Смекни!
smekni.com

Библейский анализ притчи "О богаче и Лазаре" (стр. 10 из 12)

В связи тем, что такой жанр, как притчи, не достаточно глубоко исследован в теологии, представим ниже следующий перечень притч, который на взгляд автора, следует относить в определенную категорию притч и, следовательно, придерживаться определенных принципов толкования. Метод, по которому мы будем определять притчи, основан на контекстуализации каждой отдельной притчи. Термины, которыми будут наименованы категории притч взяты из приведенных примеров наименований богословами притч, которые представляет Лезов в своей книге «Попытка понимания» (смотри введение). В данном случае автор не ставил перед собой цель – исследовать что есть притча, что есть реальная история, а что есть поучение. Но, нижеследующий обзор представлен для того чтобы помочь читателю данной работы иметь представление о том, что притчи возможно правильно истолковать в зависимости от того, к какой категории притч относится. И как уже было сказано выше, правильное определение категории притчи зависит от того, насколько тщательно изучен контекст притчи. Исходя из таких предпосылок, представим на рассмотрение следующий перечень притч:

Наименование притчи Категория притч Цель, значение, дополнительные темы
Притча о сеятеле (Лук.8:4-15) Притчевое повествование Цель одна, значений несколько
Притча о плевелах (Мф.13:24-30) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о горчичном зерне (Мф.13:31-32) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о закваске(Мф.13:33-35) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о драгоценной жемчужине (Мф.13:45-46) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о неводе(Мф.13:47-52) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о немилосердном слуге (Мф.18:23-35) Притчевое повествование Цель одна, значение одно
Притча о работниках в винограднике (Мф.20:1-16) Притчевое повествование Цель одна, значение одно
Притча о двух сынах (Мф.21:28-32) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о винограднике (Мф.21:33-46) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о брачном пире (Мф.22:1-14) Притчевое повествование Цель одна, значений несколько
Притча о десяти девах (Мф.25:1-13) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о талантах, данных рабам (Мф.25:14-30) Притча в действии Цель одна, значений несколько
Притча о добром самарянине(Лук.10:30-37) Притча в действии Цель одна, значение одно, затронуто несколько дополнительных тем
Притча о друге, просящем хлебы у друга (Лук.11:5-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о безумном богаче (Лук.12:16-21) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о Слуге, ожидающего хозяина (Лук.12:35-40) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о Мудром домостроителе(Лук.12:42-48) Притча повествование Цель одна, значений несколько
Притча о бесплодной смоковнице (Лук.13:6-9) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о возвышающем себя (Лук.14:7-15) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о великом пире (Лук.14:16-24) Притча - образец Цель одна, значений несколько
Притча о исчислении имущества прежде строения башни (Лук.14:28-30) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о потерявшейся овце и притча о потерявшейся драхме (Лук.15:3-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о блудном сыне (Лук.15:11-32) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о неверном управителе (Лук.16:1-13) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о богаче и Лазаре (Лук.16:19-31) Притча -образец Цель одна, значение одно
Притча о служении (Лук.17:7-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о неправедном судье и вдовице (Лук.18:1-8) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о мытаре и фарисее (Лук.18:9-14) Притча повествование Цель одна, значение одно

Аггадический мидраш (к пункту 1.2.1. Литературный жанр)

АГАДА (от «hered» - «рассказывать», «возвещать»)

Не законодательная часть еврейской традиции (в талмудическую эпоху)

Содержит:

1. Моральные поучения притчи.

2. Рассказы, «расширяющие» и дополняющие Тексты Торы.

3. Истории про мудрецов Талмуда.

4. Объяснение смысла заповедей и.т.д

Характер:

1. Не обязывает, но советует, объясняет.

2. Индивидуальна. Каждый решает для себя, с учетом своих особенностей.

3. В случае спора – противоположные точки зрения сосуществуют, не требуя принятия решения.

4. «Внутренность» иудаизма, понимание.

5. «Вино» (Без Агады нет радости).

6. Многозначна, «литература», часто требует не буквального понимания.

7. Описывает максимум, к которому желательно прийти (=идеал), далеко не всегда доступный для всех. То есть тема Агады – «путь для праведников»

Аггадический мидраш – мидраш это система или подход при котором из Текста Танаха «выводятся», как бы «вытаскиваются» те смыслы, которые не были видны на первый взгляд.

У мудрецов Талмуда по отношению к Агаде наблюдается следующий подход, называемый в сегоднящней гуманитарной науке «органическим мышлением». Оно заключается в том, что Рассказчик не дистанцирует себя от передаваемой информации. Он «живет в ней», так что его переживания и ощущения и есть сама Агада.

К такому органическому мышлению неприменимы понятия «правильное историческое изложение фактов». Именно поэтому агада полна анахронизмов, (т.е. использования для описаний прошлого, понятий и явлений возникших в более позднюю эпоху); ибо Мудрецы Агады проецировали для себя (и для своих слушателей) современность в далекое прошлое.

