Смекни!
smekni.com

Социальные нормы общества (стр. 3 из 4)

Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.

Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции и обычая выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций и обычаев. Обряд посвящения в сан советского рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.

Здесь следует особо подчеркнуть необходимость развивать обрядность трудовых традиций общества потому, что в нашей литературе последним, по сравнению с бытовыми, внимания уделяется явно недостаточно. Популярная литература, периодическая печать, особенно молодежная, много отводят места новой свадебной обрядности, но при этом мало помещают материалов, отражающих обрядовое оформление социалистических трудовых традиций, раскрывающих их идейное содержание. На содержание этих традиций влияют такие требования и принципы морального кодекса строителя коммунизма, как добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, нетерпимость к тунеядству, нечестности, стяжательству.

Особенно яркая художественная обрядность присуща обычаям и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.

3. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев

При исследовании проблемы исторических судеб и перспектив развития права, традиций и обычаев приходится отмечать, что в советской юридической, социологической, философской литературе до последнего времени почти не проводилось экономическое обоснование перерастания права и других социальных норм в правила коммунистического общежития, не учитывались перспективы развития того или иного вида социальных норм в связи с изменениями в экономике социалистического общества. Тем самым в какой-то степени недооценивалось одно из коренных материалистических положений, заключающееся в том, что конечные причины всех процессов общественного развития надо искать “в экономике соответствующей эпохи”[6].

Экономические связи людей, отношения собственности определяют в конечном счете изменения, происходящие в государственно-правовой надстройке, во взглядах людей и учреждениях данной эпохи.

Прогрессивные традиции и обычаи прошлого, воспринятые советским обществом и развитые дальше, а также сложившиеся новые традиции и обычаи, ставшие общепризнанными нормами поведения основательно отражают наиболее устойчивые связи и отношения общества.

Применительно к праву, как системе норм, регулирующих общественные отношения, можно выделить и проследить такие, в частности, основные пути и направления его развития.

Прежде всего следует учесть изменения в характере правотворчества. В его процессе происходят изменения в способах формирования правовых норм, связанные с расширением демократизма этого процесса, вовлечением широких народных масс и их организаций в правотворчество, которое по своему социальному содержанию все больше превращается в общенародное правотворчество. При этом происходят тесное взаимодействие представительной и непосредственной демократии, государственных органов и общественных организаций, последнее отражается на росте совместных актов, принимаемых государственными органами и общественными организациями.

Демократизация правотворческого процесса и правового регулирования развивающихся социалистических общественных отношений находит свое отражение также и в том, что советское общество и государство все больше учитывают и используют формы опосредствования социальных связей и. отношений, основанные на инициативе их участников. Широкое развитие и применение получают моральные стимулы. В интенсивный оборот нормативного регулирования поведения. людей и формирования их сознания вовлекаются социалистические традиции, обычаи и другие неправовые нормы, происходит смещение, а иногда и замена одного вида ответственности другим, например, уголовноправовой ответственности - административной или общественной.

Следует также иметь в виду изменения, происходящие в. самих правовых нормах и приводящие к постепенной утрате последними свойств и признаков юридического характера, постепенного сближения их по своему содержанию и мотивам соблюдения с неправовыми нормами. В процессе этих преобразований субъективные права и обязанности органически объединяются в единые правила поведения людей, субъективное право по своему содержанию, мотивам осуществления, отношению к ним участников общественных связей все теснее переплетается с моральной обязанностью.

По своему содержанию и методам осуществления правовое регулирование все сильнее переплетается с неправовым общественным регулированием.

Правовые нормы, общества неуклонно совершенствуются, постепенно утрачивают присущие им юридические признаки.

Этот сложный диалектический процесс не исчерпывается только изменениями содержания нормативного регулирования общественных отношений. Его нельзя также сводить лишь к отпадению санкций у правовых норм, как считает О. Э. Лейст, утверждающий, что нормы права, перерастая в правила общежития, “постепенно теряют свой специфически-юридический характер, выраженный в санкциях”.

Как уже говорилось, специфически-юридический характер правовых норм выражается не только в их санкциях, но и в иных признаках, отличающих нормы права от других видов социальных норм. Поэтому и процесс перерастания права вместе с другими правилами социалистического общежития в нормы коммунистического общества затрагивает все эти признаки, а не только те из них, которые выражены в санкциях.

Сближение и взаимопроникновение права и морали, морали и традиций, традиций и норм общественных организаций, традиций и обычаев и т. д. имеет место и при нормотворчестве и при реализации норм во всех сферах жизни советското общества. Поэтому вряд ли можно согласиться с тем, что процесс сближения социальных норм касается лишь правовых и неправовых нормой будто бы “нет каких-либо фактов, свидетельствующих о сближении между собой отдельных разновидностей неправовых социальных норм”. Такое утверждение, по нашему мнению, можно объяснить только тем, что в советской юридической литературе при рассмотрении процесса становления правил коммунистического общежития главное внимание до последнего времени уделялось. лишь правовым и моральным нормам, а вопросы взаимосвязи и взаимодействия других видов социальных норм, таких, например, как традиции, обычаи, нормы общественных организаций, эстетические нормы и тенденции их перерастания в правила общества, почти не исследовались. Вся сложная и многогранная проблема перерастания норм социалистического типа в правила поведения сводилось по существу к рассмотрению перспектив лишь двух видов норм - правовых и моральных, тем самым обеднялась.

Обычаи и традиции как правила поведения известны людям с глубочайшей древности. Они возникали на заре человеческого общества, сопутствуют всем этапам его развития и развиваются вместе с ним.

Заключение

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи – это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.