Смекни!
smekni.com

Принятие христианства на Руси. (стр. 3 из 4)

привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трога-

тельное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый

для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и

на их неустанном труде на пользу братии, - все это очень сильно

действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочес-

тивой братии, чем могли: строили в монастыре храмы, дарили мо-

настырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности.

Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроен-

ный монастырь и делалась религиозным и просветительным средото-

чием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и

"книжному почитанию", и хозяйственным приемам. В монастырях об-

разовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти


- 7 -

все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хо-

зяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и ру-

ководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве

не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства,

и рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и был

прикреплен к церковной земле. На обширных землях монастырей все

хозяйственные порядки установлялись сообразно указаниям гречес-

кого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому

монастырское (и вообще церковное) землевладение становиллось

образцом не только для частных, но даже и для княжеских земель-

ных хозяйств.

В первое время христианская письменность на Руси не была

обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, предс-

тавляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг,

поучений, исторических книг, Кормчей книги и т.п. Под влиянием

этой болгарской письменности создалась и собственная русская

письменность, в которой главное место занимали летописи и жития

святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими иск-

лючениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусс-

твом. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми,

обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным

образцам так, как умели, без школьной учености и риторического

искусства. Тем не менее их произведения оказывали заметное вли-

яние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению

нравов на Руси.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в

области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов

и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к

созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевс-

кий храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной

церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину"

(то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим ка-

менным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в

других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною

церковью. Они строились по византийским образцам и украшались

богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись

под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значи-

тельного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства

и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и

производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях худо-

жественного производства были, конечно, греки. Позднее под их

руководством появились и русские мастера. Развилось таким обра-

зом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось

резко выраженным византийским характером и поэтому известно в

науке под именем русско-византийского.

Митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и благодати"

находит заслуживающим удивление то, что Владимир решился при-

нять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом

в состоянии был понять, что, христианство лучше язычества, "Ка-

ко верова! Како разгореся в любовь Христову?"

Монах Иаков написал "Похвалу князю Русскому Володимеру".

Он объясняет его поступок, во-первых, тем, что сам Бог "просве-

тил сердце его", во-вторых, тем, что, "слышав о бабке своей


- 8 -

Ольге, как приняла она святое крещение и пожила всеми добрыми

делы украсившися", возгорел желанием подражать ей.

Нестор Печерский дает знать, что Владимиру было особенное,

сверхъестественное откровение.

В вопросе о принятии Владимиром христианской православной

веры содержатся два отдельные вопроса, во-первых: кем он обра-

щен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение.

Для проповеди православного христианства к Владимиру не

приходили ни посол греческий, ни какой бы то ни было сторонний

миссионер. Следовательно, его проповедников нужно искать дома,

и, следовательно, ясно, что таковыми были те варяги-христиане,

которые в большом числе находились в Киеве со времени Игоря.

Эти варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу,

они же обратили в христианство и Владимира.

Россия в продолжение долгого времени после крещения Влади-

мирова оставалась без митрополита и без церковного управления.

Но если бы Владимир крестился от греков, то какие причины могли

бы воспрепятствовать последнем дать нам митрополита и ввести

церковное управление вскоре после крещения? Возможное из сего

заключение есть то, что Владимир крестился не от греков и в

продолжение того или другого времени не завязывал с ними сноше-

ний.

Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так,

что, решившись принять христианство и крестившись сам, он тот-

час же приступил к крещению своего народа. В действительности

это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка.

Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимир

мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры.

Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собс-

твенное крещение было делом частным.

Прежде чем обращаться к речи о том, что расположило Влади-

мира оставить язычество и принять христианство, считаем нужным

возвратиться к повести, помещенной в летописи, чтобы дать неко-

торые разъяснения.

Кто был творцом повести, пока остается неизвестным. Есть

вероятность предполагать, что он был не русский, а грек, из

числа многих греков, живших в России в период домонгольский.

Сравнив Владимира с Константином Великим, автор взывает к ним

обоим: "О святая царя Константине и Володимире! избавляйта от

всякие беды греческие и русские!" Русские не притязали молиться

о греках, считая их людьми слишком высокими, чтобы они могли

нуждаться в чужих молитвах, слово "греческие" заставляет подоз-

ревать в авторе грека.

Для какого грека не могло быть желательным убедить русс-

ких, что вера, которую они, русские, приняли от греков, есть

вера самая лучшая?

Практическая цель редакции повести: укрепить русских людей

в привязанности к своей вере и усилить отвращение к чужим ве-

рам. В Киеве и других городах жило немалое количество людей ла-

тинской веры в качестве солдат в войсках князей, торговцев.

Купцы русские, кроме Запада, ездили в магометанскую Камскую

Болгарию, разноверный Крым. Таким образом, некоторые классы на-

ходились в большом общении с иноверцами. А это могло воспламе-


- 9 -

нить ревность какого-нибудь особенно усердного поборника веры в

видах воспитания и отвращения к другим верам создать нашу по-

весть.

Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться

желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении

принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как

великий государь.

Русские принадлежали к семейству европейских народов, но

оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские

народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданс-

кою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая

отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир.

Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сде-

лать, как последовать примеру других.

Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра-

ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

Представителями христианства были в то время греки и папа.

Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варяги

не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианс-

тво именно от греков.

Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный

сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сде-

лался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. На

против, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не

подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у дру-

гих.

Спустя два года после собственного крещения, Владимир ре-

шился приступить к крещению народа. Прежде чем делать это, он

решился войти в сношения с греками, так как для будущей русской

церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить

посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной

на греческий город и только в качестве победителя завязал с

греками сношения.

Язычество не было религией в современном понимании. Это

была довольно хаотическая совокупность различных верований,

культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и це-

лого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объедине-

ние людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяни

в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем

стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества

среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных яв-