Смекни!
smekni.com

Аттикa (стр. 1 из 4)

Аттикa

План

Введение 3

1. Архонты и ареопаг 5

2. Реформы Солона 5

3. Тирания Писистрата 7

4. Реформы Клисфена 8

5. Афинское государство в V—IV вв. до н.э. 9

6. Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э. 11

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Введение

Территорию Аттики (об­ласть Греции, где впоследствии возникло Афинское госу­дарство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собра­ние, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с на­следственным семейным владением, к развитию имуще­ственной дифференциации и постепенному выделению ро­довой верхушки и обнищанию массы свободных общинни­ков, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприят­ствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали во­еннопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация раб­ского труда еще не стала основой общественного произ­водства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наибо­лее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего круп­ные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабли­ваться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и изби­раются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демок­ратией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной орга­низации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важ­ную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособле­ния ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, уси­лившееся с переходом к производящей экономике, разви­тие обмена и связанная с ним интенсификация межпле­менных контактов и, как следствие, ослабление кровно­родственных связей и ассимиляция родов и племен, необ­ходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали пред­посылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем леген­дарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы — ре­зультат постепенных изменений, происходивших в тече­ние ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, на­селявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший де­лами всех четырех племен. По старой родоплеменной орга­низации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных раз­личий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регули­рования развивающихся социальных отношений. Ранее до­статочно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и меж­племенные распри. Но уже возникали новые острые кон­фликты в связи с усиливающейся имущественной диффе­ренциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо Проявившиеся в углубляющихся противоречиях между сво­бодными афинянами и различными группами неполноправ­но и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механиз­мов власти. Возникла необходимость в политической (госу­дарственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примире­ния, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социально­го, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов •— ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло ис­ключительное право на занятие общественных должнос­тей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, посте­пенно отстранялись от непосредственного активного уп­равления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая каба­ла, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.10

Архонты и ареопаг

Эвпатриды, опираясь на свое бо­гатство и исключительное право на занятие обществен­ных должностей, постепенно ограничивают власть базилев-са, связанную с традициями родовой демократии. Его фун­кции переходят к новым, выборным из эвпатридов должно­стным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла воен­ные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судеб­ную власть. В состав ареопага входили все бывшие и дей­ствующие архонты, т. е. опять-таки представители эвпат­ридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выде­лившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму /нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой про­цесс, характерный для возникновения государства, — тер­риториальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Реформы Солона

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товар­но-денежных отношений привело к дальнейшему социаль­ному расслоению свободного населения. В среде эвпатри­дов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, не­которая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превра­щается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхуш­ки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится поло­жение средних и мелких землевладельцев и ремесленни­ков. В результате в среде свободных возникает целый ком­плекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремя­щимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кри­сталлизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым бога­чами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех сво­бодных в единый господствующий класс требовались глубо­кие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользо­вался доверием среди широких слоев населения. Главной Целью реформ Солона было примирение интересов различ-йых враждующих группировок свободных. Поэтому они но­сили компромиссный, половинчатый характер.1

Реформы Солона явились важным этапом в образова­нии государства в Афинах, и их результаты можно срав­нить с политической революцией. Прежде всего Солон про­вел сисахфию — долговую реформу, которая означала пря­мое вмешательство в отношения собственности. Задолжен­ность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важ­ного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владе­ния. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бед­ноты.5

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения при­вилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т. д. Каждый раз­ряд имел определенные политические права: обществен­ные должности могли занимать только граждане- первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедня­ки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собра­ние стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.