Смекни!
smekni.com

История развития Феминизма в России (стр. 4 из 6)

12 Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988, с. 70-71.

Начальный этап либерального движения, в рамках которого зародилось женское движение, пришелся на 1857 - 1 половину 1858 г. В это время формулируются идеи движения, выделяются его центры, создаются различные кружки - в 50-х гг. XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге образовалось много кружков единомышленников, в которых приняли участие женщины, создавшие затем и свои кружки.

Из демократических рядов исходили идеи, что женщина должна активно участвовать в жизни общества, что нельзя ограничивать ее сферой узкосемейных интересов. Рупором этих идей был журнал ^Современник^ - печатный орган революционно-демократических сил, один из наиболее популярных и читаемых журналов той поры. Именно на его страницах и началась дискуссия по женскому вопросу. Лагерь либералов продолжал эксплуатировать тему

общественного значения женщины как воспитательницы молодого поколения ". По сути женщину ориентировали на выполнение все тех же традиционных ролей, но в более расширенном виде, в более качественном исполнении.

Либеральная тенденция плавно переходила в охранительную. Женское мнение также прозвучало в прессе. Первая русская феминистка, одна из первых в России женщин - экономистов, публицист М.Н.Вернадская^ подняла вопросы женской трудовой деятельности на страницах журнала "Экономический указатель". Она ратовала за возможность выбора женщиной жизненной стратегии, считала, что традиционная жизненная программа женщины обедняет ее жизнь: "Нельзя из каждой женщины сделать хозяйку и воспитательницу"^.

Но в России, с ее феодально-сословным устройством, с барским пренебрежением к труду со стороны привилегированных сословий, все эти призывы выглядели утопично. Не удивительно, что русские женщины стремились исключительно к умственному труду. Это был прорыв, который не оценили современники.

Вернадская рано умерла, не успев в полной мере раскрыться как исследователь.

Признанными теоретиками "женского вопроса^ стали прежде всего М.Л.Михайлов и Д.И.Писарев.

В 1860 г. "Современник напечатал статью М.Л.Михайлова "Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе"^, которая создала Михайлову славу "творца женского вопроса" и вывела "Современник^ в лидеры.

Михайлов объявлял процесс продвижения общества в сторону женской эмансипации самой главной характеристикой переживаемого времени. Ратовал за преобразование женского воспитания, обучения, предоставление женщинам доступа ко всем видам деятельности, гражданских прав. Видел в этом путь выхода из кризиса.

Возможно, что такой ярко выраженный феминистский взгляд на общественные процессы сложился у Михайлова под влиянием французской феминистки Эжен Д^Эрикур, с которой Михайлов

^ Письма к русской женщине А.Х-ва. - Журнал для воспитания, 1857, т.1 Кривошеий М. Значение женщины. - Светоч, 1860, М 7. Соколовский Н. Наша женская литература. - Светоч, 1860, № 12.. ^ Вернадская Мария Николаевна (Шингарева), 1832-1861. ^ Там же, с.89. ^ М.Л.Михайлов. - Современник, 1860, ^ 4.

познакомился в Париже в 1858/59 гг. и которая утверждала, что ^Если мы хотим освободить мужчин и вообще человечество, необходимо, чтобы женщины стали свободны, образованны, начитаны и могли бы расцвести в соответствии с собственным духом"".

"Современник" поднял тему поисков реальных путей решения. Журнал первым поставил вопрос о необходимости высшего образования для женщин в России. "Надо учиться, учиться в той же мере, в какой учится мужчина"", "Вы сделаетесь умными, мыслящими и полезными людьми..."^, "Участие в труде и промышленности, в науке и искусстве вообще должно быть доступно каждому совершеннолетнему члену общества"^ - декларировали демократы.

С другой стороны революционные демократы - Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Слепцов связывали решение женский проблем с решением социально-экономических проблем страны, рассматривали "женский вопрос" как один из многих социальных вопросов, которые нужно решать одновременно. Это была наиболее характерная точка зрения для русской общественной мысли.

Либеральный лагерь предлагал менее радикальный путь решения экономических проблем женщин. Со стороны юристов (Кавелин, Любавский, Беляев, Мотовилов и др.) раздавалось требование пересмотреть законы наследования в интересах женщин, как один из путей нахождения средств к существованию женщин привилегированных сословий^.

В либеральных кругах вызревала идея о необходимости социального призрения определенных категорий женщин.

Появление в 1863 г. романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Не могла быть расценена иначе, как появление учебника жизни, нового Евангелия для прогрессистов, проповеди разврата - для консерваторов, тем более, что появился он на страницах "Современника". Роман пользовался бешеным успехом, имел длительное влияние на современников.

