Смекни!
smekni.com

История развития Феминизма в России (стр. 2 из 6)

рефорлуа 1861 Г. И РАСКЛАД ПАТРИАРХАТНОГО УКЛАДА.

Экономический кризис привел к тому, что правительство вынуждено было пойти на реформы. Медленно и мучительно шло реформирование - освобождение крестьян, освоение новых форм экономических отношений, развитие промышленности, земского и городского самоуправления, судебной, образовательной реформ.

Поражением в Крымской войне царский режим

продемонстрировал свою неспособность решать военные, экономические и политические проблемы страны.

В стране накопилось техническое, социальное, кадровое отставание. Начался кризис дворянского государства, приведший его к краху.

Кризис поразил все стороны российской жизни. В экономике он назревал давно. Существующее крепостное право сдерживало развитие промышленности, сельского хозяйства. Кризисные явления проявлялись в низкой производительности труда подневольных крестьян; развитие товарно-денежных отношений подрывало барщинное хозяйство.

К сер. XIX в более 12% дворян-помещиков продали свои имения, в 1859 г. были заложены имения с 7 млн. крепостных, т.е. 2/3 крепостного населения.

Процессы разорения крестьянства и дворянства шли одновременно. Следствиями распада старого экономического уклада был выход на общественную арену новой внесословной социальной группы - "разночинцев", становление и утверждение новых классов - буржуазии и пролетариата.

Для женщин-дворянок это означало сокращение числа женихов, отвечающих прежним представлениям об идеальном

Письмо Боткина от 20.03.184. Цит. по Пылину А.Н. Жизнь и переписка В.Г.Белинского. СПб, 1876,с.143.

Письмо Белинского от 04.04.1841 г. Там же, с. 149. 5 Цебрикова М.И. - Вестник Европы, 1881, № 6.

женихе, привело к сокращению возможности осуществить традиционный женский жизненный путь: раннее замужество, жизнь в сфере семьи, выполнение обязанностей жены-матери-хозяйки. т.е. тех функций и ролей, к которым ее готовили. Разорение дворянских гнезд вело к высвобождению разного рода женщин -бедных родственниц, просто "девушек из хороших семей", живших в них на правах компаньонок, экономок, приживалок. Все они оказались вне рамок традиционной женской жизни своей среды..

В этот исторический период происходит распад

патриархального уклада жизни, сопровождавшийся ростом недовольства и критического отношения к традиционным ценностям, идеалам, нормам поведения, поиску и утверждению новых отношений.

Шел процесс выработки новой ценностно-нормативной базы, моделей поведения. Определялось новое видение мира, претензии на влияние. Пересматривались нормы и для мужчин и для женщин.

Нововведения для мужчин вызывали раздражение у либерально-консервативной части населения, что же до изменения норм поведения для женщин, изменение их социального статуса, социальных ролей и т.д. - все это вызывало бурный протест.

Для первой четверти XIX в. "новым" человеком, готовым к реформаторству, социальным изменениям был дворянский революционер, декабрист.

Кризис 1859-1861 гг. подвел черту под революционностью дворянства как класса.

Для середины XIX в. агентом социальных перемен стал разночинец-демократ. Человек более демократического происхождения, вступивший в мир в менее благоприятных условиях, чем дворянин, имевший другой социальный опыт, вышедший зачастую из "низов" и хорошо знавший народную жизнь. Отличительными чертами разночинцев были: наличие образования, избавление от родительской опеки, ига патриархальной семьи (разрыв-уход-побег из дома), занятие полезной общественной деятельностью (работа в школах, больницах, в науке, литературе... ).

Мироощущение, умонастроение разночинцев отличались критическим отношением ко всем сторонам российской действительности, отрицанием практически всех принятых ценностей, норм дореформенной России. Непримиримость к социальной несправедливости, политическому и духовному гнету, представления о долге перед народом, стремление служить ему, ожидание перемен - характерные для этой среды умонастроения.

"Новые" люди концентрировались в обеих столицах, обновляя и развивая идеи 30-40-х годов, разрушая старые общественные установки, утверждая новые, задавая тон.

Эти умонастроения вылились в общественное движение, резко и непримиримо

отрицавшее господствующую идеологию, мораль, нормы поведения, получившее название "нигилизм". Вербовка сторонников нигилизма шла по принципу неприятия существующей действительности. "Нигилизм у всех на языке", - писал в 1863 г. в

"Современнике" М.А.Антонович, - "все о нем толкуют, как о предмете, известном и определенном, хотя никому не приходит в

голову объяснить смысл этого слова и характер тех явлений, которые хотят им обозначить"^.

Нигилисты отвергали идеалистическую философию, религию, деспотизм во всех его проявлениях, либеральное обличительство... Требовали свободу личности, равноправия женщины, проповедовали "разумный эгоизм", утилитаризм, придавали большое значение естественным наукам и опытному знанию.

