога) и политеистические (признающие существование множества Богов).

Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:

Первая группа - родоплеменные примитивные древние верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, магические верования).

Вторая группа - национальные (народностно-национальные) религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных народов и наций (индуизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм и др.).

Третья группа мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Самой распространенной религией в наши дни является христианство, второе место занимает ислам. Затем следует индуизм, конфуцианство, буддизм, синтоизм, даосизм, иудаизм. Таковы наиболее многочисленные религиозные общины современного мира.

Мир религий богат, сложен, многогранен. Верующие и неверующие, мы живем на этой земле, стремимся понять друг друга. Этому пониманию помогает и наше уважительное отношение к каждой религии.

Религии мира не делятся на "хорошие" и "плохие", "правильные" и "неправильные", "светлые" и "темные". Ни одна традиционная религия не учит злу. Все религии говорят об одном, учат одному: как человек должен относиться к жизни своей, к жизням других, поступать по совести.

Письменные религиозные памятники. Священные книги.

Священная книга «Веды» (веды - знание, учение). Древняя Индия. Первоначальный текст «Вед» существовал еще в III тысячелетии до н. э.

Ранние «Веды» - это циклы устных сказаний, которые запоминали и исполняли сказатели (риши). Первые по времени «Веды» назывались «Мантрас» (мантры), они состояли из сборников. При всей их разновидности можно выделить основные разновидности сказаний: «Риг - Веда» и «Сама-Веда» - религиозные гимны и песнопения, «Яджур - Веда» -молитвы, произносившиеся при совершении жертвоприношений, «Атхарва - Веда» - магические песни и заклинания.

Веды дополняют «сутры» (сказания). Они предназначались для обучения и излагали предания и обычаи. На основе сутр были созданы знаменитые законы Ману - прародителя людей. ГО преданию, «Веды» сотворены при создании мира и содержа! божественные истины. Все мироздание собрано в первых трех книгах, они являются основой Вселенной.

Чтение «Вед» входит в пять ежедневных обязанностей верующего. Изучающий священные книги приравнивается к приносящему жертву. Кроме изучения священных текстов верующий должен осуществлять четыре «дара» - животным (кормление птиц), людям (оказание гостеприимства и покаяния), предкам и богам (жертвоприношение). Основных божеств 33. Богам («девам») противостоят небесные существа, обладающие магической силой («асуры»).

С самой глубокой древности арии (индоевропейские народы, вторгшиеся в Индию во II тысячелетии до н.э.) почитали бога Митру (его имя обозначает «друге, «союз», «верность»). Этот бог - покровитель дружбы, он милостив, защищает от болезней и нужды, управляет солнцем, удерживает небо и землю на своих местах. Еще более великий Бог - Варуна. Тысячеглазый Варуна парит над всеми - над богами, демонами и людьми. Он сотворил существующий миропорядок, разделив небо и землю. Варуна - хозяин мировыхвод, бог дождя. И хотя он далеко, на небесах, этот бог знает земные дела, наказывает провинившихся. Варуна - главный судья и закопохранитель. Вместе с богом Митрой он контролирует незыблемость морального порядка в мире.