Такой «живой подход к Танаху» и есть основа Аггадического Мидраша, который назван «особым прочтением текста, при котором сознание читателя определенным, необычным образом сливается с объектом чтения».[108]


БИБЛИОГРАФИЯ

Русскоязычная литература

1 Аврелий М. Размышления Магнитогорск: «АМРИТА-УРАЛ», 1994.

2 Агур Й. Введение в устную тору Части 1-2 Тель-Авив: «ДЖОЙНТ», 1959.

3 Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение Спб.: « РОССИЙСКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО» 2000.

4 Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора М.: Остоженка, 1891.

5 Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху Эллинизма Москва Иерусалим: «Современные исследования», 1998.

6 Бош Д. Преобразования миссионерства Спб.: «Библия для всех», 1997.

7 Брагинская Н.В. Греческие и Римские авторы о евреях и иудаизме М. Иерусалим: «Гашарим», 1997.

8 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь Спб.: «Издание автора», 1899.

9 Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии Мичиган: Гранд Рапидс, 1995.

10 Гаркина В.Г. Агада Сказания притчи изречения Талмуда и Мидрашей, М.: «Раритет» 1993.

11 Гатри Д. Введение в Новый Завет Спб.: «Библия для всех», 1996.

12 Кашовская Н. Новый Библейский Словарь Библейские персонажи Спб.: «Мирт», 1999.

13 Кухащек Д. Применение библейских истин без фантазий и догадок М.: «ТРИАДА» 1997.

14 Лезов С. В. Попытка понимания: Избранные работы. – М.- СПб: Университетская книга, 1999.

15 Лезов С.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета М.: «Восточная литература», 1996.

16 Лезов С.В. Социально-политическое измерение христианства М.: «НАУКА», 1994. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан Новый Завет Bielefeld: ChristlicheLiteratur-Verbreitung, 2000.

17 Мартин У. Царство культов Спб.: «Логос», 1992.

18 Новая Учебная Женевская Библия Hanssler-Verlag 1998.

19 Поташинская Н.Н. Революция в церкви? (Теология освобождения) М.: «Международные отношения», 1991.

20 Пратт Р. Он дал нам прообразы Христианское библейское братство св.апостола Павла 2000.

21 Рабби Ш. Вагшал Кашрут, Иерусалим: «Геулим»,1993.

22 Райри Ч. Основы богословия М.: «Духовное возрождение», 1997.

23 Ринкер Ф. Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза Paderborn: «ChristlicheVerlagsbuchhandlung», 1994.

24 Силвестра Астраханский и Кавказский Архиепископ и Кавалер М.: «Въ Синодальной Типографiи», 1997.

25 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижье М.Нью-Йорк: ProjectJudaica, 2000.

26 Таранов П.С. 120 Философов Жизнь Судьба Учение Симферополь: «Реноме» 1997.

27 Тарасенко А.А. Работники в винограднике, фарисеи и ученики Иисуса // Хронограф. 2000 №1-2.

28 Тевс К. Образ Бога-Отца в Синоптических Евангелиях // Хронограф. 2000. №1-2.

29 Телушкин Р.Й. Еврейский мир, Москва – Иерусалим: «JewishLiterasy», 1997.

30 Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию Спб.: «Библия для всех», 1994.

31 Фарраръ Ф.В. Жизнь и Труды Святого Апостола Павла, Киев: «Богдана», 1994.

32 Фи Г. Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю ее ценность Спб.: «Логос», 1993.

33 Фи Г. Экзегетика Нового Завета Спб.: «Библия для всех», 1995.

34 .

35 Флавий И. О. Древности Еврейского народа Против Апиона Москва Иерусалим: «Gesharim», 1994.

36 Фруга С.Г. Аггада Сказания Притчи Изречения Талмуда и Мидрашей М.: «Раритет», 1993.

37 ХейгинК.Е.Новыепорогиверы Tulsa: “New Threshholds of Faith”, 1991

38 Хенриксен У. Джексен Г. Изучение, Толкование и Применение Библии Спб.: «Мирт», 1995.

39 Шаевич А.С. Трактат Авот М.: «Внешиздат», 1990.

40 Экман У. Вера которая побеждает мир Спб.: Слово Жизни, 1992.

41 Эриксон М. Христианское богословие Спб.: «Библия для всех», 1999.

Англоязычнаялитература:

42 Bauer W. A Greek-English Lexicon of the NT Chicago and London: “The University of Chicago Press”, 1979.

43 Berkhof L. Systematic Theology Michigan: “Grand Rapids”, 1993.

44 Blomberg C.L. Interpreting the Parables. – Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1990.

45 Boice J.M. The Parables of Jesus Chicago: Moody Press, 1983.