Смекни!
smekni.com

Христос в Масульманстве (стр. 12 из 14)

Иса-ал-Масих в хадисах.

В Коране имеется интересный текст, который говорит о смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются” (сура 19: 34-35). Перевод с Арабского говорит: “Мир был на мне в день, когда родился я, и мир будет на мне в день смерти моей, и в день когда я восстану опять к жизни. Таков был Иисус, сын Марии. Это есть изложение истины, в котором сомневаются они” (сура 19: 34-35)[142]. Сам Коран ничего не говорит и не растолковывает эти суры. Но позже мы находим толкование в хадисах, написанных после Мухамада. Смерть Исы подразумевают так, что Он умрет после наступления Судного дня. “В мусульманском придании и особенно в мистической литературе насыщаются новыми и новыми подробностями, вариациями, порой весьма экзотическими деталями”, - так отмечает А.В. Журавский в своей работе “ Иисус в Коране”[143]. В Медине, есть вакантное место, где, согласно мусульманскому приданию, будет похоронен Иса после того, как Он выполнит свою миссию во Второе Свое Пришествие. Возьмем также пример из хадиса Хинди: “О посланник Божий (Мухаммад), - сказала Айша, - я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной рядом с тобой”. Он ответил: “Как я могу распорядится местом, где будет только моя могила и будут могилы Абу Бакра и Умара и будет могила Иисуса, сына Марии”[144]. Роль Исы-ал-Масиха намного расширена по сравнению с Кораном в хадисах:

1. Он является победителем ад-Даджжала (то есть дьявола) - это персонаж мусульманских эсхатологических сказаний, аналогичный христианскому антихристу. В Коране отсутствует, но часто упоминается в хадисах и сказаниях о “Грядущем конце света” (фитан, малахим). “Его называют так же ал-Масих ал- Куззаб ( ложный Мессия)”[145].

2. Ад-Даджжал будет искусителем людей в последнее время, перед пришествием Исы-ал-Массиха.

3. Он будет выдавать себя за настоящего Мессию.

4. В данный момент, по преданию, сатана находится прикованный к скале на острове в Индийском океане.

5. И его победит Иса-ал-Масих, спустившийся с небес. Из хадиса и Ибн Маджи: “Я сойду с небес и я его убью”[146].

6. Перед “Концом света” он появится с востока на огромном осле, за ним будут следовать все неверующие и лицемеры.

7. Царствование Исы будет длиться на земле около 40 лет (или 40 дней).

8. Иса установит единую Общину всех истинно верующих и 40 лет на земле будет Царство Мира и справедливости.

Суфийская литература дополняет информацию об Иисусе, например, из “Мекканских откровений” Ибн-ал-Араби, который писал так: “Иисус есть печать вселенской святости, подобно тому, как Мухаммад есть печать пророков. Иисус - единственный, кто обладает полнотой веры во все времена, и во Второе свое пришествие Он будет нашим судьей по закону Мухаммада”[147]. “Когда Иисус придет в конце времен, Он подтвердит закон Мухаммада и восстановит его, потому что не будет больше пророка после пророка Божьего, который судит по закону иному нежели его. Он последний закон и его пророк - печать пророков. Иисус будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни мусульманского султана, ни кади, ни муфти. Бог отнимет у людей знание. Когда Иисус сойдет, Он будет знать по воле Бога - уже на небесах, до своего сошествия все, что ему будет необходимо знать об этом законе, дабы смочь судить по нему, ради других людей, ради своего служения. Верующие соберутся вокруг него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого другого более пригодного, чем он”, - из хадиса ал-Бухари, Муслима[148]. Нужно отметить, что сам Мухаммад в Коране не ссылается на то, что Иисус будет подтверждать закон Мухаммада, скорее всего, наоборот, он утверждает о том, что его свидетельство основано на пророках Мусе (Моисее), Ибрахиме (Аврааме), Исе (Иисусе) и Исхаке (Исааке).

Таким образом, роль Исы намного больше расширяется в эсхатологических мотивах, которые в Коране не отражены, но под влиянием преданий, бытовавших в то время, были записаны в хадисах после смерти Мухаммада. “Художественная форма рассказов о нем свидетельствует как о широком бытовании в Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различной христианской средой, с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений”[149].

Вывод:

Нужно отметить, что по представлению Мухаммада Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся ни иудеем, ни христианином (суры 3:60; 5:15 ).

