Смекни!
smekni.com

Реформация (стр. 8 из 10)

Реформация проводилась путем жесточайшего террора. От анг­личан требовали полного подчинения новой организации церкви. За отрицание ее основных принципов полагалась смертная казнь. Опасаясь роста народной оппозиции по отношению к новой церк­ви, Генрих VIII запретил самостоятельно читать и толковать Библию мастеровым, поденщикам, земледельцам и слугам, потому что они могли истолковать ее в духе радикальных сектантских учений. Активнейшими деятелями Реформации были Томас Кромвель — канцлер королевства, и Томас Кранмер, занявший после Реформации пост архиепископа Кентерберийского.

При Марии Тюдор (1553—1558), дочери Генриха VIII от первого брака, ярой католичке, вышедшей замуж за наследника Карла V Габсбурга и будущего короля Испании Филиппа II, в Англии восторжествовала католическая реакция. Используя под­держку не довольных абсолютистской политикой дворян, главным образом из экономически отсталых районов Англии, Мария восстановила католичество и стала преследовать деятелей Рефор­мации, за что получила прозвище «Кровавой». Однако Мария не решилась возвратить церкви монастырские земли и имущества, отнятые короной при ее отце и перешедшие в руки светских владельцев. Уже известие о готовящемся браке Марии и Филип­па II в 1554 г. вызвало крупное восстание, начавшееся в Кенте и руководимое выходцем из нового дворянства Томасом Уайатом. Собрав отряд численностью до 10 тыс. человек, главным образом из кентских крестьян, он двинулся на Лондон с двумя целями: защитить Англию от угрозы ее порабощения испанцами и освободить королеву от ее происпански настроенных советников. Но страх дворян и богатых горожан перед народным восстанием привел это выступление к поражению, хотя отряд Уайатта подо­шел к Лондону. Уайатт был казнен. Однако недовольство в Англии союзом с Испанией все более росло. Мария помогала своему мужу деньгами и оружием и начала войну с Францией. Но в 1558 г. французские войска овладели городом Кале, последним владением Англии на континенте.

После смерти Марии английская корона перешла к Елизавете I (1558—1603), дочери Генриха VIII от второго брака, который не был признан папой. При Елизавете абсолютизм еще более укрепился. Она восстановила реформированную церковь, в этом ее поддержало большинство дворян и буржуазии. При ней была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»), которую принял парламент в 1571 г. Англиканизм — умеренное течение в протестантизме. В его символе веры признавался догмат о спасении людей от грехов посредством веры в искупительную жертву Христа и в Священное писание как источник этой веры, но при этом не отвергались и «добрые дела», которые должны совершать верую­щие в пользу церкви, как проявление этой веры. Признавались два таинства - крещение и причащение. Церковь стала националь­ной, богослужение велось на английском языке, отвергались власть папы над ней, индульгенции, почитание икон и мощей, уменьшалось число праздников. Вместе с тем в реформированной церкви сохранялась иерархия духовенства, возглавляемая еписко­пами, владевшими своими землями. Духовенство подчинялось только королю как часть его государственного аппарата и было обязано пропагандировать среди мирян идею о полном и беспре­кословном их подчинении королю и его должностным лицам и о недопустимости мятежей. По-прежнему взималась десятина, кото­рая стала поступать в пользу короля и превратилась в важный источник его доходов.

Реформация во Франции.

В 20-е годы XVI века во Франции начали распрост раниться реформационные идеи. В идейной подготовке Реформа­ции важную роль сыграло гуманистическое движение. Центром распространения гуманистических знаний с 1530 г. сделалась Коллегия королевских лекторов в Париже. Под влиянием гуманизма во Франции задолго до Реформации распространялись идеи реформы церкви. Магистр свободных искусств Лефевр д'Этапль, сторонник очи­щения церкви, еще в 1512 г. (за пять лет до выступления Лютера) сформулировал два основополагающих принципа будущей Рефор­мации — оправдание верой и понимание Священного писания как единственного источника религиозной истины.

Французское реформационное движение делится на три перио­да. Первый период (20-е — начало 30-х годов XVI в.) был связан с умеренным распространением лютеранства (преимущественно в городах). К 20-м годам XVI в. относится первое выступление богословского факультета Парижского университета — Сорбон­ны — против ереси. В 1521 г. были осуждены Лефевр д'Этапль и его единомышленники. Реформационные идеи являлись формой социального протеста для большинства ремесленников, эксплуати­руемых цеховыми мастерами. Французский король, не видя в этом движении большой опас­ности, пока занимал позицию веротерпимости.

