Смекни!
smekni.com

Православная энциклопедия Домашний доктор в вопросах и ответах, Авдеев Д. А. (стр. 24 из 30)

В настоящее время в психологии набирает силу четвертая «волна». Это так называемая трансперсональная психология. Ее поклонники предлагают с помощью гипервентиляции (усиленного дыхания), гипноза, специально подобранной музыки и применения некоторых психотропных препаратов осуществлять «очищение души». Губительность и мерзость этой, с позволения сказать, процедуры даже не хочется комментировать.

Из вышесказанного можно сделать такой вывод: какова теория, такова и практика, то есть современная психотерапия.

Один из авторов Британской энциклопедии в 70-х годах писал: «Бедная, бедная психология, сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание и теперь испытывает тревогу по поводу поведения».

Названные психологические школы развивались в странах Западной Европы, но теперь активно перекочевывают в Россию и на все постсоветское пространство, увлекая за собой умы отечественных психологов и психотерапевтов, воспитанных в духе атеизма и материализма. Христианская православная психология пока только-только возрождается. Какой путь изберут отечественная психологическая наука и психотерапия? Вопрос этот остается открытым.

наверх

116. Вопрос: Что представляет собой психоанализ З. Фрейда?

Человек воспринимается Фрейдом как необузданная высокоорганизованная особь, у которой доминируют идеи сексуальности и агрессивности. Эти идеи формируют поведение человека, мотивируют поступки. Вытесненные сексуальность или агрессивность приводят к болезням, неврозам. Осознать их — значит решить все проблемы. А за осознанием Фрейд одобрял и соответствующие действия. К примеру, он утверждал, что «свобода половых связей между юношами и «приличными» девушками необходима — в противном случае общество станет жертвой неизлечимых неврозов, которые сведут наслаждения, получаемые от жизни, до минимума, разрушат супружеские отношения и вызовут наследственную катастрофу в целом грядущем поколении» (П. Н. Будзилович, статья «Область медицины или новая религия»).

Современная «либерализация» секса открыла дорогу темным противоестественным извращениям. Это — не просто следствие «гуманистической терпимости», но и продукт влияния психоаналитических доктрин.

Напомним, что Зигмунд Фрейд был воинствующим атеистом, утверждавшим, что «религия — это массовое безумие».

И вот к такому человеку, точнее к его «научному наследию», обратили умы тысячи людей. Среди них, в первую очередь, психологи, философы, психиатры, психотерапевты, студенчество. Созданы психоаналитические ассоциации, издаются специальные журналы, выходят книги и статьи. Прискорбно, что и в России ширится число последователей Фрейда.

Что представляет собой психоаналитическое лечение? Оно может отдаленно напоминать исповедь, но без покаяния, без Бога. В течение нескольких лет клиент выносит на «суд» психоаналитика свои переживания, воспоминания и т. п. Сеанс длится около часа и стоит немалые деньги. Затем психоаналитик интерпретирует сказанное клиентом. И так из раза в раз. Духовность подменяется суррогатом, а человек все дальше и дальше уходит в эту пучину. Примечательно, что среди последователей Фрейда оказался необыкновенно высоким процент лиц со всевозможными половыми извращениями.

Видеть в человеке только бессознательное, сексуальное, агрессивное — значит невероятно умалить, упростить и извратить человеческую сущность, углядеть в ней только негативное, не понимать высшего предназначения человека, смысла его жизни и устремления в вечность.

наверх

117. Вопрос: Что говорят о гипнозе святые отцы?

Вот высказывания на эту тему Оптинских старцев.

«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).

«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).

«Гипноз — злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).

«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, — то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий).

наверх

118. Вопрос: Как влияет гипноз на детей?

Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».

наверх

119. Вопрос: Верно ли, что многие западные психологи увлекались оккультными опытами?

Мировоззрение и нравственность лидеров основных психотерапевтических направлений заслуживает отдельного разговора.

Так, Юнг был страстным поклонником оккультных опытов и практик. Зигмунд Фрейд покончил жизнь самоубийством, попросив доктора Шора дать ему яд. Фредерик Перлз, основатель гештальт-психотерапии в своей автобиографической книге «Внутри и вне помойного ведра» пишет, что гештальт-терапия имеет много сходного с дзен-буддизмом, одним из главных постулатов которого является вседозволенность. Основоположник трансперсональной психотерапии, которая представляет собой откровенный шаманизм, Станислав Гроф, предложил метод усиленного дыхания под ритмическую музыку. Как следствие наступал транс подобный шаманскому. Доктор Милтон Эриксон, разрабатывая приемы так называемого недирективного гипноза, описывает эффективные способы зомбирования. Основопологающим руководством адептов нейролингвистического программирования является книга «Структура магии». Этот перечень можно продолжать и продолжать.

наверх

120. Вопрос: Насколько полезны занятия аутогенной тренировкой, чтобы уметь «сбрасывать» напряжение и быстро засыпать?

С позиции православной духовности занятия аутотренингом не душеполезны. Автор этого метода психотерапии немецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В тридцатых годах нашего столетия доктор Шульц на основе своих впечатлений от пребывания в Индии и знакомства с йогой, синтезировал нечто подобное для европейцев и предложил свой метод для профилактики и лечения большого спектра заболеваний, а также с целью психической саморегуляции душевного состояния. Характеризуя суть аутогенной тренировки следует сказать, что она не способствует сокровенной работе по внутреннему очищению, борьбе с пороками и страстями. Убаюкивающее саморасслабление — скорее уход от действительности, иллюзия благополучия. О смирении и трезвении, как основе душевного мира, не упоминается. Важно помнить, что метод имеет йоговские (читай буддийские) корни.

Все сказанное относилось к первой ступени аутогенной тренировки. А далее, когда человек обучается релаксации, ему предлагается освоить приемы, связанные с искусственным вызыванием каких-то образов или картин. Основа второй ступени — чувственное воображение. Аутотренинг подводит человека к медитации. Святые Отцы предостерегают нас от разного рода чувственности, мечтательности, фантазирований. Таким образом, метод аутогенной тренировки надо отложить за ненадобностью и ввиду опасности повредить своей душе. Метод этот глубоко чужд православному человеку.

наверх

121. Вопрос: В поликлинике мне предложили по поводу нервного истощения и бессонницы пройти курс лечения гипнозом. Хотелось бы узнать мнение Православной Церкви об этом методе психического воздействия.

Гипнозом лечиться не следует. К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные — считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.

Итак, гипноз. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.

Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют. Гипноз, в особенности глубокие его стадии, это насилие над личностью. К примеру, в 3-й стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру»; может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли; обнажить потаенные мысли, чувства, желания.

наверх

122. Вопрос: Приносят ли пользу занятия йогой и медитацией?

Медитация — это средство саморазвития и самосовершенствования, применяемое в восточных мистических практиках. Вот как выглядит использование медитации в йоге. Классическая йога состоит из восьми последовательных ступеней, которые затрагивают практически весь «арсенал» телесных и душевных функций. Медитация активно используется на двух последних ступенях. Седьмая ступень «дхияна» обучает йога способности созерцать один и тот же объект, не отвлекаясь, в течение длительного времени (собственно медитация). А восьмая ступень, именуемая «самадхи» ведет обучившегося медитации йога к «поглощению «я» абсолютным сознанием», которое, по учению йоги, увенчает труды «подвижника» блаженством и подаст «духовное видение», то есть способность ясно различать правду и ложь.