Смекни!
smekni.com

Христос в Масульманстве (стр. 2 из 14)

Наконец, мы рассмотрим взгляды мутакаллимов (мусульманских богословов) и суфиев (исламских аскетов), возникших после зарождения ислама и современных исламоведов на природу Иисуса Христа и Его отображению в Коране.

В заключении мы сделаем вывод о том, как в учении ислама представлена личность Христа.

Ограничения.

Здесь мы не сможем сделать глубокого сравнительного анализа еретических взглядов и сур из Корана, так как ограничены в знании арабского языка и доступностью источников. Данная работа направлена лишь на выявление основных моментов развития мессианской идеи в исламе. Рассматривая влияние иудаизма, христианства и внутри исламских течений мы касаемся лишь тех из них, которые связаны с мессианским вопросом. Говоря об исламе мы подразумеваем только Ближневосточный регион первых веков становления исламской религии не включая обзор тех ответвлений, которые существуют ныне в исламском мире.

Религиозная обстановка в Аравии в доисламский период.

Предпосылки возникновения движения ханифов.

Движение ханифов ( хунафа - мн.ч., арабизированоесирийское “ханпа” - язычник). “Это слово было скорее всего принесено в Хиджаз, центр Западной части Аравийского полуострова, сирийскими проповедниками, так они называли нехристиан”[6]. И появилось оно в Аравии задолго до возникновения ислама. Это люди, провозглашавшие единобожие Аллаха, отвергали поклонение идолам, которые находились в Каабе, призывая пойти по пути Авраама (Ибрахима). Древнейший летописец Ибн Исхак описывает: “Сограждане наши находятся в заблуждении, они извращают истинную веру Авраамову. Доколе будем мы, как они, вертеться вокруг камня, который не видит и не слышит и не может сделать нам ничего худого или доброго. Поищем веры лучшей, чем эта” [7]. Ханифы, борцы против идолов и многобожия, провозглашали единую веру в Аллаха. Эта была реакция против господствовавшего в то время язычества и различных культов. Это время известно нам как джахилийа (араб. “неведение”). “Джахаль” - необузданный, жестокий, дикарь. Именно так можно охарактеризовать человека той эпохи. Иными словами, для этого периода характерно, что человек подчиняется своим страстям и желаниям. И религиозное движение ханифов появилось как ответная реакция на духовную обстановку Аравии.

Центром Западной Аравии считался город Мекка, куда съезжались арабы для торговых сделок и посещения храма Кааба, названный так по внешнему виду, напоминающий сооружение кубической формы (араб. “Каъаба” - куб). Мекка издревле была известна тем, что со всех концов аравийцы оставляли своих идолов в храме, для поклонения им. Там их насчитывалось около триста шестидесяти богов и богинь влиятельных племен и родов с южной, северо-западной, северо-восточной и центральной Аравии.

Хубал - это главное божество, из тех которые находились в этом храме. Об этом идоле нет сведений в Коране, известно, что и раньше в Хиджазе поклонялись ему, после чего он стал богом войны племен курайшитов, хинана и тихама. Сделан он был из красного камня (сердолика), а отбитая правая рука была заменена золотой. Перед Хубалом приносились жертвы из животных.

В Каабе находились идолы трех влиятельных дочерей Аллаха, они почитались по всей Аравии, и были главными божествами арабов, их имена: Манат, Аль-Лат и Аль-Узза. Святилище для Манат было в Кудайде, при дороге из Мекки в Медину, там её почитали знатные племена аус и хизрадж. Богиня судьбы и смерти [8]. Аль-Лат высоко почиталась по всей древней Аравии. Но особо популярна она была в Хиджазе, где около Таифа в долине Ваджж находилось её святилище и символ - белый камень [9]. Ал-Узза (араб. “Могущественная” ) древнее аравийское женское божество, в V-VI вв. до н. э. почитавшееся во многих местах Аравии [10].

Все эти богини перенесены в Каабу и входили в состав теофорных имён. Ханифы, выступая против идолов, отвергали эти божества. Каждый клан имел своего бога-идола, который был и отличительным знаком этого племени. Колдовство в этих местах было неотъемлемой частью жизни любого аравитянина. “Колдовские обычаи были освящены многовековой местной традицией и считались неотъемлемым атрибутом повседневной жизни”[11].

Потомки Иоктана из Южной Аравии жили на территории современного Йемена, раньше там находилось Сабейское царство, до того как оно было разрушено, считалось самым развитым в те времена. Международная торговля приносила им немалый доход. После разрушения Марибской плотины во II в. н. э. многие племена арабов-иоктанитов двинулись к северу Аравии, они же принесли с собой идолов и богов в Каабу. Конечно, эти племена были приверженцами политеизма, об этом нам говорят имена и эпитеты божеств. Особенно следует отметить главные астральные божества. Влиятельная триада состояла из Солнца, Луны и Утренней (Вечерней) звезды, как бы семейство Отца, Сына и Матери, аналогично Вавилонской Троице: Шамаш (солнце), Син и Астарта. В Вавилонии Шамаш женского рода, а в Южной Аравии оно считалось самым главным божеством и употребляется во множественном числе, что означало “божества”. В Минее Луна называлось Wadd, в Катабане - Аmm, в Хадрамауте - Sin, в Сабее - Ilumguh. Астарта имела такие эпитеты, которые включали в себя специальную формулу обета: “Astar Shargan” (Астарта востока), “Astar Sharig” (Астарта, восходящая с востока) и Athtar Dhu Qabdim (Астарта богиня Qald). Были в Аравии и менее значимые божества и их считали членами триады: Balw (смерть, неудача), Dhu Samawi (Господь Небес), Halfan (клятва), Halim (мудрость), Nasr (орел), Rahman (Милостивый) и Sami (Единственный, кто слышит).

