Смекни!
smekni.com

Реформация (стр. 9 из 10)

В северных, западных и центральных провинциях Франции одной из причин распространения кальвинизма была налоговая политика абсолютной монархии. Особое место в городском реформационном движении занимал плебс. Активность городских низов наиболее отчетливо проявилась в иконоборческом движении, в разгроме и грабеже церквей, монастырей в районах Ларошели, в Пуату, Бретани и Западной Нормандии. Городские низы яв­лялись непременными, иногда главными участниками волнений в городах Юго-Западной Франции. Их выступления осложняли борьбу, обнажая социально-экономическую подоплеку Реформа­ции. Но это самое разрушительное движение не выдвинуло ни собственных руководителей, ни программ. Оно не было самостоя­тельным. Что касается крестьянства, то оно в основном оставалось верным католицизму. Во французской деревне реформационные идеи имели незначительное распространение, и главным образом в Юго-Западной Франции.

Дворянское направление. Ядром антиабсолютистской оппозиции в целом стала часть феодальной аристократии при дворе и в про­винции. Опору ее составляли представители рядового дворянства, еще сохранившие зависимость от аристократии. Новая централи­зованная система вассальных связей, которую утверждал абсолю­тизм, нарушала прежний характер вассалитета, ослабляя власть знати в отношениях между королем и провинциальным дворян­ством, настраивая аристократию на поиски средств укрепления своего изменившегося положения. Средство для укрепления своих связей с провинциальным дворянством титулованная знать увидела в кальвинизме. В 1560 г. на ассамблее Генеральных штатов часть дворянства высказалась за право сеньора на выбор религии для себя и своих подданных.

Особенностью этой антиабсолютистской оппозиции являлись разрозненные выступления дворянства, разделенного на два соперничавших в борьбе за власть лагеря. Кальвинистский лагерь локализовался преимущественно в юго-западных и южных облас­тях Франции. Аристократия и дворянство юга видели в кальви­нистской Реформации средство к улучшению своего экономического положения за счет секуляризации церковных владений. Привер­женцы этого феодально-аристократического лагеря назывались гугенотами. Их вождями были представители боковой линии царствующей династии — ко­роль Наварры Антуан Бурбон (после 1562 г. — его сын Генрих Наваррский, будущий король Генрих IV) и принц Конде. Гугенот­скому дворянству противостояло дворянство католического лагеря, базировавшегося в старинном домене короля — северо-восточных и центральных провинциях. Входя в Королевский совет и поль­зуясь преимуществом при назначении на церковные должности

и потому не будучи заинтересованным в секуляризации церковных •земель, это дворянство считало себя защитником престола и католической веры. Но оно тяготилось опекой монарха, ревниво относилось к успехам нового дворянства при дворе и стреми­лось воспрепятствовать централизаторской политике короны. Вождями этого лагеря были герцог Франсуа Гиз, главнокомандую­щий королевской армией, и его брат кардинал Лотарингский Карл Гич. Однако непреодолимой грани между этими двумя лаге­рями не существовало. В ходе движения многие дворяне не раз меняли свое вероисповедание, что свидетельствовало о том, что конфессиональная принадлежность была у них не убеждением, а вопросом тактики ведения политической борьбы.

Интересы дворян-гугенотов нашли отражение в памфлетах так называемых монархомахов (тираноборцев), в которых проклами­ровалось право подданных на свержение и даже убийство монар­хов, забывших свой долг и превратившихся в тиранов. Из каль­винистского вероучения было взято определение тирановластия, которое позволило монархомахам обосновать право на свержение тирана, презревшего волю бога и нарушившего древние привиле­гии и вольности народа. При этом под «народом» монархомахи понимали феодальную аристократию. Политическим идеалом монархомахов являлась ограниченная монархия. Автор известного трактата «Франко-Галлия», представитель «дворянства мантии» Франсуа Отман (1524—1590), пытался исторически обосновать притязания гугенотской феодальной аристократии на политическую власть, апеллируя к далекому прошлому, когда знать принимала участие в выборах монарха. Вместе с тем как представители при­вилегированного сословия монархомахи защищали свои классовые интересы перед лицом народных восстаний, солидаризируясь в этом с дворянами-католиками. «Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дво­рян», — подчеркивалось в одном из памфлетов. Однако в дворян­ском направлении в Реформации прослеживалась и другая линия, представленная, в частности, убежденными кальвинистами — ад­миралом Гаспаром де Колиньи и видным военачальником, бли­жайшим сподвижником Колиньи Франсуа де Лану. Беспокоясь о судьбе страны, Колиньи и де Лану связывали будущее Франции не только с активностью внешней политики: с войной против Испании, с поддержкой освободительного движения в Нидерлан­дах, с колонизацией Америки, — но и с созидательной деятель­ностью дворянства на государственной службе и на хозяйственном поприще.

