Смекни!
smekni.com

Православная энциклопедия Домашний доктор в вопросах и ответах, Авдеев Д. А. (стр. 11 из 30)

Я предложил ему метод, который описан известным австрийский психиатром и психологом Виктором Франклом и называется парадоксальным намерением. В чем же парадокс? Да в том, что человек внутренне позволяет себе именно то, чего он в высшей степени опасается и не желает. В нашем случае — заикание. Всем хорошо известно выражение «клин клином». Здесь схожий механизм.

Я посоветовал этому больному позволить себе заикаться и, более того, попытаться даже усилить заикание произвольным образом. Мой пациент слушал меня с явным недоверием. Еще бы, его долго лечили от заикания, а тут такое — позволить себе заикаться. Однако он решился все-таки попробовать выполнить эту «непонятную» рекомендацию и… вскоре избавился от заикания. Точнее, от пристрастного, болезненного к нему отношения, а поэтому и говорить стал намного лучше.

Произошло это так: в институте на одной из лекций преподаватель неожиданно стал задавать студентам вопросы, пытаясь выяснить, как те усваивают материал. Не обошел он вниманием и нашего героя. У парня, по его словам, помутилось в голове, стальными тисками сжало горло, он покраснел, у него перехватило дыхание. И тут он вспомнил полученный совет — разрешить себе заикаться — и, поскольку деваться было некуда, попробовал.

На удивление окружающим и в первую очередь самому себе, он буквально «выпалил» ответ, практически без сбоев речи. Но самым главным было другое — у него появился позитивный опыт управления своей речью, своими эмоциями. В дальнейшем были и срывы, особенно в сложных стрессовых ситуациях, когда не удавалось преодолеть напряжения, но приобретенный опыт всегда внушал надежду.

Мне думается, в этом методе Франкла много от христианского смирения. Наверное, поэтому он и помогает. Может быть что-нибудь из этих советов позаимствовать и Вам?

наверх

61. Вопрос: Что представляет собой «оккультная болезнь»?

Иеромонах Анатолий (Берестов) в своей книге «Число Зверя» подробно описывает синдромы так называемой «оккультной болезни», в числе которых: фобический (появление стойких страхов) и ряд других психопатологических и соматических нарушений.

Добавлю к этому целый «букет» стойких невротических и неврозоподобных расстройств.

Там, где оккультизм, там, зачастую, и наркотики, и разврат, и другие тягчайшие грехи.

Если у человека имелись отклонения в психике, то оккультное «целительство» их резко усилит. А сколько скорби заблудшие приносят своим близким! Рушатся семьи, прахом идет нажитое трудом имущество — все это реальные плоды многих оккультных и сектантских воздействий.

наверх

62. Вопрос: Как вредят душе экстрасенсы?

Буду краток. В части случаев, использующие так называемое экстрасенсорное воздействие — это просто шарлатаны, которых интересует лишь коммерческая сторона вопроса. Другая часть этих «целителей» — сознательные служители злу, возможно имеющие определенную степень посвящения и являющиеся, безусловно, проводниками бесовских воздействий. Но независимо от того у кого «пользовал» человек свое здоровье, он совершает тяжий грех. Ибо за помощью обращается не к Богу, а к сатане. Увы, сейчас немало людей, прельщенных всевозможной рекламой, обращаются к разного рода экстрасенсам. Чаще всего это происходит по релегиозному невежеству, но это не снимает с человека ответственности за свой поступок! Болезни, в том числе и психические, или какие-то проблемы по поводу которых человек обращается к экстрасенсу лишь усиливаются, так как лукавый есть ложь и отец лжи. Если наметится какое-либо «улучшение» самочувствия, то это лишь иллюзия, не более того. Наша задача, то есть задача православных врачей, еще и еще раз напомнить: экстрасенсы, колдуны, маги — служители сатаны!

наверх

63. Вопрос: Известны ли какие-то способы психологического воздействия, которыми пользуются в тоталитарных сектах?

Во-первых: лидеры секты осуществляют жесткий контроль за каждым членом секты (его социальными связями, окружением). Постепенно происходит «выдавливание» человека из его привычной среды и изоляция от людей, не принадлежащих секте (родные, друзья т. д.).

Во-вторых: во время собраний и совместных молитв духовные лидеры той или иной секты используют определенные психовоздействия, изменяющие состояние сознания людей по типу гипнотического транса. Также происходит мощное воздействие на подсознание человека. Для этих целей используется, к примеру, нейролингвистическое программирование. То есть личностью манипулируют, а эффекты психотехник выдают за «нисхождение благодати».

В-третьих: почти в каждой секте имеется свой специфический язык, термины. Такой язык затрудняет общение с ними и делает адептов той или иной секты невосприимчивыми к попыткам переубеждения обычными словами.