У северных арабов издревле был известен рассказ об Ибрахиме (Аврааме) и Исмаиле (Измаиле), где говорится, что он был первым сыном Авраама от служанки Хаджар (Агарь). Авраам сам повел Измаила в пустыню Аравийскую и оставил его там, когда Хаджар и ее сын, умирая, вопрошали к Аллаху, то Он смилостивился и дал им источник Замзам. С тех пор аравийцы стали приходить на поклонение к этому источнику.

Замзам - один из нескольких колодцев, находящихся в Мекке и вблизи от города. Соседство Замзама с ал-Каабой обусловило особое отношение к нему еще до ислама [12]. В Мекку на поклонение в храм приходили арабы, и этот ритуал носил характер воспоминания об отце Ибрахиме, Хаджар и его сыне. Это паломничество называлось ал-Хаджж, оно совершалось в зимнее время месяца зу-л-хиджжа. Оно считалось священным и длилось около четырех месяцев.

· Совершая ритуал, все пили воду из источника Замзам, так как ангел Джибраил (Гавриил) дал им (Хаджар и Исмаилу) эту воду, когда они возжаждали.

После этого паломники пробегали между холмами ас-Сафа и ал-Марва в память о страданиях Хаджар. “Ас-Сафа и Ал-Марва - из примет Аллаха; и кто паломничает к дому или совершает посещение, - нет греха на нем, что он обойдет кругом обоих, и кто добровольно изберет благо... ведь Аллах благодарен, знающ!” (cура 2:153 ). Паломники могли совершить и малое паломничество - Умра. “ ...И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, путешествуя по всякой трудной и дальней дороге” (cура 22:28).

· В долине Мина приносили в жертву животное, как воспоминание об Ибрахиме и Исмаиле. “...То тому, кто пользуется посещением для хаджа, тому - то из жертвенных животных, что легко; а кто не найдет, то - пост три дня во время хаджа...” (cура 2:192 ). Нужно отметить, что наряду с этим поклонением многие купцы, торговцы почитали идолов-богов (их насчитывалось около 360), которые были принесены из разных мест Аравии, а особенно из южной части полуострова.

Таким образом, ханифы, провозглашая истинную веру Авраамову, призывали к тому, чтобы арабы отвернулись от идолов. После Мухаммад, скажет: “Очистите Мой дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!” (cура 2:119).

Причиной возникновения течения было :

“Племя Бену-Хозаа (пришедшие с Южной Аравии, были потомками иоктанитов), овладевши окрестностями Мекки, а затем и самой Меккой, отняв у корейшитов[13] заведование храмом, было более склонно к фетишизму и натуралистическому многобожию, нежели северяне-измаилиты, и водворение хозаитов в Мекке, без сомнения, усилило здесь идолопоклонство и способствовало косвенным образом той монотеистической реакции, которой победоносным представителем впоследствии сделался Мухаммад” [14].

Ханифы и их ожидания.

“Религиозное миросозерцание семитов, кроме монотеистической идеи, издревле характеризовалось идеей пророка или посланника Божия, то есть человека, находящегося в особом личном отношении к Богу, получающего откровение свыше и становящегося посредником между Богом и людьми...” [15]

Знания о Боге они могли черпать только из какого-либо источника. Нам известно, что многие ханифы в качестве своего учения использовали переводы на арабский сирийские апокрифические Авраамовы свитки (сохоф), относящихся к литературе сабиев. Далее В. С. Соловьев отмечает, что все эти апокрифы не могли вполне удовлетворить религиозную потребность ханифов, поэтому им оставалось только ожидать нового откровения.

Известные нам ханифы:

· Варака-бен-Науфал, сын Асадов. Он был духовным советником Мухаммада, впоследствии принял христианство.

· Усман-бен-ал-Хувауриф был его родственником, также принял христианство.

· Зеид-бен-Амра остался ханифом, не принял ни мусульманства, ни христианства.

· Убейдуллах - двоюродный брат Мухаммада, был тесно связан с основателем ислама. Принял христианство.

Мухаммад - последователь монотеизма.

Мы видим, что возникновению ислама предшествовало религиозное пробуждение в арабском народе, ярким примером тому было движение ханифов. Это течение оказало влияние и на Мухаммада, поэтому он провозглашает: “Они говорят: “Будьте иудеями или христианами - найдете прямой путь”. Скажи: “Нет, - общиной Ибрахима (Авраама), ханифа, ведь он не был из многобожников”. “Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников”. “Потом внушили Мы тебе [Мухаммаду]: “Следуй за общиной Ибрахима, ханифа, и не был он из числа многобожников” (cуры 2:129; 3:60; 16:124). Мусульманский комментатор Убайи бен Ка’ба, комментируя суру 98, показывает отношение Мухаммада к христианству и иудаизму, также провозглашая суть ханифства: “Посланник Аллаха к ним, читающий свитки пречистые, в которых писания истинные. Видел я иудаизм и христианство, поистине, самая правильная религия - ханифство- покорность Аллаху, а не многобожие, и кто бы не совершил дело благое, никогда этого не будут отрицать. Были люди одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями, которые повелевали совершать одобряемое и исполнять молитву”[16].