Особое место в дворянском направлении занимало духовен­ство, проявившее себя довольно активно уже во второй период реформационного движения. Судебные протоколы «Огненной па­латы» Генриха II свидетельствовали о распространении протестант­ских идей главным образом среди низшего, разночинного по происхождению духовенства. Своеобразное положение галликан­ской церкви под патронатом монархии, ослабившее влияние папства, отнюдь не устранило противоречия в среде французского духовенства. Напротив, вмешательство монархии в дела галликан­ской церкви и подчинение последней государству вносили немало осложнений в положение клира, углубляя противоречия между князьями церкви — крупнейшими феодальными владыками — и мелкими сельскими и городскими священниками, близкими к народным массам. Церковная политика монархии разделила духовенство на сторонников и противников королевской политики. Церковная оппозиция монархии сближалась с папством. Среди тех, кто поддерживал монарха, не было единства в оценке степени зависимости галликанской церкви от государства. Вследствие этого сословная программа духовенства в Реформации не могла быть единой, и потому духовенство не представляло самостоя­тельного направления в реформационном движении. Папская ориентация части епископства была близка сепаратистской оппо­зиции феодальной аристократии, тогда как реформационные идеи части низшего духовенства объединяли ее с антифеодальными движениями городских низов, а также с частью кальвинистски настроенной буржуазии.

Гражданские войны. Противоречия между двумя группировками феодально-аристократической оппозиции, конфессионально разделенной, нашли воплощение в Амбуазском заговоре (1560), ставшем прелюдией гражданских войн.

Первые вооруженные столкновения между гугенотами и католиками были вызваны акцией герцога Гиза против гугенотов, собравшихся в Шампани в местечке Васси в 1562 г. Убийство нескольких гуге­нотов и ранение около 100 участников собрания всколыхнули всю Францию, положив начало открытой вооруженной борьбе.

В 1570 г. в Сен-Жермене был заключен мир, по которому кальвинистское богослужение допускалось повсюду, кальвинистам разрешалось занимать государственные должности. В качестве гарантии исполнения условий мира им были предоставлены в полное владение четыре города-крепости Монтобан, Коньяк, Ларошель и Лашарите. Однако гугеноты недолго праздновали победу: 24 августа 1572 г. в день святого Варфоломея началось новое наступление на кальвинистов. Для этого была использована свадьба Генриха Наваррского с сестрой Карла IX Маргаритой Валуа. К свадьбе в Париж съехались гугенотская аристократия и представители рядового дворянства из южных провинций. С санкции Карла IX Гизы приступили к осуществлению задуман­ной акции: в ту же августовскую ночь началось избиение застигну­тых врасплох гугенотов. Колиньи был убит одним из первых. Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, перейдя в католи­чество. В Париже только к полудню 24 августа было убито 2 тыс. гугенотов: дворян, купцов, ремесленников и даже иностранцев- немцев и фламандцев. Резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинции.

События в Париже вызвали восстание гугенотского дворянства на юге Франции. В 1575 была создана гугенотская конфеде­рация, которая была воплощением дворянского политического идеала — ограниченной штатами и знатью монархии. Помимо королевской санкции на образование гугенотской конфе­дерации протестантам была предоставлена свобода вероисповедания (кроме Парижа и территории королевского двора), дано право судиться в своих палатах, учрежденных в некоторых королевских судах, предоставлены восемь крепостей, кроме полученных ранее, и право иметь свою армию.

Инте­ресы гугенотов в известной мере были удовлетворены. Однако не был положен конец войнам.

После 1575 г. острее обнажились политические интересы другого лагеря феодально-аристократиче­ской оппозиции, представленного католическим дворянством северных и центральных провинций, вдохновителями выступлений которого являлись Гизы. Провокаторы массовых убийств гугено­тов, Гизы посягали на овладение государственной властью, откры­то переходя на путь антидинастической борьбы. Для этой борьбы Гизам нужна была организация, аналогичная гугенотской конфе­дерации. Такой организацией стала Католическая лига, возникшая в 1576 г. Принадлежность к Лиге была объявлена обязательной для всех католиков. Члены ее должны были повиноваться главе Лиги — герцогу Генриху Гизу, претенденту на престол Фран­ции.

Католическая лига объединила в своих рядах феодальную аристократию, дворянство и формирующуюся буржуазию северных и центральных провинций Франции., Однако этот союз, внешне противостоящий гугенотской конфедерации, а по существу, дол­женствующий служить политическим интересам Гизов в их ди­настической борьбе, был непрочным. Несовпадение политических и экономических интересов рядового дворянства, буржуазии и феодальной аристократии ослабляло Лигу, сделало возможным использование этого союза королем Генрихом III (1574—1589) в интересах укрепления монархии: он объявил себя главой Лиги и отменил эдикт о, свободе вероисповедания.