Смекни!
smekni.com

Православная энциклопедия Домашний доктор в вопросах и ответах, Авдеев Д. А. (стр. 9 из 30)

наверх

46. Вопрос: Только ли характер является основой «болезненного» поведения?

Убежден, что прежде всего грех, совершаемый в глубине человеческого духа. Накапливаясь в душе, грехи формируют характерологические изъяны. Следовательно, происхождение психосоматической патологии можно эскизно представить как процесс «проявления», материализации греха: грех — характер — болезнь. Разумеется, эта схема должна восприниматься с осторожностью и применима лишь к части случаев.

По воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Таким образом, в зависимости от того, на какой духовной «почве» возникают хвори, и определяется их смысл.

наверх

47. Вопрос: Поясните значение термина «алекситимия».

Алекситимия (дословный перевод данного термина — «чувства без слов») — этим термином обозначают один из механизмов формирования психосоматических расстройств. По мнению ученых, психосоматические заболевания развиваются, помимо прочих причин, из-за «непроговоренности» внутренних конфликтов, переживаний. Но только ли конфликтов? Думается, что не только конфликтов, но и грехов. Неисповеданные грехи не только губят душу, но и держат в напряжении и разрушают тело.

В святом таинстве Исповеди душа очищается от грехов благодатию Божией. После глубокого покаяния на душе всегда обретаются радость и покой.

наверх

48. Вопрос: Страдаю бронхиальной астмой. Слышал, что это заболевание развивается на нервной почве. Расскажите об этом подробнее.

Бронхиальная астма и еще целый ряд заболеваний, среди них, например, гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь 12-перстной кишки именуются как психосоматические. То есть эти недуги развиваются при непосредственном участии психоэмоциональных стрессовых факторов. Если подробнее говорить о бронхиальной астме, то замечу, что она имеет несколько механизмов, по которым развиваются ее клинические проявления. Один из них — нервно-психический.

О психоэмоциональных стрессах мы уже упомянули. Наряду с ними, существенная роль в формировании этого страдания отводится характеру страждущего. Большинство исследователей усматривают в нем выраженные черты напористости, некоего упрямства. Попытаюсь проиллюстрировать эти взаимосвязи. Астматический приступ сопровождается затруднением выдоха. А теперь представьте себе человека, поднимающего непомерную тяжесть. Естественно, он на высоте подъема задерживает дыхание. Так вот и астматик часто находится в состоянии внутреннего напряжения и как бы с большим напором преодолевает различные житейские обстоятельства. Конечно, это лишь некоторая упрощенная схема, но суть явления она отображает.

Зачастую болезнь прогрессирует и трудно поддается лечению, если указанная черта характера уже более напоминает страсть. Попытки развивать у больных душевно противоположные качества (уступчивость, мягкость, спокойствие) приносили хорошие результаты. Больные получали облегчение. Но это лишь половина дела. Грехи и страсти наши врачуются благодатию Божией у исповедного аналоя, а затем — Святыми Христовыми Тайнами. И Всемилостивый Господь, если будет на то Его Святая воля, исцеляет души и тела наши.

наверх

49. Вопрос: Врач сказал, что у меня вегетососудистая дистония. Что это за заболевание, чем оно вызвано и как его лечить?

Очень часто к врачу обращаются люди, страдающие распространенным на сегодняшний день недугом, который именуется «нейроциркуляторная дистония» (НЦД) или иначе — вегетососудистая дистония.

В основе этого патологического состояния лежит перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее нарушение регуляции сосудистой системы, ухудшение кровоснабжения органов и тканей, трофические расстройства, ухудшение проходимости микрососудов. В специальной литературе дается еще одно название этой патологии — «синдром тревоги». Полагаю, что оно себя вполне оправдывает.

К основной причине, а именно нервному перенапряжению, часто присоединяются другие факторы риска. Среди них хроническая очаговая инфекция (тонзиллит, гайморит, кариозные зубы), травмы головы, последствия острой или хронической интоксикации (в первую очередь алкогольной, а теперь и наркотической). Симптомы недуга связаны преимущественно с нарушением функционирования того или иного вегетативного процесса. Среди них головные боли, головокружения, слабость, утомляемость, излишняя потливость, зябкость, метеочувствительность, неустойчивость артериального давления, ухудшение сна и др.

Наиболее грозными осложнениями этого заболевания являются гипертоническая болезнь, атеросклероз с ишемической болезнью сердца, дистрофия с признаками раннего старения.

НЦД часто развивается у людей, как бы «зацикленных» на своем здоровье. Врачам хорошо знаком термин «ипохондрия», который означает устойчивую фиксацию человека на своем самочувствии, порой переоценку тяжести своего состояния. Так вот, среди страдающих этим заболеванием немало ипохондриков, хотя, конечно, все в одну схему не уложить.