· Иса в Коране имеет особый статус, так как находим много эпитетов и имен, намного больше, чем у самого Мухаммада. Иисус назван: “Знанием”, “Милосердием” (19:21); “Посланником Аллаха” и “Мессией” (суры 3:40, 4:156, 169, 5:79); “Примером” (43:57); “Славным” (3:40); “Пророком” (суры 2:130, 3:78, 19:31, 33:7); “Благословенным” (19:32); “Словом Аллаха” и “Духом Его” (суры 3:40, 4:169); “Слугой Аллаха” (19:30); “Учителем Торы и Евангелия” (3:44) и “Приближенный к Аллаху” (3:45). “Коранический Иисус - это уже не Иисус докетов, эбионитов или ариан, а Иисус новой религии, нового духовного универсума”[150].

· Иса-ал-Масих - пророк и посланник (сура 5:75), но посланник с особой миссией, “наделенный экстраординарной природой, особыми привилегиями”[151]. Имеются четыре факта Его сверхъестественной природы, отличающие от всех предыдущих пророков:

1. Он был рожден от Девы (сура 19:20-21). “При рождении не коснулся Его сатана”, - так записано в своде хадисов ал-Бухари[152].

2. Сын праведный (чистый, то есть без греха) (сура19:20).

3. Он взят живым на небо (сура 4:157-158).

4. Бог дал ему ясные знамения и укрепил Духом Святым (сура 2:87, 253). “Он - единственный, наделенный прерогативами творить и воскрешать из мертвых, только с соизволения Бога”[153].

· Роль Исы-ал-Масиха в эсхатологических событиях Корана заключается в том, что Он есть признак Второго Пришествия (43:57-64) и судья всех верных и неверных иудеев и христиан (сура 4:41).

· Роль Иисуса Христа расширяется в хадисах. Смерть Иисуса (19:34-35) неверно растолковывается в хадисе Хинди, и что она наступит после Его Второго Пришествия. Далее, Он является победителем Ад-Даджжала и царствование Исы на земле будет сорок дней, или лет.

Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат исторических наук, в своей работе “Иисус в Коране”, “необходимо понять, что в лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе - мусульманском. Как бы ни шокировали нас эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков, посланного Богом к сынам Израиля, больше рядового эпизода в истории пророков, как Второй Адам, Он объемлет все человечество, как знамение для миров и людей, вместе со своею матерью Он освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как знамение часа, Он завершает на земле божественный замысел спасения”[154].

Заключение.

Рассматривая материал об Иисусе Христе в Коране, мы пришли к нескольким этапам развития мессианской идеи в исламе:

I. Мухаммад был склонен понимать Бога, как совершенно трансцендентную Личность и провозглашал монотеизм, то есть ат-Таухид. Эта идея была унаследована от ханифов, которые существовали еще задолго до возникновения ислама, признавая предельное единство Сущего. Символ веры заключается в следующих словах и показывает суть всей вести Мухаммада: “Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!” (сура 112:1-4). Из этого положения следует, что Мессия не может быть Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам” (сура 5:19). Развитию этой идеи способствовало грубое идолопоклонство на Аравийском полуострове. Мухаммад очень часто в Коране говорит о “сотоварищах” и о “сообщниках”, где речь идет об идолах (суры 39:32; 71:24; 71:8,9; 11:54; 26:72; 53:20-24; 22:74; 16:37; 21: 23; 14:36 и другие).

II. Евреи, находившиеся среди арабского населения в городах Мекка и Медина, а также в окрестностях, тех мест, где Мухаммад сталкивался с их учением, и с их мессианскими надеждами, могли повлиять на его понимание о роли Мессии, как о Грядущем, то есть направленное в будущее, с выраженными эсхатологическими чертами.

III. Взгляды христианских еретических течений и их влияние оставило свой след в неверном понимании природы Иисуса Христа:

1. Учение несториан и монофозитов, а особенно их споры между собой запечатлены Мухаммадом в сурах 4:169, 5:76-79, 19:16-36, 43:57.

Историк Л.И. Климович говорит: “А взгляды арабов-несториан, в частности их учение о деве Марии (Марйам) как “человекородице”, а не “богородице”, получили отражение в Коране”[155].

2. Учение докетов, одно из них взгляд Василида или Мани были выявлены в суре 4:156, где говорится о том, что Иисус не был распят, а это только представилось многим. Взгляд Василида описывает историк Дж. Робертсон: “Эон, нисшедший на Иисуса во время крещения, оставил Его перед распятием”[156].