Смекни!
smekni.com

Религиоведение (стр. 3 из 17)

Бог Индра является богом - воином. Он бог грома и молнии, уничтожает демонов. Индра породил солнце и зарю, победил злое чудовище; похитившее небесные воды (дождь), и спас землю от засухи. Индра всегда воздает добром за добро. Этот самый любимый бог сказителей и составителей «Вед».

Олицетворением божественного огня является Агни, бог - священник, посредник между богами и людьми. Жертвенный огонь доносит до богов мольбы людей. Агни описывается как «золотой, сияющий, согревающий». Он главный из земных божеств, самый мудрый и самый благочестивый. Представление ариев о создании Вселенной и потустороннего мира описано в «Риг-Веде» (10-я книга): «Тогда не было ни сущего, ни несущего. Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днем и ночью. Все это было неразличимо текуче»

Из этих первоначальных вод девы и асуры путем сгущения создали Землю. Важное место в религиозном мировоззрении ариев занимает идея «второго творения». Мир, созданный богами изначально, вскоре был искажен силами хаоса. Они похищают священных коров, дарующих дождь, солнце, мировые воды. Бог - герой Индра уничтожает демонов и восстанавливает порядок, окончательно создавая землю и небо.

Представление о потустороннем мире в «Ведах» связано с подземной обителью мертвых. В нем царит Яма - первый умерший человек. Варуна и Яма - загробные судьи, выносящие человеку смертный приговор, после которого умерший попадает литбо а ад, либо в мир Ямы, либо на небеса. «Веды» - великий памятник древнеиндийской культуры, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, сокровищницы непререкаемых истин. Индусы полагают, что Веды существуют вечно, они никогда никем не были созданы, то есть не имеют автора, следовательно, они не могут содержать ни одного ошибочного утверждения. Тексты, сложенные почти три тысячи лет назад, дошли до нас почти полностью, без значительных искажений. так как даже маленькие ошибки при произнесении ведических заклинаний во время обрядов могли привести к неудаче во всех важнейших делах человека.

Буддизм - самая древняя мировая религия. Священная книга буддизма -»Типитака» («Трипитака»).

Книга в своей основе появилась в V веке до нашей эры. Название обозначает «три корзины учения, три корзины мудрости» (тексты были записаны на пальмовых листьях, которые были сложены в три корзины).

Сборник включает в себя 15000 повествований, историй, легенд, проповедей, афоризмов. Около 5000 лет все это передавалось в устной форме. На заучивание такого количества текста у монаха уходило 25 лет, Общепринятая редакция «Типитаки» была принята на соборе в 1871 году, после чего канонический текст был вырезан на 729 мраморных пластинках.

«Типитака» состоит из трех частей.

Первая часть - «Виная - питака» («корзина устава») - книга для монахов, где перечисляются проступки и наказания за них, описываются церемонии, распорядок дня в общине, буддийские обычаи и ритуалы (омовения, одевания, пользование предметами обихода, порядок жизни во время дождливого сезона и т.д.).

"Вторая часть - «Сутта - питака» («корзина поучений»). Состоит из пяти частей (состояний). Сутта включает проповеди Будды - Гаута-мы в изложении его любимого ученика Аманды (поэтому каждая проповедь начинается словами: «Так, я слышал однажды»)

Одна из важнейших частей «Сутты» - «Джахммапада» представляет собою популярное изложение всего буддийского учения. «Джахммапада» - настольная книга каждого буддиста. Ее нужно постигать сердцем, а не разумом.

В состав «Сутты» входит еще одна книга - «Джатака» (сборник-легенд и сказок, собранных по всей Азии). В них рассказывается о том, как Будда, еще до своего последнего рождения на земле в лице царевича Гаутамы, 550 раз воплощался в людей, зверей, рыб, птиц, духов и даже в иных Будд. В каждом из обликов Будда был Бодхисаттвой, т.е. существом, стремящимся к пробуждению. Если Будда воплощался в животного, то обязательно благородного и готового к самопожертвованию.

Слово «Джатака» родственно русскому слову «житие».

Третья часть - «Абхиддама - питака» («корзина чистого сознания») содержит философские трактаты, обобщающие и систематизирующие все учение.

Тексты «Трипитаки» имеют большое значение для понимания сути системы буддизма, которая направлена на то, чтобы регулировать поведение человека, призывает его не делать зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому и т.д.

Эту систему можно назвать этической, нравственной. Буддизм -одна из первых религий, основой которой стало нравственное учение.