Несомненно, следует относиться к себе разумно, беречь здоровье, ибо оно дар Божий. Вредно лишь все чрезмерное.

Лечится НЦД трудно. Основной упор делается на изменении образа жизни человека. Я бы сказал, что главным врачевством при этом страдании должно стать обретение человеком душевного мира. А как известно, мира на душе без благодати Божией не бывает. Именно мирный дух и спокойная совесть в сочетании с разумным постом, телесным трудом, закалкой организма — слагаемые выздоровления.

Конечно, следует обратиться за помощью и к специалисту, но повторю: медикаменты при этом заболевании играют лишь вспомогательную роль.

наверх

50. Вопрос: Можно ли лечиться у неверующего, неправославного врача-психиатра?

Конечно, лучше лечиться у православного врача. Но если такой возможности нет (верующих врачей, к сожалению, явное меньшинство), то можно обратиться на прием к специалисту, который не придерживается православного вероисповедания. Однако следует иметь в виду, что его помощь должна быть строго профессиональной, основанной на современных достижениях науки и практики. Эта помощь выражается в проведении необходимых исследований, назначении медикаментов, решении вопросов трудоспособности больного, выдачи официальных справок и тому подобное.

К тому же, психиатрическая помощь в нашей стране, за исключением неотложной, оказывается по месту жительства. Консультации и лечение, при наличии страхового медицинского полиса, бесплатные. Укажу еще на то, что вторжение психиатра с целью «навести порядок» в сферу религиозных убеждений больного недопустимо. Это положение закреплено законодательно. Если доктор крещеный, то за него нужно помолиться, подать записочку на проскомидию, помянуть на молебне. Это будет очень хорошо. Надеясь на врачебное искусство, больному и его родственникам надлежит прежде всего уповать на помощь Врача Небесного, Его милость и человеколюбие. А вот обращаться за помощью к неправославному психотерапевту я бы не рекомендовал, так как в основе деятельности специалиста такого рода — лечение словом, душевная поддержка, утешение скорбящего человека. И в этом случае врачуется не столько тело, сколько душа. Врач-атеист (или, каких сейчас немало, оккультист) принесет больше вреда, а пользы не будет.

наверх

51. Вопрос: Можно ли пить психотропные средства православному человеку?

Психотропные препараты могут употребляться для лечения различных нервно-психических расстройств только после консультации с врачом. Мнение о том, что верующему человеку эти лекарства употреблять нельзя — ошибочно. Цель приема указанных медикаментозных средств — нормализация расстроенного сна; стабилизация фона настроения, процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, устранение симптомов тревоги и т. п. Описанные болезненные симптомы могут наблюдаться у человека ввиду различных обстоятельств, как изолированно, так и в сочетании с соматическими проявлениями. Профессионально подобранное лечение не повредит здоровью, и, напротив, — улучшит самочувствие.

В случае невротических состояний, когда симптомы постигшего недуга напрямую зависят от психологических причин и обстоятельств жизни, медикаменты играют вспомогательную роль, ослабляя внутреннее напряжение и притупляя остроту жалоб. Их назначают обычно на непродолжительный период. Главным условием выздоровления будет поиск оптимального решения конфликта, а в духовном плане — смирение и покаяние.

Когда речь идет о более тяжелой психической патологии, то, как правило, без лекарств обойтись не удается. Но и в этом случае, конечно же, надо и лечиться и молиться.

наверх

52. Вопрос: Излечимы ли психические заболевания?

Так называемые «пограничные» состояния, а также ряд острых психотических проявлений излечиваются более успешно, нежели хронически протекающие психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.). В последних случаях целью лечения является достижение наиболее длительной ремиссии (отсутствие явных клинических проявлений) и максимальная адаптация больного к повседневной жизни.

Хочу также указать на то, что понятие «неизлечимость» скорее характеризует длительность заболевания и не всегда говорит о тяжести и степени опасности. Нет на Земле абсолютно здоровых людей. Все мы в той или иной мере больны и всю жизнь несем тяготы, скорби, потери, физические недуги. Таков наш удел. «Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). И еще. Мне не раз приходилось видеть душевнобольных людей с большим стажем заболевания, у которых по мере воцерковления, по милости Божией, проходили различные трудноизлечимые и неизлечимые проявления болезни. Молитва, св. Таинства в корне изменяли их психическое состояние. Исчезали упорные бредовые идеи, галлюцинации, в глазах появлялась осмысленность, значительно улучшалось самочувствие. Вместо «маски сумасшедшего» на лице отображалась печать духовности.