В-четвертых: принцип «доктрина выше личности». То есть не поощряется и даже запрещается анализировать личный опыт. Главное — твердо и непоколебимо верить в то, что является догмами секты.

В-пятых: «свои — друзья, чужие — враги». Смысл этого тезиса, думаю, понятен.

Существует и множество других уловок, удерживающих человека в секте. Это лишь краткий перечень возможных механизмов «зомбирования» личности.

Ко всему сказанному добавим, что часто имеют место материальные «привязки»: либо в секте одолжили какие-то деньги на жизнь (что бывает нечасто) и нет возможности вернуть долг, либо — сам человек добровольно пожертвовал свое имущество и порвать с сектой означает для него оказаться на улице.

наверх

64. Вопрос: Может ли пребывание в секте негативно отразиться на психике человека?

Может, и примеров тому множество. Как христианин и врач, я с определенностью заявляю, что люди, втянутые в секты, часто переживают психологические срывы, испытывают сильнейший душевный дискомфорт, а порой и заболевают психически.

Если человек прежде страдал психическим заболеванием, то болезнь, как правило, проявляется выраженнее и течет значительно тяжелее. Приведу несколько примеров.

М., 25 лет, крещеная. Была в секте «Белое братство». Со слов М., вела себя как одержимая. Была агрессивна, напориста, раздражалась по любому поводу. Отдала в секту все свое имущество. Мать М. обратилась за помощью в один из женских монастырей с просьбой молиться о заблудшей дочери. М. рассказывает, что во время одной из поездок в Москву на организационное собрание (к этому времени она уже превратилась в одного из региональных лидеров «Белого братства»), почувствовала, что как будто пелена с глаз сошла и в голове все прояснилось. Сразу же вернулась домой и прекратила сектантскую деятельность. Уверенно говорит, что ее отмолила матушка-игуменья и сестры монастыря.

Из письма В., 30 лет: «…Пребывание в секте (сайентология) крайне негативно отразилось на моих отношениях с окружающими меня людьми, и в первую очередь — на близких. Мое мышление стало приобретать «правильную» компьютерную форму, американизироваться… Мое существование превратилось в настоящий хаос и кошмар. Самое тяжелое для меня так же видеть, что моя болезнь заразна. У всех, кто со мной общается повышается давление, начинают происходить негативные явления и всякие расстройства…»

Женщина 50-ти лет, крещенная в Православии, перешла в секту. Ее сын, до этого послушный, спокойный юноша, становится наркоманом.

Плоды сектантства очень печальны. Духовное разложение, психические нарушения, материальный ущерб и подрыв здоровья — таким часто бывает их итог. К сожалению, далеко не просто и не всегда возможно вырвать заблудшую душу из этого омута.

наверх

65. Вопрос: Вы часто ссылаетесь в своих выступлениях на работы профессора Д. Е. Мелехова. Расскажите о нем.

Авторитетнейший ученый-психиатр, сын священника Рязанской епархии, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–1979) является одним из основателей современной социальной психиатрии, т. е. той области психиатрии, которая вырабатывает принципы возврата душевно больных в жизнь. Крупный ученый, автор более 170 научных работ по различным вопросам клинической и социальной психиатрии, реабилитации психически больных и организации психиатрической помощи, истории психиатрии и общеметодическим вопросам.

Талантливый педагог и тончайший клиницист, Дмитрий Евгеньевич пользовался огромным авторитетом у своих коллег и у тысяч страждущих, душевнобольных и их близких.

Профессор Д. Е. Мелехов остался в памяти как великолепный врач, никогда не отказывающий в помощи. Скольким он помог в трудную минуту! Выписанные из больницы старались встретиться с ним, только чтобы услышать от него ласковое слово. Имело большое значение не только точное понимание болезненных проявлений, но и глубокое уважение, которое он испытывал к каждому человеку, в каком бы искаженном облике тот ни представал перед ним — в каждом человеке заложен образ Божий. Он умел предвидеть и показать самому больному здоровые стороны его личности, на которые надо опереться в борьбе с душевным недугом. В беседах с друзьями Дмитрий Евгеньевич неоднократно приводил примеры, когда, несмотря на психические заболевания, благодаря духовно правильному образу жизни, человек сохранял свою личность, ее красоту и оказывался трудоспособным, и он знал случаи, когда духовное расстройство — прелесть — при упорствовании в нем вело к психическим расстройствам и деградации.

Это был человек деятельной любви к людям, разговор и встречи с которым всегда доставляли радость. Христианство он воспринимал как радостную полноту жизни во Христе. Любимыми молитвами его были молитвы благодарственные. 13 мая 1979 года в восьмидесятилетнем возрасте он почил христианской кончиной. До последних часов своей жизни он сохранял интеллектуальную ясность — светло-радостное восприятие жизни.

наверх

66. Вопрос: Страдаю бессонницей. Расскажите о причинах ее появления.