ХРИСТИАНСТВО - вторая мировая религия, в основе шторой вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Христос, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мертвых изменили судьбу всего человечества. Его проповеди положили начало новой цивилизации. Для христиан главным чудом было не слово Иисуса, а он сам, его бытие, бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом и создан без зла. Человек был наделен свободной волей, но еще в раю подпал под искушение сатаны, нарушил Божий запрет, возжелал сам стать, «как Бог». Это изменило самую его природу: утратив благую сущность, человек стал доступен страданиям, болезни, смерти. В этом следствие первородного греха, передающегося каждому поколению. Бог послал в мир своего сына, который страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех. Воскресение Христа знаменует победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом.

То есть, основная идея христианства - спасение человека от того, что порождает несчастья, болезни, войны, смерть, зло. Причина рождения зла - грех. Спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божьим, воплотился и стал человеком, через добровольные страдания на кресте умертвив греховность природы человека и воскресив человеческую природу для вечной жизни. Спасение - в вере в него, ибо «Бог есть Любовь».

Священной книгой христиан является «Библия». Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет - христианское название первой части Библии. Он представляет собой Священное Писание об иудаизме и христианстве. В состав Ветхого Завета входит 39 книг, в том числе и «Пятикнижие».

Оригинальный язык ветхозаветных книг - древнееврейский. Христианством канон Ветхого Завета принят таким, каким его трактует иудаизм, но включает еще 11 книг названных в католицизме каноническими второго порядка, в православии - душеполезными и в протестантизме - апокрифами. 39 книг, признанных каноническими, условно делятся на Пятикнижие Моисеево, исторические, пророческие и Писания. Пятикнижие Моисеево - наименование первых пяти книг: Бытие. Исход. Левит. Числа. Второзаконие. Оно повествует о бегстве иудейского народа из Египта, его странствиях на пути к земле обетованной. К историческим относятся книги: Иисуса Навина. Судей, Царств, книги летописей. Они содержат определенные сведения и легенды о завоевании их положения.

В пророческих книгах выделяются книги «великих» («старших») пророков и «малых» пророков.

Писания состоят из новелл, философских и моралистических трактатов (сборники молитв и песнопений, составляющих Псалтырь, любовно-эротическая поэма «Песнь Песней» и др. повествования).

Новый завет - вторая часть Библии, почитаемая в качестве Священного Писания только христианами. Написан на греческом языке. Название связано с учением о новом договоре (древнерусское «завет» - договор) Бога с людьми через Иисуса Христа.

В новом Завете раскрывается происхождение христианства и многовековая история его развития.

Эта часть Библии состоит из 27 книг: четыре Евангелия - от Матфея, Марка, Луки, Иоанна (благовестие о жизни и учении Христа), Деяния святых апостолов, двадцать одно послание (поучения в виде писем).

Евангелия, входящие в состав Нового Завета, - это книги, которые были созданы через несколько десятилетий после казни Иисуса. Основная задача Евангелий - сообщить людям добрую весть (греч. Евангелие - благая весть) о приходе в мир Спасителя, Помазанника, Сына Божьего, его деяниях, смерти и воскресении.

Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна написаны во второй половине I века. Опираются Евангелия на рассказы учеников и последователей Иисуса. Написаны они на древнегреческом языке. В Евангелиях рассказывается, что уже рождение Иисуса было чудесным. Его мать Мария дала в юности обед целомудрия и не нарушила его, выйдя замуж за благочестивого Иосифа - прямого потомка царя Давида: их брак носил условный характер. Несмотря на это, у Марии благодаря воздействию Духа Святого в Вифлееме родился сын. В результате Божественной помощи семье удалось избежать козней жестокого иудейского царя Ирода, желавшего погубить младенца. Достигнув зрелости. Иисус начал проповедовать и творить чудеса по всей Иудее. Бесспорно то, что в 20-30 годы I века н.э. проповедник (пророк) Иисус призвал к всеобщему покаянию и предрекал скорое наступление царства Божьего на земле. В своих проповедях он резко критиковал иудейское жречество. Эти проповеди показались опасными и первосвященникам Иерусалимского храма и римским властям. Достоверно то, что он был распят по приговору иудейского суда - Синедриона, утвержденному римским поместником Понтием Пилатом. Ученики Иисуса поверили в его чудесное воскресение и начали распространять учение Христа и рассказывать о его воскресении и вознесении на небо.

Основа учения Иисуса Христа - Нагорная проповедь. В ней содержится призыв к покаянию, смирению, долготерпению, утверждается любовь и милосердие:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.