Смекни!
smekni.com

Социальные нормы общества (стр. 2 из 4)

Нельзя сказать, что во всех работах правоведов сформулированы одинаково удачные и полные определения социальной нормы, охватывающие основные признаки всех видов социальных норм. Это понятие главным образом дано применительно к праву, нормам общественных организаций, в известной мере к техническим нормам и частично к нормам морали. К такому выводу можно прийти, анализируя определение, данное О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородским, которые пишут: “Норма есть объективно предопределяемое сознательно-волевое общее правило поведения, устанавливаемое для обеспечения определенной целенаправленности практической деятельности людей в их отношениях с природой и во взаимных отношениях друг с другом” По нашему мнению, это определение не отражает особенности таких социальных норм, как традиции и обычаи, хотя авторы не отрицают обычаи в качестве самостоятельного вида социальных норм.

При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.

При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они. проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения.

Социальная норма-это общее, обязательное правило социально-значимого поведения, установленное соответствующими компетентными органами или сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми. Оно выражает их волю, обусловленную материальным развитием общества, oбecпeчивaeтcя различными средствами реализации, имеет своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений.

В этом определении, по нашему мнению, отражены общие признаки, присущие всем социальным нормам, действующим в обществе.

Дальнейшее развитие общества, раскол его на противоположные классы усложняют весь строй его организации, вызывают необходимость строго регламентировать жизнедеятельность общественного организма с его многообразными связями и отношениями.

Характерную особенность общественных отношений развитого классового общества составляет то, что их функционирование обеспечивается при помощи различных социальных норм, среди которых ведущую роль занимают нормы права, являющиеся необходимым государственным регулятором наиболее важных, с точки зрения господствующего класса или всего народа, общественных отношений.

В обществе, как и во всяком развитом классовом обществе, право является основным, но не единственным средствам нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.

2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества

Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции и обычаи.

В юридической литературе проблема сущности традиций и обычаев, их значения как социальных регуляторов разработана недостаточно глубоко. Причинами этого являются, во-первых, недооценка их роли в общественной жизни, во-вторых, то, что многие авторы высказывались против выделения обычаев в особый вид социальных норм, в-третьих, неизученность пограничной с ними проблемы – общественной психологии, хотя без уяснения общественной психологии “нельзя сделать ни шагу в истории, литературе, .искусстве, философии и прочее...”[3].

В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.

Изучение появившейся по этому вопросу литературы показывает разнообразие взглядов о понятии обычаев, их месте в системе социальных нормой роли в жизни общества. Одни авторы отождествляют понятия “традиция” и “обычай”, другие указывают на недопустимость такого отождествления и выделяют в них отличительные признаки. Одни ученые считают обычаи самостоятельным видом правил, другие - всего лишь формой, проявления различных норм.

Причинами этих разногласий, по нашему мнению является, с одной стороны, отсутствие ясности в самом понятии “традиция” и “обычай”, с другой - различия в критериях, которые берутся за основу отдельными авторами при анализe этих сложных явлений социальной жизни. Вместе с тем в обществе существуют и действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные и другие традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.

При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия “традиция” и “обычай”, выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и таковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в обществе традиции и обычаи; определить их соответствие или несоответствие интересам коммунистического строительства, задачам воспитания нового человека; в) изучить и обобщить отношение государственных органов и общественных организаций к различным традициям и обычаям, формы и методы отбора и утверждения лучших, прогрессивных традиций и обычаев прошлого, воспринятых советским обществом; г) выявить и определить место и роль в жизни общества старых традиции и обычаев, являющихся вредными пережитками прошлого, которые сковывают человека, тяготеют как кошмар мертвых поколений над умами живых[4], отвлекают советских людей от решения задач коммунистического строительства, тормозят дело интернационального воспитания трудящихся; д) изучить и обобщить формы и методы борьбы с традициями и обычаями такого рода; е) проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых традиций и обычаев, пути и формы их утверждения в жизни советского общества; ж) перспективы их развития вместе с другими социалистическими нормами в единые правила коммунистического общежития. В одной работе и усилиями одного автора все эти вопросы с одинаковой полнотой рассмотреть вряд ли удастся, да мы и не ставим перед собой такой задачи в данном случае.

В философской, социологической и юридической литературе пока еще нет единого общепризнанного мнения о месте традиций и обычаев в структуре общественного сознания.

Одни исследователи считают традиции и обычаи формами общественного сознания. “Обычай – это одна из форм общественного сознания и, согласно учению исторического материализма, есть отражение общественного бытия”[5]. Другие возражают против такого отождествления традиций с той или иной формой общественного сознания потому, что традиции имеют место в разносторонних отрасли человеческой деятельности, во всех формах общественного сознания: в политике, праве, философии, морали, науке, искусстве, религии, они также охватывают сферу производства Одни авторы рассматривают традиции и обычаи как категории общественной психологии, ее составные элемента Другие считают, что традиции и обычаи лишь частично входят в общественную психологию и только той стороной, которая захватывает область социальных чувств, привычек и черт социального характера. В целом же традиции и обычаи относятся к духовной культуре общества. Традиции и обычаи вырабатываются во всех формах общественного сознания, вплетаются в живую ткань как идеологической, так и психологической жизни общества, присутствуют во всех формах общественного сознания, каждая из которых непосредственно влияет на формирование и развитие традиций и обычаев. Традиции и обычаи, дополняя основные черты характера социальной группы людей, наций, классов, входя составной частью в психический склад этих общностей, являются частью целого общественного сознания. Как часть в структуре общественного сознания эти категории составляют некое целое и нуждаются как в комплексном, так и в дифференцированном рассмотрении. При уяснении понятия и сущности традиций и обычаев мы исходим из того, что это довольно сложные и многогранные специфические общественные явления, представляющие собой совокупность норм, отражающих экономические, исторические, социальные и иные условия, связи и взаимоотношения людей в их общественной и личной жизни. Сложность эта усугубляется еще и тем, что ни одна из отраслей общественных наук не изучает традиции и обычаи в полном объеме, во всех аспектах.