Смекни!
smekni.com

История развития Феминизма в России (стр. 5 из 6)

Отличительной чертой становления женского движения в России был тот факт, что его становление проходило при деятельном участии мужчин. Женская молодежь, воспринявшая новые идеи, была

вынуждена задуматься об не только о цели женской жизни, но и об экономической стороне ее.

Все эти женщины стремились в Санкт-Петербург - город европейской ориентации, снискавший в начале 60-х гг. славу города, где можно обустроить свою жизнь по-новому.

особенности ^к^н^крго ДЩ1ЖРЩЯ СЕРЕДИНЫ XIX в.

1857- первая половина 1858 - начальный этап либерального движения, в рамках которого зародилось женское движение. Формулируются идеи - на первом этапе усваиваются идеи политического либерализма, возникают центры движения -Петербург, Москва. Формируются либеральные кружки, в которых принимают участие женщины, а затем собственно женские - "Общество доставления дешевых квартир жителям СПб^ (1858 -) в духе либеральной идеологии достойного существования всех социальных слоев, поддержки их инициатив. Разочарование - не удалось сделать "всех участвующих равноправными^ партнерами. Поиск новой социальной Среды. Первая волна женского движения - рубеж 50-60-х гг.

Цели 1-го этапа - достижение права на образование, на труд. Создание структур, через которые можно было осуществить эти идеи - ВЖК, Женский медицинский институт. Женская Издательская артель, женские усвоенные обществом, вроде той, что необразованная зависимая женщина не в состоянии воспитать достойных граждан. Можно сказать, что все легальные средства признавались годными в достижении цели.

В результате женское движение стало реальностью в общественной жизни страны. Институализировалось как особая разновидность благотворительной деятельности женщин в интересах женщин всех сословий и состояний, характеризовалась эмансипационной идеологией.

В конце 19 в. в СПб помимо вышеназванных существовали женские организации: Первый дамский художественный кружок, Общество взаимной помощи женщин-врачей, Общество поощрения женского профессионального образования, Общество попечения о молодых девушках в СПб, Общество охранения здоровья женщин, Женская артель бухгалтерш и кассирш в СПб.

Часть организаций имела благотворительный характер, часть - объединяла женщин по профессиональному признаку с целью орагнизации взаимной поддержки в освоении новых сфер деятельности. Женские орагнизации также активно создавались в других крупных городах и в провинци. Возник женский клуб в Саратове, который просуществовал не долго - Министерство Внутренних Дел не утвердило устав клуба. Правительство относилось с подозрением к различным женским инициативам, не разрешало деятельность не традиционного, не благотворительного толка. Активистки саратовского клуба преобразовали свою инициативу в женский Комитет при Обществе пособия беднейшим, под председательством А.А.Кальманович, в будущем известной феминистки, члена ЦК Союза Равноправности Женщин.

Собственной отдельной идеологии не было, использовались либеральная идеология. Число организаций, поддерживающих эмансипационные

настроения женщин всех сословий, увеличивалось. Цель их была одна - поддержка, направления и формы деятельности разные.

Можно с уверенностью констатировать тот факт, что женское движение в России на начальном этапе характеризовалось эмансипационными настроениями, идеологией, целями: за образование равное мужскому, за право на труд в общественном производстве, за право участия в общественной жизни (избирательные права женщин не имелись в виду), за равенство в браке. Оно получило признание в обществе, право на

существование, институализировалось. Активисток движения этого периода называли "деятельницами по благотворению и просвещению^. Не смотря на очевидные успехи в деле эмансипации: многие проблемы женщин в принципе стали решаемыми (в вопросах образования, трудоустройства, семейно-брачных отношениях), но до приобретения ими равных прав и возможностей (эта идея обсуждалась), до качественно иного положения в структуре общества было еще далеко. Появившиеся в 60-х гг. "новые^ женщины,

"шестидесятницы": писательницы, издательницы, журналистки, переводчицы, врачи, общественные деятельницы были результатом эмансипационного процесса, эмансипационной идеологии. Следуя идеям времени, они осуществляли свое право на труд. Даже не имея острой необходимости в заработке, эти женщины

переплетные мастерские. Исключительно частная инициатива, лоббирование через "каналы^ своего сословия.

Женское движение 19 в. определялось главной идеей -ценностью женской личности для общественного прогресса, главной целью имело - расширение гражданских прав и свобод женщин в экономической, культурной, общественной сферах жизни общества. Для достижения этих целей был выбран путь -получение женщинами качественного образования, для внедрения в новые сферы деятельности, усвоение новых социальных ролей и через то повышение своего социального статуса в обществе. Тактика вырабатывалась специально для каждого объекта воздействия, в каждом конкретном случае использовались аргументы доступные пониманию и входящие в сферу интересов объекта. Так, для Военного министерства использовались одни доводы, для Министерства Народного Просвещения - другие.. . Активно использовались личные связи; мотивы, идеи уже тем не менее появились в конторах, магазинах, швейных артелях, переплетных мастерских, ломая устоявшиеся представления о приличном дамском поведении, подрывая патриархальные устои и традиции российского общества. (Энгельгартд)

К концу 19 в., когда передовая общественность вслух заговорила о Конституции и всеобщем избирательном праве, стало очевидным, что понятие всеобщности на женщин не распостраняется. Даже самые прогрессивные общественные деятели считали политические права женщин чем-то немыслимым. Равные права женщин в представлении российской общественности означали: право на высшее образование, самостоятельный заработок, но не более.

