Смекни!
smekni.com

Сроки в гражданском праве (стр. 13 из 18)

Первый - это вопрос о моменте начала действия сделки, вступления ее в силу. Другими словами это тот момент, когда она возникает как юридический факт. Соответственно, не ранее этого момента можно говорить о юридических последствиях сделки (возникновение договорных обязательств, появление полномочий представителя, переход прав и др.). То, когда сделка считается совершенной и начинает действовать, регламентируется, в первую очередь, положениями Гражданского кодекса РФ о порядке заключении договоров (гл.27, гл.28), которые в целом распространяются и на односторонние сделки. Для большинства сделок всегда можно определить точно.

Здесь следует исходить из того, что, по общему правилу, сделка начинает действовать в момент ее совершения.

Применительно к доверенности сказанное означает, что полномочия представителя возникают сразу в момент выдачи доверенности. С этим не следует смешивать то, что представляемый вправе в доверенности отсрочить момент возникновения полномочий представителя (скажем, предусмотреть, что полномочия возникают через год после дня выдачи доверенности и далее действуют в течение полугода). Важно учесть, что оба этих варианта - как немедленное наделение полномочиями, так и отсрочка их возникновения - находятся во власти представляемого, и отражают фундаментальный для гражданского права принцип автономии воли (ст.1 и ст.2 Гражданского кодекса РФ);

Договорные обязательства возникают, чаще всего, так же - в сам момент заключения договора.

Второй аспект - это вопрос о сроках (продолжительности), относящихся к правовым последствиям сделки, к ним, в частности, относятся сроки исполнения договорных обязательств. Которые подчиняются общим правилам об исчислении сроков исполнения обязательств, сформулированным в гл.22 "Исполнение обязательств" ГК РФ (ст.314 ГК РФ).

При этом важно подчеркнуть, что гражданско-правовая регламентация таких сроков автономна от регламентации момента вступления сделки в силу. Подобная автономность регулирования проявляется, в частности, в том, что в качестве начальной точкой отсчета данных сроков избран другой момент времени, нежели точные час и минута, когда сделка была совершена и стала действовать. Конечная точка этих сроков зависит от точки отсчета, а она, как это было показано выше, в ст. 191 Гражданского кодекса РФ юридически смещена вперед по сравнению с точным физическим временем совершения сделки. О причинах такого подхода законодателя было сказано выше.

Исходя из всего сказанного выше, следует сказать, что полномочия представителя существуют указанное в доверенности количество дней (месяцев, лет), а также, в дополнении к этому, еще несколько часов или минут, поскольку полномочия возникают еще до "стартовой отметки" для сроков, исчисляемых днями (а именно - до 00 ч.00 мин.01 сек. следующего дня);

В отношении же срока исполнения договорного обязательства можно отметить, что ст. 191 Гражданского кодекса РФ предоставляет должнику определенную льготу: срок для исполнения обязательства (ст.314 Гражданского кодекса РФ) также начинает течь не точно в сам момент совершения сделки, а несколько позже, начиная с 00 ч.00 мин.01 сек. следующего дня. Другими словами, у должника физически есть еще некоторый запас по времени. Впрочем, это никак не мешает должнику исполнить обязательство немедленно после совершения сделки (если условия договора тому не препятствуют), поскольку обязательства уже возникли в момент заключения договора.

Итак, изложив все эти соображения, вернемся к ответу на практический вопрос о начале действия доверенности для участия в общем собрании акционеров.

Закон требует для нее квалифицированной письменной формы (абз.3 п.1 ст.57 ФЗ об АО), поэтому полномочия представителя возникают сразу (мгновенно) после придания такой доверенности необходимой формы (п.4 и п.5 ст.185 Гражданского кодекса) [118] и ее вручения представителю акционера.

Иной момент возникновения полномочий (на следующий день или др.) у представителя акционера может быть предусмотрен лишь в самой доверенности.

Таким образом, в момент выдачи доверенность вступает в силу, и все третьи лица обязаны воспринимать действия представителя как действия самого представляемого (в том объеме, который предусмотрен доверенностью).