Это бьшо первое общественно-политическое движение востребовавшее женщин и имевшее их в своих рядах. Представление о нигилистках мы можем составить по

мемуарной и художественной литературе. Образ их очерчен и в той и в другой литературе карикатурно: стриженные волосы, круглые синие очки, бесформенная небрежная одежда, зачастую мужского кроя, папироса в руках, заученные, неестественные речи.

Основной характеристикой нигилисток, судя по литературе, являлась безнравственность, проявляющаяся:

1. В отрицании церковного брака, (гражданские браки).

2. В посещении, в силу каких-то низменных и тайных побуждений, лекций по естественным наукам и чтении соответствующей литературы.

3. В критике своих родителей, разрыве с семьей (т.е. в пренебрежении своими традиционными ролями, обязанностями жен, дочерей).

4. В подражании мужской манере поведения, в ношении одежды с элементами мужского костюма. Женский нигилизм, как и мужской, проявлялся в

антиповедении, в эпатаже общества. Но, возможно, нигилистки в большей степени акцентировали внимание на своей внешности, выражая через антиженственный, антиэстетический вид свой радикализм. Их внешний вид, манера поведения демонстрировали всем их протест против науки "нравиться", их отказ от традиционной женской роли.

Поскольку нигилистки разделяли идею равенства мужчин и женщин, то заимствованием предметов мужского гардероба (красная косоворотка из-под плисовой поддевки, мужская шляпа), делался акцент на этой версии жизни, тем самым нарушалось традиционное восприятие женщины как эстетического объекта, как носителя определенных социальных функций. Их одежда, скорее, была бесполой. Реакция общества на нигилисток была однозначно

отрицательной. Помимо выражения своих убеждений через внешний вид, это была также и демонстрация пренебрежения общественным мнением.

Дочери обедневших дворян, чиновников, мещан одевались подобным образом и мысли о женской хрупкости, покорности, инфантилизме, несостоятельности отступали. Идеал женской красоты: тонкая талия, субтильность, нежные руки, бледный цвет лица, отражавший предпочтительные социальные женские роли - девушки на выданье (невесты), светской дамы (жены), подвергался пересмотру.

Такие составляющие женского костюма XIX в., которые препятствовали какой-либо деятельности - кринолин, корсет, тонкие, легко рвущиеся ткани, а также длинные волосы,

Современник", 1863, янв-февр., с.95.

требующие особого ухода - безжалостно искоренялись .Новое самосознание, самоощущение женщины, претензия на новые социальные роли в общественной жизни кодировались через новый образ. "Новые" женщины 60-х, не впадая в крайность

нигилисток также пересмотрели нормы красоты и изменили свой внешний облик. Они отказались от кринолинов, дорогих тканей, платье стало проще, практичнее, дешевле. На какое-то время это стало модным. В Одессе появилось даже "Общество ситцевых платьев".

На несколько десятилетий образованные женщины, с претензией на "другую" жизнь, или как тогда говорили ^женщины с тенденциями^, оделись в своеобразную униформу: черное шерстяное платье (в противовес светлому шелку аристократок) без всяких украшений, иногда с белым воротничком и манжетами. Зачастую, как нигилистки, стригли волосы. В таком внешнем облике нашло отражение и

материального положения и жизненные установки "новых" женщин

- стыдно тратить деньги на женские прихоти, гг. Их решимость, выраженная как в их внешнем виде, так и в их деятельности - в частности, участие в Слепцовской коммуне на Знаменской улице (1863 г.), в которой проживали совместно и мужчины и женщины, их просветительская, литературная деятельность, а иногда и ничегонеделанье - перепугали насмерть российскую интеллигенцию, вызвали к жизни особую "антинигилистическую" литературу.

Это романы Н.С.Лескова "На ножах" (1870-1871), "Некуда" (1864), Клюшникова В.П."Марево" (1869); Вс.В.Крестовского "Папургово стадо" (1869) - обличали нигилизм, новую идеологию, ее носителей. Особенно в невыгодном свете решены образы женщин, ищущих свой путь в жизни. Осуждался ими выбранный путь - участие в "общем деле".

Одновременно предпринималась попытка идеализации традиционного женского образа. Но она проходила с трудом. Положительные героини выходили весьма условными и схематичными на фоне с блеском описанных барышень и барынь, мучающихся скукой и впадающих в грех общественной активности.

Вопросы любви, семьи, брака, будущего русской женщины были настолько актуальны, что мимо них не мог пройти ни один литератор. Писатели вглядывались в окружающую действительность, фиксировали новые явления, пытались их понять, дать оценку, зачастую противоречили себе, меняли свои взгляды... Они исследовали женскую жизнь различных классов, социальных слоев, социальных групп. Купечество -А.Н.Островский "Гроза" (1852) и др. произведения; крестьянство - А.Д.Писемский "Горькая судьбина" (1859), А.Н.Некрасов "Саша" (1855). Мещанская, чиновничья среда исследовалась Н.Помяловским "Молотов" (1861), "Мещанское