Второй период (1534—1559) характеризовался решительным выступлением сторонников новой веры, ростом числа еретиков и постепенным расширением социальной базы Реформации за счет низшего духовенства. В 1534 г. афиши, составленные при­верженцами Реформации, были расклеены даже в королевском дворце. Это выступление, оцененное Франциском I как неслыхан­ная дерзость, побудило короля отказаться от политики веротер­пимости и принять серьезные меры. В 1535 г. было сожжено 35 еретиков и около 300 заключено в тюрьму. В 1536 г. вышло первое издание «Наставления в христианской вере» Кальвина , и кальвинизм стал вытеснять лютеранство. Успехи нового реформационного учения и его воинствующий характер заставили Генриха II в 1547 г. учредить «Огненную палату» для суда над еретиками. Основную массу осужденных составляли черное духовенство и ремесленники. Преследования лишь усилили тягу сторонников кальвинизма к организационному объединению. В 1559 г. в Париже собрался первый синод кальвинистских церк­вей Франции, на котором были представлены двенадцать кальви­нистских общин, в том числе Парижа, Орлеана и Руана. С 1560 г. Реформация вступила в новую стадию, которая характеризовалась значительным расширением движения за счет примкнувшего к нему дворянства. Это внесло существенное из­менение в характер Реформации. Монарх вновь занял позицию веротерпимости и, более того, склонял папу к умеренной, в духе гусизма, реформе церкви: он хотел предоставить мирянам право причащаться под обоими видами, отменить обет безбрачия для духовенства и ввести национальный язык в богослужении. Такая реформа не ущемила бы материальные интересы монархии, однако могла умалить авторитет папы, и римская церковь не дала согласие на преобразования. С 1560 г. начались гражданские, или религи­озные (гугенотские), войны, составившие третий, самый длитель­ный период Реформации.

Реформационное движение было неоднородно в социальном отношении. В нем можно выделить два основных направления — буржуазное и дворянское.

Буржуазное направление в Реформации. В сравнении с дворян­ским буржуазное направление в Реформации имело более ранние и более прочные корни. Уже в первые десятилетия XVI в. рефор­мационные идеи, близкие к лютеранству, стали формой выражения социального протеста для части городского населения, страдавше­го от эксплуатации и непосильных налогов. Реформационные идеи усваивались главным образом подмастерьями и наемными рабочи­ми. Обособившиеся в замкнутую привилегированную группу цеховые мастера в основном держались королевской веры — католицизма.

В 40-е годы XVI в. в торгово-промышленных слоях города нашел питательную среду кальвинизм. Кальвинистские идеи отве­чали интересам складывающейся буржуазии и использовались преуспевающими представителями торгово-промышленной части города. При этом следует подчеркнуть политическую сторону использования кальвинизма. Молодая буржуазия тяготилась абсолютной властью монарха: цеховой политикой, налогообложе­нием, подчинением государственной системе управления вместо городской. В XVI в. она еще защищала свои локальные интересы. В стремлении устранить препятствия для своей деятельности буржуазия под знаменем кальвинизма выступала против абсолю­тизма за сохранение муниципальных привилегий. Подобная пози­ция толкала буржуазию на объединение с сепаратистски настроен­ной частью феодальной аристократии и дворянства. В большинстве случаев этот союз был не очень прочным, инициатива в нем находилась в руках дворянства, что в значительной степени по­влияло на исход Реформации.

Особенности социально-политического развития Франции обус­ловили распространение кальвинизма преимущественно в южных и юго-западных городах страны, хотя сторонники нового рефор­мационного учения были и в городах других областей Франции. В юго-западных городах провинций Они, Перигор, Керси и в Лангедоке сосредоточивалось около 2/3 всех протестантов Фран­ции. К тому же города Ларошель, Бордо, Монтобан, Тулуза, Монпелье и Ним являлись крупными торгово-промышленными центрами, социально-экономическое развитие которых способство­вало обострению борьбы между городской верхушкой и торгово-предпринимательской частью городов. Внутригородская борьба оправдывала вмешательство королевской власти и ликвидацию режима коммунального управления. Так, в Ларошели правление торгово-промышленной олигархии (купцов, арматоров, домовладельцов, землевладельцев), вызвавшее внутригородскую борьбу уже в 1535 г., привело к вмешательству Франциска I и к отмене коммунального управления, место которого заняла постоянная мэрия.