Поэтому счетная комиссия обязана допустить и зарегистрировать для участия в общем собрании акционеров того представителя акционера (ст.57 ФЗ АО), который удостоверение своих полномочий предъявит доверенность, выданную ему непосредственно в сам день проведения собрания[119]

Мы остановились на некоторых примерах из практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов для лучшего понимания сущности сроков и важности правильного их определения. Очевидно, что для судов их исчисление не всегда оказывается простым вопросом. Довольно много ошибок с определением, был ли перерыв срока.

В судебной практике возникают также проблемы с определением того, имел ли место перерыв срока. Приведем интересный пример прерывания течения исковой давности признанием гражданским истцом по уголовному делу из практики областного суда.

Истец обратился в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию. Решением районного суда в удовлетворении исковых требований было отказано по основанию пропуска годичного срока, предусмотренного ТК РФ. Суд указал, что причинение ущерба произошло в декабре 2001 г., а иск подан в июне 2003 г.

Судебная коллегия областного суда отменила решение суда первой инстанции с направлением дела на новое рассмотрение, указав следующее.

Согласно ст. 203 ГК РФ, течение исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке. Из материалов дела следует, что истец в установленные законом сроки и в установленном порядке принял меры к защите своих имущественных прав, обратившись с заявлением о возбуждении уголовного дела. Удовлетворение гражданского иска в рамках уголовного дела лишило бы истца возможности обратиться в суд с аналогичными требованиями по нормам гражданского процессуального законодательства. Однако, принимая во внимание, что уголовное дело производством не завершено (6 декабря 2002 г. приостановлено производство по делу) и гражданский иск приговором суда не разрешен, истец вправе был избрать другой способ защиты своих имущественных прав - обратиться в суд с иском о возмещении материального ущерба в порядке гражданского судопроизводства. С момента признания заявителя гражданским истцом по уголовному делу 15 мая 2002 г. течение исковой давности было прервано. При таких обстоятельствах кассационная инстанция установила, что выводы суда о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, являются неправильными[120].

В арбитражной практике имело место неправильное определение перерыва срока исковой давности. Суды неправомерно взыскали задолженность за период, по которому исковая давность истекла.

Выводы о перерыве течения исковой давности в связи с совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, сделаны судами на основании неправильного толкования и применения ст. 203 ГК РФ[121].

Итак, применение сроков в гражданском праве является способом использования времени в процессе правового регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.

Определяя начало срока, необходимо опираться на принцип сочетания объективного (исчисление срока с момента нарушения прав) и субъективного (исчисление срока с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права или законного интереса) критериев. Действующее гражданское законодательство устанавливает общее правило определения начала течения срока: если он определен периодом времени, то течение начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Порядок установления окончания срока, определяемого периодом времени, определен ст. 192 Гражданского кодекса РФ. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года; исчисляемый месяцами - в соответствующее число последнего месяца и т.п.

Порядок совершения действий в последний день срока предусмотрен ст. 194 Гражданского кодекса РФ. Так, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Истечение (наступление) срока является разновидностью юридических фактов - относительным юридическим событием.

Заключение

Итак, срок - это определенный момент или период времени. Это юридический факт или один из элементов юридического состава, с наступлением или истечением которого связывается возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В системе юридических фактов срок относится к событиям, поскольку наступление или истечение определенного момента или периода времени, с которым закон связывает те или иные последствия, не зависит от воли и сознания участников правоотношения.

Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или исчислением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Сроки в гражданском праве имеют огромное значение. Они упорядочивают гражданский оборот, создают устойчивость и определенность правовых связей, обеспечивают своевременную защиту прав участников гражданских правоотношений.

Понятие “срок" имеет двойной смысл: или определенный период или определенный момент времени и используется в обоих значениях. Проблема времени играет большую роль не только в узко-хозяйственной деятельности, но и в экономике государства в целом. Производство и оценка любых действий нереальна без соблюдения сроков. Существование прав и обязанностей во времени - главное средство юридического воздействия на участников гражданских правоотношений.