активистки ^^Н^КРГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИХ^ЩЯ.

Лидерами женского движения на начальном этапе были: Н.В.Стасова 1822 г. р., дворянка, домашнее образование. А.П.Философова 1837 г.р., потомственная дворянка, домашнее образование.

М.В.Трубникова 1835 г. р., хорошее домашнее образование. кн. А.А.Оболенская (1817 г. гимназия приближенная по программе к мужской.).

Общественный подъем в среде интеллигентской молодежи вылился в «...устройство кружков для взаимной помощи... в складчинах для устройства библиотек, частных школ, курсов, чтений... в распространении образования и в низших классах... в устройстве всякого рода ремесленных заведений на общие средства... на началах ассоциации»^.

Коллективный энтузиазм эпохи не обошел женщин. Первые русские феминистки принадлежали к привилегированному классу -дворянству. Идеи равенства, братства, уважение к человеческой личности как таковой были естественными для той среды из которой они вышли. Начали они с благотворительности и прошли путь до

общественной деятельности. К моменту их встречи в 1859 г. за спиной каждой из них был собственный жизненный опыт, который привел к мысли о необходимости какой-либо полезной деятельности.

Женщина, вокруг которой произошло это объединение -Трубникова Мария Васильевна.

Трубникова Мария Васильевна. (1835-1897)

Дочь декабриста Ивашева В. И француженки Камилы Ледантю, Родилась в Сибири, в Петровском заводе. Родители ее рано умерли и сиротство отложило на ней свой отпечаток - она была впечатлительной и отзывчивой натурой. В доме тетки, кн. Хованской она получила хорошее

домашнее образование, обучаясь вместе с сыновьями Хованской. Знала европейские языки, читала литературу исторического,

^ Стасов Д.В. Каракозовский процесс. Воспоминания. - Былое, 1906, М 4, С.277-278.

философского содержания. Воспитывалась в уважении к подвигу декабристов, на идее служения народу. В 1854 г. вышла по любви замуж за Константина

Трубникова. В 1855 г. переселяется в СПб и ведет широкий образ жизни, на полученное ею значительное состояние. Продолжает заниматься самообразованием, содержит либеральный салон. Вокруг Трубниковой собираются кружки бывших лицеистов - два брата Серно-Соловьевича, Алейников, Ламанский, Рихтер, Шамшин, Унковского. Посещают ее салон профессора Петербургского Университета (в частности Кавелин), молодые женщины-дворянки. Либеральный салон испытывает влияние более радикальных кругов, т.к. члены кружка М.В.Трубниковой были близки к Чернышевскому. Так Н.А.Серно-Соловьевич находился в непосредственном контакте с Чернышевским и даже был арестован с ним в один день 7 июля 1862 года^. А.А.Рихтер по свидетельству Л.Ф.Пантелеева был связан с «Землей и волей» и был почитателем «Великорусса»^. В литературе имеются данные о том, что будущий сенатор Шамшин был причастен к «Земле и воле», роль Унковского в общественном движении в середине XIX века известна^. Трубникова состояла в переписке с Э.Д^Эрикур,

Дж.С.Миллем, интересовалась вопросами женского воспитания и т.д. Муж М.В.Трубниковой - Константин Трубников увлекся новыми перспективами капиталистической деятельности. С конца 50-х годов в России наблюдалась акционерная лихорадка и он издавал «Журнал для акционеров», что также привлекало в их дом людей демократических и реформистки настроенных. Например, частным гостем в доме был Д.В.Стасов, сотрудник журнала, юрист, преподаватель Университета, который сам создает в 1858 году один из первых частных кружков для проработки будущей реформы суда. В 1859 году Стасов совместно с А.Рубинштейном

создает Русское Музыкальное общество, вокруг него складывается группа передовой молодежи.

Трубникова и Стасов имели общие взгляды, интересы. Его влияние на Трубникову было несомненным. Следуя традиции, М.В. доверила мужу право на

распоряжение своим капиталом, который он благополучно потерял в биржевых операциях. В литературе встречается упоминание, что М.В. не была счастлива в браке. Неудачное замужество, разорение семьи привели к разрыву. Трубникова оставляет мужа и одна, без средств к существованию растит 4-х дочерей, зарабатывая на жизнь переводами, литературной работой.