Смекни!
smekni.com

Принятие христианства на Руси. (стр. 4 из 4)

лений природы заставляли людей искать объединения.

Время и события требовали познания мира и истории в широ-

ких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более

широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством,

сказывалось прежде всего по торговым и военным дорогам Руси,

там, где вырастали первые государственные образования. Стремле-

ние к государственности не было, разумеется, принесено извне,

иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, ко-

торым ознаменовался Х век.

Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир

1 Святославович в 980 году делает первую попытку объединения

язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки


- 10 -

и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания панте-

еона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и

тот "постави кумира над Волхвом". Однако интересы страны звали

Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя

должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой

культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически

соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литера-

турного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах,

прежде всего переводных. Письменность давала возможность обще-

ния не только с современными культурами, но и с культурами

прошлыми. Она лелала возможным написание собственной истории,

филосовского обобщения своего национального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийс-

ким двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно

равных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс-

тупило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой

культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам

Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христи-

анство в целом способствовало возникновению сознания единства

человечества.

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-

танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите-

ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс-

тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе

культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной

дате начала русской культуры, то я считала бы самой обоснован-

ной 988 год.

Пушкин так сказал о христианстве: "История новейшая есть

история христианства". Роль и значение христианства на Руси бы-

ли очень изменчивы, как изменчиво было на Руси само правосла-

вие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительной

мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находи-

лись в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав,

если широко понимать его мысль.

Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее

истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие полити-

ческой, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Ру-

си уделено большое место в "Повести временных лет". В ней под-

робно повествуется о принятии христианской веры кназем Владими-

ром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод

предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных рели-

гий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в ре-

зультате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые

летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но

некоторые из них явно вымышлены.

Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) - один из

крупнейших дореволюционных исследователей истории русской церк-

ви. Его главный труд - двухтомная "История русской церкви", ох-

ватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обс-

тоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в офици-

альной церковной традиции, показал легендарность и недостовер-


- 11 -

ность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так,

по его мнению, входящий в состав "Повести временных лет" расс-

каз о выборе веры князем Владимиром составлен гораздо позднее

Крещения Руси, Чтобы прославить православную веру и отвратить

русский народ от других религий.

В 1988 г. широко и торжественно отмечалось Крещение Руси.

Появилось множество статей и книг, авторы которых вновь и вновь

пытаются осмаслить историческое значение этого эпохального со-

бытия. Среди них - работы академика Дмитрия Сергеевича Лихаче-

ва, одного из крупнейших современных исследователей истории,

культуры, литературы Древней Руси. Многие годы Дмитрий Сергее-

вич Лихачев возглавляет сектор древнерусской литературы Инсти-

тута русской литературы (Пушкинского дома) в Санкт-Петербурге.

В статье, отрывок из которой приводится здесь, автор размышляет

о широком гуманитарном значения принятия христианства на Руси,

что связано со "вселенским", всечеловеческим характером этой

религии.