Смекни!
smekni.com

Социальные нормы общества (стр. 4 из 4)

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу. Некоторые из них весьма разумны: запрещение пить вино жениху и невесте, работникам в дни страды и т.д. Это так называемые добрые традиции, которые следует отличать от псевдотрадиций, например, никак нельзя объяснить благодушное отношение к пьянству. Закрепилась традиция, связавшая уважение к гостю с выпивкой; любую дату личного ли, общественного ли значения отмечают со спиртным. На чисто кабацкую традицию пить крепкое спиртное в неразведенном виде искусственно наложился обычай, характерный для народностей, употребляющих в основном легкие сухие вина, – ритуал многочисленных “обязательных” и “красивых” тостов. Для семьи все это, как правило, и хлопотно, и недешево, и опасно, но – традиция.

Так сложился стереотип поведения, взявший себе в оправдание ссылку на национальные черты русского народа. Но это ложь!

Многовековая история русского быта пронизана неравной борьбой работающего деревенского люда с теми, кто “курил” вино, привозил его и сбывал, спаивая народ. Веками русский мужик считал вино (виноградного вина основная часть населения России не знала, вином назывался хлебный перегон, по нынешним понятиям – пшеничный самогон) бесовским порождением, целовальников и кабатчиков – зверьем без совести, а запойных пьяниц – людьми, достойными осуждения и жалости. С этим пережитком следует бороться как нормативными средствами, так и общественными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. -М.: Юрид. лит., 1990.

2. Бабаев В. К. Теория современного советского права – Н.Новгород: НВШ МВД РФ, 1991.

3. Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 1991.

4. Варисов М. и Карапетян Л. Национальные традиции и пережитки прошлого. Махачкала, 1958.

5. Дюги Л. Общество, личность, государство. – СПб., 1904. Зивс .С.Л. Источники права. – М.: Наука, 1981.

6. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). – Саранск. Изд-во Мордовского ун-та. 1995.

7. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. – М.: Юрид. лит., 1978.

8. Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения. – М.: Юрид. лит., 1974.

9. Лазарев В. В. Теория государства и права. - М.: Академия МВД РФ, 1992.

10. Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Саратов: Изд-во С ГУ, 1987.

11. Недбайло П. Е. Советские социалистические правовые нормы.. Изд-во Львовского ун-та. 1959.

12. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. – СПб.: Т. 1. 1907; Т. 2. 1908.

13. Плеханов Г. В. Избр. философ, произведения, т. II. М Госполитиздат, 1956, стр. 248.

14. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. – Саратов. Изд-во СГУ, 1979.

15. Самощенко И. С. Охрана режима законности Советским государством. М., Юриздат, 1960, стр. 12.

16. Сорос Д. Советская система: к открытому обществу. – М.: Политиздат, 1991.

17. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М.Н.Марченко. -М., 1996.


[1] П. Е. Недбайло. Советские социалистические правовые нормы.. Изд-во Львовского ун-та. 1959, с. 5.

[2] И. С. Самощенко. Охрана режима законности Советским государством. М., Юриздат, 1960, стр. 12.

[3] Г. В. Плеханов. Избр. философ, произведения, т. II. М Госполитиздат, 1956, стр. 248.

[4] См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 8, стр. 119.

[5] М. Варисов и Л. Карапетян. Национальные традиции и пережитки прошлого. Махачкала, 1958, стр. 26.

[6] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 278.