Вопросы положения женщины, образ "новой" женщины, вопрос о фиктивном браке, как одном из путей выхода женщины из-под родительской опеки, о "новой" семье, о новых взаимоотношениях между супругами, о труде женщин и его значение в жизни женщины, о женских трудовых ассоциациях (артелях) основанных на новых без эксплуатационных началах - вот круг проблем на которые роман давал ответ.

Н.Г.Чернышевский знал о существовании реальных женских артелей и по сути дела в художественной форме распространял этот опыт.

Особенно важно было то, что главной героиней романа была женщина, которая находила счастье в трудовой деятельности. Героиня Чернышевского знала выход - это было занятие "неотступным делом". Через то она стала самодостаточной личностью, главным действующим лицом в своей собственной жизни. Пример вдохновляющий.

^ Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Указ.соч., т.2, с.76. ^ М.Л. Михайлов. - Современник., 1861, №4. ^ Д.И.Писарев. Сочинения: в 4-х тт., М., 1956, т.З, С.212. ^М.Л. Михайлов. Сочинения в 4-х тт., М, 1956, т.З, с. 428.

МЛ.Михайлов. - Современник, 1860, М 4, С.473. 21 Ограничения в наследовании для женщин существовали до 1912 года.

Что же это за дело? Чернышевский рекомендовал своей героине и через нее всем читающим женщинам заняться учением: медициной, присутствовать на операциях (что было возможно в 60-е годы); создавать артели и трудиться в них не благо женщин с более низким социальным статусом, выполняя в их среде роль наставницы, учительницы жизни. Он увидел в реальной жизни новые формы социальной организации, развил их, сильно идеализируя.

Вера Павловна стала идеалом для образованных женщин и девушек. Серьезным оказалось влияние романа и на развитие семейно-брачных отношений. Старые семейные отношения изживали себя, семья переживала кризис. Новому поколению была нужна другая семья, построенная на новых разумных началах. Но было не ясно какая семья, на каких принципах основанная должна придти на смену.

Чернышевский предложил вариант решения вопросов семьи/брака и любви. В романе утверждались новые нравственные нормы, за которые в официальном отзыве цензора О.А.Пржецлавского роман был квалифицирован как "аморальный, отрицающий христианскую идею брака" и проповедующий вместо ее "чистый разврат"^.

Возможность фиктивного брака, отношение мужа к жене как к другу, соратнице, равноправность женщины в браке и даже право жены на другую любовь, которую муж принимает с уважением - вот принципы новой семьи по Чернышевскому. В 1869 г. вышла книга Дж.Ст.Милля "Подчиненность

женщины^, которая разъясняла проблемы женщин, поставив их в прямую зависимость от интересов мужчин. ^Женщины -искусственные продукты", утверждал Милль, "И будут ими до тех пор пока общественные учреждения не дадут женщинам такой возможности, как мужчинам развивать свободно собственную своеобразную личность"" . Он обращал внимание на суть женского воспитания, которое по его словам порабощало ум женщины и "...было бы чудом, если бы наука нравиться мужчинам не стала бы полярной звездой женского воспитания и женского характера" "

Милль указывал женщинам путь - "иметь возможность зарабатывать деньги - необходимое условие достоинства женщины". "

В результате общенациональной дискуссии 1860 -1870-х гг. по поводу "женского вопроса", как в публицистике, так и на страницах художественной литературы, идея эмансипации женщины была понята в России на часть общей проблемы освобождения человеческой личности. Как проблема становления и реализации личности женщины в интересах самой себя и общества. Эта определило широкое общественное звучание темы, поддержку всех классов и сословий, в таком виде эта идея вошла в общественное сознание, стала частью общей задачи по демократическому переустройству России.

В результате дискуссии, женских инициатив в 1850 -1870-х гг., в России произошли изменения в общественном сознании. Был поколеблен идеал женственности,

22 Цит. по Рейсер С.А. Некоторые проблемы изучения романа Чернышевского "Что делать?". Л., 1975, С.829.

23 Милль Дж.Ст. Подчиненность женщины, СПб, 1869, с.бЗ. 2^ Там же, с. 37. 25 Там же, с. 120.

сформулированный императрицей Александрой Федоровной в послании к смолянкам в 1836 году: "В каком бы Вы положении не очутились, пусть в Вас замечают не Ваш ум, не Ваш талант, а Вашу скромность, сдержанность и женскую добродетель. Не старайтесь блистать, но исполняйте строго и добросовестно Ваши обязанности. . . "

Новый взгляд на женщину как на гражданку, без сознательного участия который не может существовать современное цивилизованное общество, воздействовал на женщин, привел к росту женской активности и в дальнейшем к становлению женского движения как такового.